Правовое регулирование сети Интернет в России
К действующим в Российской Федерации законам, в той или иной степени могущим быть применимыми к отношениям, связанным с Интернетом, относятся:
По наиболее общим вопросам правового режима функционирования информационных сетей и их государственного регулирования:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Доктрина Информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ от 9сентября 2000 г. № ПР-1895). 27 июня 20016 г. Совет безопасности РФ опубликовал для общественного обсуждения проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Доктрина Информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.) выделяет четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере.
1. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
2. Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
3. Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
4. Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России [http:// base.garant.ru/182535/].
3. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
Основными целями Программы являются: повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и защите информации.
4. Городская целевая программа «Электронная Москва» (2003 г.). Рассчитана до 2007 г.
По вопросам охраны исключительных прав в отношении информационных объектов, циркулирующих в Интернете:
Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу с 01.01.2008. Вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ)
Федеральный Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (утратил силу с 01.01.2008. Вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ)
Федеральный Закон «О связи» (от 07.07.2003)
Федеральный Закон «Об электронной подписи» (от 06.04.2011)
Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» (от 10.01.2002. Утратил силу с 1.07. 2013. Вместо него действует Федеральный Закон «Об электронной подписи»)
Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиям и защите информации» (от 27.07. 2006)
Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникативных сетях» («антипиратский закон») (от 02.07. 2013)
Федеральный Закон «О средствах массовой информации» (от 27.12.1991)
Федеральный Закон «Об обязательном экземпляре документов» (от 29.12.1994)
Федеральный Закон «О рекламе» (от 13.03. 2006)
Федеральный Закон «О коммерческой тайне» (от 29.07.2004)
Федеральный Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (утратил силу с 01.01.2008. Вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ)
Федеральный Закон «О защите конкуренции» (от 26.07.2006)
Модельный закон СНГ «Об электронной цифровой подписи» (от 09.12.2000)
Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" (от 05.06.1996)
Проект Федерального Закона «О правовом регулировании оказания интернет-услуг»
Поправки к закону, связанные с сетью Интернет.
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», приведшие к созданию «Единого реестра запрещённых сайтов»;
Федеральный закон от 2 июля 2013 года№ 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникативных сетях» - закон, подразумевающий возможность блокировки сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя;
Федеральный закон от 28.12.2013 N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вносящий дополнения, связанные с блокировкой экстремистских сайтов;
Федеральный закон от 05.05.2014 N 97-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" - «закон о блогерах», обязывающий владельцев популярных блогов и сайтов регистрироваться в Роскомнадзоре.
Подзаконные акты
Письмо ЦБ России от 23 октября 2009 г. № 128-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет»
ГОСТ 6.10.4-84 Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники (от 09.10.1984)
ГОСТ 7.83-2011. Межгосударственный стандарт. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения (от 07.01.2002)
ГОСТ Р 52292-2004. Информационная технология. Электронный обмен информацией (от 29.12.2004)
Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике».
Постановления Пленума Верховного суда СССР от 9 июля 1992 г. «О судебном решении», где указано, что суд в случае необходимости вправе сослаться и на письменные доказательства в виде документов, полученных с помощью электронно-вычислительной техники. Эти документы принимаются в качестве доказательство при условии их надлежащего оформления в соответствии с установленным порядком.
Что касается правового регулирования информационного обеспечения, то здесь необходимо выделить три ключевых проблемы:
во-первых, необходим порядок регистрации доменных имен, предусматривающий пресечение попыток захвата доменных имен, совпадающих с торговыми марками. Это острая проблема, которая должна быть решена за счет внесения соответствующей поправки в закон о товарных знаках. В ней должно быть четко расписано, как наказываются попытки присвоения товарного знака или доменного имени;
во-вторых, требуется решить вопрос с электронной цифровой подписью – т.е., в этой связи необходимо принятие федерального закона, регулировавшего бы данный вопрос;
в-третьих, назрела необходимость внесения изменений и дополнений в действующий Закон «Об информации, информатизации и защите информации» - здесь необходимо учесть, что необходимо внести поправки, связанные с реализацией защиты личной и персональной информации, в том числе и в Интернете.
Здесь следует особое внимание уделить так называемой информационной безопасности, которая представляет собой три взаимосвязанных части.
Первая – это обеспечение конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере.
