Безопасность в медийной сфере

Учебное пособие

ОМСК 2016

Бутакова Л.О., Хомяков В.И.

Правовая деятельность и лингвистическая безопасность в медийной сфере.Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2016, 214 с. Хомяков В.И. Ч. 1. Правовые нормы в области медийной деятельности.Бутакова Л.О.Часть 2. Лингвистическая безопасность медийной сферы в аспекте лингвистической экспертизы медиатекстов. От кого и как нужно защитить текст / дискурс / речь.

Учебное пособие посвящено достаточно новому и актуальному понятию – лингвистической безопасности, как и учебная дисциплина, для которой данное пособие написано. Авторы сосредоточили свое внимание на текстах, распространенных в медийной сфере.Лингвистическая безопасность рассматривается в учебном пособии в широком и узком значениях. Оно напрямую связано с обучением теоретическим и прикладным аспектам профессиональной деятельности журналистов в медийной сфере разных типов, форм, жанров, сориентированной на соблюдение существующих в РФ законов, знание «границ» свободы слова, уровня ответственности за написанное, сказанное и размещенное в сети Интернет и многое другое. Пособие делится на две части: первая часть охватывает собственно правовые аспекты медийного, рекламного творчества, вторая часть посвящена лингвистическим проблемам - качеству медийных текстов и способам их защиты. Завершается пособие объемным приложением, играющим роль хрестоматии, содержащим извлечения из российского законодательства. Учебное пособие предназначено в первую очередь студентам-журналистам, но будет полезным студентам других филологических специальностей.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор Н.Д. Федяева

доктор филологических наук, профессор Н.В. Орлова

кафедра русского языка и лингводидактики ОмГПУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..
Часть 1. Правовые нормы в области медийной деятельности  
Тема 1. Свобода информации………………………………………..
Конфиденциальная информация………………………………………
Ответственность за непредоставление информации………………...
Тема 2. Особенности дел о защите чести, достоинства и деловой репутации
Разграничение гражданско-правового и уголовно-правового способов защиты чести и достоинства……………………………………….
Распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию в СМИ…………………………………………………
Компенсация морального вреда……………………………………….
Судебная защита чести, достоинства, деловой репутации…………..
Исковые требования……………………………………………………
Особенности собирания, представления доказательств и их исследования…………………………………………………………………….
Литература по теме……………………………………………………..
Тема 3. Особенности дел о клевете и оскорблении
Заведомость как ключевой элемент субъективной стороны клеветы
Лингвистический аспект дел о клевете……………………………….
Особенности дел об оскорблении……………………………………..
Лингвистический аспект дел об оскорблении………………………..
Литература………………………………………………………………
Тема № 4. Интернет, новые СМИ и их правовое регулирование
Правовое регулирование сети Интернет в России……………………
Клевета в Интернете……………………………………………………
Литература………………………………………………………………
Вопросы для самопроверки ко всем темам правой части……………
Часть 2. Лингвистическая безопасность медийной сферы в аспекте лингвистической экспертизы медиатекстов. От кого и как нужно защитить текст / дискурс / речь
Тема 1. Лингвистическая безопасность: медиатекст на грани права
Понятие лингвистической безопасности: разные подходы к феномену. Медийная, лингвистическая, речевая безопасность «изнутри» и «снаружи»……………………………………………………………..
Текст – конфликтный текст - дискурс – конфликтная речь: можно ли предугадать, как «слово наше отзовется»………………..
Есть ли «свобода слова», свобода информации - абсолютны ли они? Законодательство РФ и декларации, кодексы этики журналистов о свободе передачи информации, правах и обязанностях…….
Вопросы для самопроверки……………………………………………
Практические задания………………………………………………….
Литература………………………………………………………………
Тема 2. Правовые риски и способы защиты медиатекстов и медиакоммуникаций в области унижения чести, достоинства, деловой репутации
Понятие чести, достоинства, деловой репутации и их проявления в публичной речи……………………………………
Разграничение утверждений, оценки, сведений, мнения……………
Параметры для разграничения выражения мнения и сообщения сведений…………………………………………………………………….
Разграничение эксплицитных и имплицитных утверждений……….
Приемы защиты текста и обеспечения медийной безопасности в аспекте защиты чести, достоинства, деловой репутации………………
Вопросы для самопроверки……………………………………………
Практические задания…………………………………………………..
Литература………………………………………………………………
Тема 3. Правовые риски в области публичной коммуникации на национальные, религиозные, политические темы: защита медиатекстов от обвинений в экстремистской направленности
Тексты, реализующие речевой жанр призыва к экстремистским действиям…………………………………………………………………..
Тексты, реализующие семантику возбуждения ненависти и вражды
Приемы защиты текста и обеспечения медийной безопасности в аспекте защиты от призывов к осуществлению экстремисткой деятельности…………………………………………………………………….
Приемы защиты текста и обеспечения медийной безопасности в аспекте защиты от возбуждения ненависти и вражды………………
Вопросы для самопроверки……………………………………………
Практические задания…………………………………………………
Литература……………………………………………………………..
Рекомендованная литература по курсу «Правовые нормы и лингвистическая безопасность в медийной сфере»………………
Вопросы к экзамену по курсу «Правовые нормы и лингвистическая безопасность в медийной сфере»……………………………

