Правовое регулирование налогообложения в Европейском союзе.
Право Европейского союза - самостоятельная и особая (наднациональная) правовая система, нормы которой интегрированы в национальное право государств-членов и регулируют посредством методов гармонизации и унификации развитие процессов комплексной интеграции между странами и народами, объединенными в государствоподобную организацию политической власти - Европейский союз <1>.
--------------------------------
<1> Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: Монография / В.А. Жбанков, П.А. Калиниченко, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2015; СПС "КонсультантПлюс".
По мнению А.С. Захарова, в настоящее время можно констатировать факт формирования самостоятельной системы налогового права ЕС (Европейского сообщества), которое с момента ратификации Лиссабонского договора всеми государствами-членами трансформируется в налоговое право Европейского союза <1>.
--------------------------------
<1> Захаров А.С. Налоговое право ЕС: актуальные проблемы функционирования единой системы. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. VI.
К первичным источникам интеграционного права Европейского союза можно отнести учредительные документы Европейских сообществ и Европейского союза. Эти акты также оказывают большое влияние на процессы гармонизации и унификации налогового регулирования.
Однако основой унификации и гармонизации в рамках Европейского союза является возможность принятия регламентов и директив.
Регламент - акт, который содержит нормы права, носит обязательный характер, имеет прямое действие на всей территории Европейского союза. С помощью регламентов происходит унификация законодательства государств-членов, поскольку он является актом прямого действия, замещающим действие национальных законов в области, которую регулирует.
Директива - акт, содержащий указание на принципы правового регулирования, модельные нормы, которые должны быть трансформированы в национальное законодательство. С помощью директив происходит гармонизация законодательства государств-членов, которые обязаны осуществить трансформацию указанных в ней правил в национальное законодательство в определенный срок, если этого не происходит, то она становится для этого государства частично прямодействующей в силу прецедентного права.
Особое значение также придается решениям Суда справедливости Европейского союза. Прецедентное право, как правило, дополняет и развивает положения учредительных договоров, но не может их отменять. Нормы вторичного права не только дополняются прецедентами, но и изменяются и отменяются решениями судов Европейского союза. Прецедентное право как бы осуществляет "тонкую настройку" деятельности правовых механизмов на практике <1>. С 2004 г., когда, например, Чешская Республика стала членом ЕС, значение судов в создании права значительно возросло. Роль судов в качестве создателей права продвигается как под действием решений Европейского судебного двора, так и в пределах национальной юрисдикции посредством деятельности внутригосударственных судов. В связи с этим повышается значение телеологического метода интерпретации права. Отмечая активность судей, следует задаться вопросом относительно пределов такой интерпретации. С точки зрения налоговых консультантов следует приветствовать ссылки на акты налогового законодательства, указанные в судебных решениях. Это повышает степень уверенности налогоплательщиков при применении права, обеспечивает его предсказуемость <2>.
--------------------------------
<1> См.: Жбанков В.А., Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. и др. Указ. соч.
<2> Нековар И. Современные методы Европейского союза в области налогов и роль судебных решений и доктрин в налоговом праве // Финансовое право. 2012. N 4. С. 33 - 36.
Правовое регулирование налогообложения в рамках интеграции в ЕС должно способствовать:
- свободе движения товаров;
- свободе движения услуг;
- свободе движения рабочей силы;
- свободе движения капитала.
В Европейском союзе осуществляется разнонаправленное регулирование косвенного и прямого налогообложения.
В отношении косвенного налогообложения можно констатировать, что налоговые системы государств в этой части были гармонизированы. Гармонизация косвенного налогообложения была произведена еще в самом начале существования сообществ.