Вторая – интеграция России в мировое информационное пространство, а также создание конкурентоспособной индустрии информационных услуг.
Третья – это обеспечение безопасности функционирования информационной инфраструктуры.
Основными правовыми проблемами, связанными с Интернетом, являются:
проникновение в системы, в т.ч. системы управления;
нарушение авторских прав и прав интеллектуальной собственности;
распространение информации, оказывающей негативное влияние на различные аспекты современной жизнедеятельности, в том числе бесконтрольное распространение оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет и доступ к ним детей;
распространение недобросовестной, а зачастую просто лживой рекламной информации, рекламы и различных объявлений;
несанкционированный доступ к коммерческой и конфиденциальной информации юридических и физических лиц и органов власти и управления;
мошеннические операции с построением по типу пирамидальных мошеннических структур;
нарушение прав и законных интересов личности в процессе информационного обмена.
По мнению И.М. Рассолова, эти проблемы можно сгруппировать в три группы:
1. Защита информации
2. Защита прав и законных интересов личности, общества и государства при использовании компьютерных сетей
3. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности [Рассолов 2009: 136].
Клевета в Интернете
«Чтобы опорочить человека, заинтересованному субъекту (лицу) достаточно разместить соответствующие сведения на каком-либо посещаемом сайте в Интернете, и их будет обсуждать неограниченный круг лиц, на них будут ссылаться как на источник информации. Таким образом распространяется информация, дискредитирующая простых граждан, участников интернет-отношений, известных государственных деятелей, конкурентов в избирательных кампаниях разных уровней и т.д.» [Рассолов 2009: 138].
Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении субъектом или организацией действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту), и другие утверждения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию, умаляющие честь и достоинство. Под распространением понимается опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио, телевидению, демонстрация в хроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных юридическим лицам, или сообщениях в иной (в том числе устной) форме нескольким или хотя бы одному лицу. Приведенные определения применимы и к сфере Интернета [Рассолов 2009: 139].
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.205 г. № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" отмечается: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам» [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г].
«Анализ показал, что среди множества проблем судебной практики по этим делам можно выделить несколько, непосредственно касающихся механизмов распространения информации: 1) сложность определения самого события преступления и правильной квалификации деяния; 2) сложность установления круга лиц, привлекаемых к юридической ответственности и обязанных компенсировать моральный вред и материальный ущерб пострадавшему; 3) фиксация (собирание, представление) доказательств, их допустимость и достоверность; 4) отсутствие необходимого опыта у органов следствия по расследованию данных преступлений, недостаточность процедурных норм, сложность проведения следственных действий» [Рассолов 2009: 140].
Автор справедливо отмечает трудности, связанные с привлечением к ответственности за распространение в интернете клеветы. В случае если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации. Проблема заключается в том, что для доказательства в суде факта распространения порочащих сведений в Сети конкретными субъектами (лицами) требуется проведение достаточно сложных процедур: просмотр протоколов доступа, проверка учетных записей провайдеров, определение телефонных номеров и их владельцев, просмотр содержимого серверов, установление владельцев серверов, зачастую находящихся в разных странах, что связано с исполнением международных поручений, и т.д. Для этого необходимо обязать провайдеров регулярно копировать информацию с лог-файла, бережно хранить и представлять ее при первом требовании заинтересованных и компетентных государственных органов. Такие доказательства считаются допустимыми и в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством применяются судами в качестве письменных (ст. 71 ГПК РФ). Наиболее приемлемым способом доказывания юридического факта на сегодняшний день является заверение у нотариуса интернет-страниц. Заинтересованное лицо составляет на имя нотариуса запрос, в котором просит удостоверить факт нахождения спорной информации по определенному адресу в Интернете. В таком запросе обычно указываются: адрес страницы, конкретные спорные фразы или выражения обосновывается цель обеспечения доказательств. Нотариус устанавливает местонахождение информации в Интернете, распечатывает ее на бумажном носителе, проверяет наличие запрашиваемой информации в распечатанном экземпляре. Таким образом, он выполняет несколько нотариальных действий: получение доказательств и осмотр этих доказательств. Обычно, заверяя протокол осмотра интернет-страницы, нотариус указывает, каким образом он получил доступ к информации, описывает последовательность своих действий. Заверенная распечатка документа выступает письменным доказательством, так как соответствует требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, исходя из положений ст. 71 ГПК РФ и ст. 75 АПК РФ [Рассолов 2009: 143].