ВВЕДЕНИЕ





Медийное пространство современной России наполнено текстами, разными по проблематике и уровню профессионального мастерства. Нередко острые и не очень острые материалы, информационные, аналитические статьи, теле- и радиопередачи вызывают у аудитории и их героев чувство обиды, унижения. Следствием этого являются судебные иски о защите чести, достоинства, деловой репутации. Другой аспект информационного пространства современного общества – национальные, этнические, расовые проблемы. Грань между текстами, реализующими искреннюю заботу автора о глубоком освещении этих проблем, и экстремистскими материалами не всегда бывает видна, хотя российское законодательство в этой области конкретно.

Как создавать тексты, освещающие важные события частной и общественной жизни, и чувствовать себя уверенно не только в медийном, но и правовом пространстве? Курс «Правовые нормы и лингвистическая безопасность в медийной сфере», читаемый студентам-бакалаврам и магистрантам, обучающимся по специальностям «филология», «журналистика», направлен на обучение в этом направлении.

Учебное пособие создано в рамках курса, сориентировано на представление теоретических и прикладных аспектов нормативно ориентированной деятельности в медийной сфере разных типов, форм, жанров.

Цель указанной дисциплины:

- раскрытие сущности и роли права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью журналистов и средств массовой информации, созданием и использованием материалов средств массовой информации, их ответственностью, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций средств массовой информации, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов в Российской Федерации и зарубежных странах; влияние международной и отечественной судебной практики на деятельность средств массовой информации.

Предмет исследования включает основные принципы регулирования вопросов свободы слова, информации и печати; ограничения на оборот информации, её конфиденциальность, государственная тайна, нормы, институты и судебные дела в сфере деятельности средств массовой информации в РФ.

Основными целями преподавания данной дисциплины являются формирование у магистрантов теоретических знаний, практических умений и навыков в области правового регулирования деятельности средств массовой информации, защиты медийного и рекламного текст.

Задачи дисциплины:

1) формирование знаний о сущности и роли права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью журналистов и средств массовой информации, созданием и использованием материалов средств массовой информации, их ответственностью, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций средств массовой информации, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов в Российской Федерации и зарубежных странах; влияние международной

2) приобретение базовых навыков исследования особенностей функционирования СМИ в России; анализа отечественной судебной практики на деятельность средств массовой информации; работы с различными видами конфликтогенных текстов; анализа речи, медийного текста, дискурса, поликодового медийного и рекламного текста, товарного знака и т.п. с целью выявления их конфликтного потенциала; управления правовыми рисками; защиты медийного текста любого вида и жанра;

3) получение практического опыта в области выявление признаков речевых деяний, попадающих в сферу речевого конфликта; применения мер профилактики журналистских правонарушений; создания защищенного медийного и рекламного текста любого вида и жанра;

Содержание учебного пособия помогает развить компетенции, которые уже сформированы при изучении дисциплин:

«Лексикология» (разделы «Слово как основной языковой знак», «Лексическое значение»),

«Синтаксис» (раздел «Текст»),

«Лингвистический анализ текста»,

«Социолингвистика»

«Общее языкознание».

«Современные проблемы филологии»

«Лингвокультурология»

«Речевое воздействие»

«Основы теории текста»

Содержание учебного пособия направлено на реализацию основных особенностей курса:

1. Динамичность подхода ко всем освещаемым проблемам;

2. Акцентирование интегративной сущности анализа текста;

3. Взаимосвязь теоретических и прикладных аспектов изучения языковых / речевых феноменов любого уровня сложности для целей создания защищенного медийного продукта.

ЧАСТЬ 1.

Наши рекомендации