Перспективы правового регулирования Интернет-СМИ:
1. Создание устойчивой и эффективно применяемой нормативной базы для развития Интернета в Российской Федерации в интересах российских пользователей, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, органов власти и управления, пополнения информационных ресурсов Российской Федерации;
2. Обеспечение условий для участия Российской Федерации и операторов российского сегмента сети Интернет в разработке и принятии международных норм, регулирующих как технические и технологические, так и организационно-правовые аспекты развития Интернета;
3. Закрепление государственных гарантий охраны в отношениях, связанных с Интернетом, прав и законных интересов российских граждан и организаций, общественных интересов (в том числе интересов экономического и социального развития России), государственных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Формирование понятийного аппарата, на основе которого можно развивать нормы о регулировании СМИ в Интернете;
5. Внесение коррективов в Закон о СМИ, Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. и др. нормативные акты в части особенностей функционирования Интернет-СМИ, отвечающих формальным критериям.
6. Развитие институтов саморегулирования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Международная Конвенция по киберпреступлениям // http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=4603
2. Аналитическая записка «Регулирование и развитие СМИ в Интернете: европейский и российский опыт» // http: www.hse.ru
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // http://base.garant.ru/182535/.
4. Рассолов И.М. Право и интернет: 2-е издание. М., 2009.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // http://base.garant.ru/12138961/#ixzz4EZmh4nZ7
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
Общая
1. Аналитическая записка «Регулирование и развитие СМИ в Интернете: европейский и российский опыт» // http: www.hse.ru
2. Ананьева Е. Авторское право и Интернет // Интеллектуальная собственность. 2000. № 3. C. 38-41;
3. Бачило, И. Л. Информационное право. СПб., 2005.
4. Белашова М.С. Проблема электронных доказательств в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации // Актуальные проблемы российского права, 2007, № 4. С. 378-384.
5. Власов А., Кесарева Т. Честь, достоинство и деловая репутация в виртуальном мире // Российская юстиция. 2000. №7. С. 53-54;
6. Власов А.А., Кесареева Т.П. Актуальные проблемы прокурорского реагирования на нарушения прав личности в сети Интернет // Российский следователь. 2000. № 5. С. 2-4
7. Герцева Е. Н, Гринкевич А. П. Доменные споры. Судебная практика в России. М., 2014
8. Демьянова К. Интернет - средство массовой информации? // Законодательство. 2000. № 9. С. 45-48
9. Ершова Т. В. Информационное общество - это мы! М., 2008.
10. Кирий Л. Товарные знаки и Интернет // Закон. 2000. №4. С.52-54;
11. Копылов В.А. Информационное право. М., 1997.
12. Кристальный Б.В., Якушев М.В. Концепция российского законодательства в области Интернета // Информационные ресурсы России. 2000. № 2. С. 19-25.
13. Кто и как регулирует российский интернет. Правовое регулирование Интернета. Форум «Инфоком-2005. Инфокоммуникации России XXI век»: Материалы круглого стола, Москва, 28 сентября 2005 г.; под ред. Ю. Е. Хохлова. М., 2005.
14. Мелюхин И.С. Интернет и правовые отношения // Проблемы информатизации. М., 1997 . Вып. 4.. С. 69-78
15. Наумов В.Б. Российский Интернет: первые судебные прецеденты // Арбитражные споры. 2000. № 1(9). С. 130–133
16. Погуляев В.В., Тулубьева И.Ю. Нарушение авторских прав в сети Интернет // http: www.innovbusiness.ru/content/document_
17. Рассолов И.М. Право и интернет: 2-е издание. М., 2009.
18. Рихтер А.Г. Правовые основы регулирования деятельности Интернет- СМИ // http://www.journ.msu.ru/study/handouts/do/3y6s/rihter.pdf
19. Северин В.А. Правовое регулирование информационных отношений // Вестник МГУ. Серия право. 2000. № 5. С. 21-36.
20. Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве // Российская юстиция. 2000. №2. С. 49-50.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/
2 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Парижский акт от 24 июля 1971 г. (с изм. от 1979 г.) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 500 - 530.
3 Городская целевая программа «Электронная Москва» //http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-moscow.htm
4 Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1-4 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
5 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
6 Декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе, принята Комитетом министров Совета Европы 13 мая 2005 г. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в России // http://www.ifap.ru/ofdocs/eu/dhrrlis.pdf.
7 Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества г. Женева, 2003 г. - г. Тунис, 2005 гhttp://cogsys.ru/sites/default/files/library/Declaration.pdf
8 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // http://base.garant.ru/182535/].
9 Дополнительный протокол к Конвенции по киберпреступлениям. Дополнительный протокол к Конвенции по киберпреступлениям в отношении криминализации деяний расистского и ксенофобского характера, осуществляемых при помощи компьютерных системг. Страсбург, 28 января 2003 годаhttp://mvd.gov.by/main.aspx?guid=4593
10 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 1.
11 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
13 Международная конвенция по киберпреступлениям. Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве) http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=4603
14 Модельный закон СНГ «Об электронной цифровой подписи» (от 09.12.2000) // http://www.info-system.ru/zakon/zakon_zakon_el_cif_pod.html
15 О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)": Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531. 200
16 Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
17 Об Интернете: проект модельного закона государств - участников СНГ // Лента.Ру (http://lenta.ru/articles/2008/01/29/project).
18 Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав Утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015 г. // http://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=10333
19 Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56.
20 Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике».
21 Письмо ЦБ России от 23 октября 2009 г. № 128-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет»
22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // http://base.garant.ru/12138961/#ixzz4EZmh4nZ7
23 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65. О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm
24 Проект Федерального Закона «О правовом регулировании оказания интернет-услуг» // http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
25 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. // Российская газета. 2008. 16 февр
26 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
27 Уголовный кодекс Российской Федерации // http://www.ugolkod.ru
28 Федеральный закон РФ" от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 7. Ст. 300.
29 Федеральный закон РФ от 05.06.1996 № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10929/
30 Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникативных сетях» («антипиратский закон») (от 02.07. 2013) // http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm
31 Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
32 Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
33 Федеральный закон РФ «О связи» от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600.
34 Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 // Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
35 Федеральный закон РФ I "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351- // Ведомости Cъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 32. Ст. 1242.
36 Федеральный закон РФ Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1. 199
37 Федеральный закон РФ от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (утратил силу с 01.01.2008). Вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ) http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
38 Федеральный закон РФ от 05.05.2014 N 97-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" // http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
39 Федеральный Закон РФ от 09.0. 2003 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу с 01.01.2008). Вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ) // http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
40 Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 157.
41 Федеральный закон РФ от 2 июля 2013 года№ 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникативных сетях» //http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
42 Федеральный Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (утратил силу с 01.01.2008. Вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ) http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
43 Федеральный Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // http://dogovor-urist.ru/
44 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3448.
45 Федеральный закон РФ от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
46 Федеральный закон РФ от 28.12.2013 N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // http://www.internet-law.ru/law/projects/internet-service.htm
47 Федеральный Закон РФ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=48699
48 Федеральный закон РФ от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" // СЗ РФ. - 1996. - № 28. Ст. 3347.
49 Федеральный закон РФ от 5 июня 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.
50 Федеральный закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
КО ВСЕМ ТЕМАМ ПРАВОЙ ЧАСТИ
1. Право на информацию и его гарантии. Понятие свободы мысли и слова как норма естественного и позитивного права. Доступ к информации: фактические возможности граждан и прессы.
2. Международно-правовое регулирование свободы массовой информации.
3. Правовое регулирование свободы массовой информации в России.
4. Понятие чести и достоинства.
5. Уголовно-правовые способы защиты чести и достоинства.
6. Гражданско-правовые способы защиты чести и достоинства.
7. Распространение сведений порочащих честь, достоинство и деловую репутацию в СМИ и ответственность журналиста за унижение чести, достоинства и деловой репутации гражданина, предприятия и организации.
8. Отечественного уголовное законодательство о посягательствах на честь и достоинство личности.
9. Понятие клеветы и оскорбления. Прямой умысел как главный отличительный признак клеветы.
10. Клевета и оскорбление в СМИ. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Посягательство на общественную нравственность.
11. Понятие Интернета, интернезация как источник информации.
12. Соотношение понятий Интернет и СМИ.
13. Международные источники правового регулирования Интернета.
14. Российские источники правового регулирования Интернета.
15. Правовое регулирование сети Интернет в России
ЧАСТЬ 2.