Место и роль Общественной палаты в структуре гражданского общества.
Формированию Общественной палаты как одного из важных институтов гражданского общества способствовали перемены, произошедшие в самом российском социуме за последние десятилетия: в условиях демократизации преодолевается пассивное отношение общества к государственной власти, методом проб и ошибок вырабатываются новые механизмы осуществления обратной связи общества и государства, создаются новые гражданские структуры. Без расширения политического участия граждан, без возрастания политической активности невозможно движение по пути развития гражданского общества. Для дальнейшего движения по этому пути как обществу, так и власти была необходима такая структура, которая стала бы своеобразным катализатором процессов формирования и развития российского гражданского общества. Такая миссия была возложена на Общественную палату. Согласно Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.
Создание Общественной палаты обусловлено как потребностями российского общества, так и потребностями российской власти. Специфика политической культуры России традиционно определяется стремлением российской власти к огосударствлению политической жизни общества: государство в России всегда доминировало над обществом и узурпировало функции самодеятельных общественных структур. В условиях демократизации такое положение вещей становится недопустимым: власть ищет новые формы взаимодействия с обществом, выстраивает новые структуры для реализации своей воли в транзитном социуме. Одним из проектов, связанных со стремлением строить гражданское общество «сверху» и управлять механизмами представительства общественных интересов, стал президентский проект создания Общественной палаты. Формирование Общественной палаты как института представительства и согласования интересов выступает одним из ярких свидетельств приспособления российской власти к новым институциональным реалиям.
Общественная палата является площадкой для координации и сотрудничества многих общественных объединений, выступает важным фактором создания действенных инструментов обратной связи общества и государства, таких, как включение дополнительных механизмов общественного влияния на административную систему, поиск эффективных путей привлечения граждан к реализации государственной политики, стимулирование формирования объективного информационного поля. Приоритетными направлениями её работы являются: развитие гражданского общества в России, защита прав и свобод граждан, осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, проведение общественной экспертизы федеральных законопроектов (с созданием Общественной палаты этот процесс становится централизованным). Таким образом, Общественная палата РФ выступает одним из конституирующих факторов процесса инсти-туционализации российского гражданского общества.
Общественная палата РФ заняла определённое место в структурах гражданского общества, однако закрепленный законодательством рекомендательный характер её решений приводит к тому, что механизмов реального воздействия на органы государственной власти у палаты явно недостаточно. Это является одним из главных факторов, препятствующих эффективности её деятельности по созданию неправительственных структур и институтов общественного контроля. Общественная палата – это орган представительства институтов гражданского общества, поэтому зачастую низкая эффективность её деятельности является своего рода зеркалом, которое отражает слабый уровень развития российского гражданского общества. Главным гарантом работоспособности Общественной палаты является Президент РФ. Контроль гражданского общества за властью, осуществляемый посредством ОП, станет действенным, если прерогативы палаты будут основаны не только на персоналистических механизмах, а прежде всего на законодательных.
В тенденциях создания и развития региональных общественных палат чётко прослеживается установка на формирование «управляемого гражданского общества»: стимулирование гражданского общества и общественных палат идёт преимущественно «сверху», между тем как подлинное гражданское общество создаётся именно «снизу». Не обладая реальными механизмами воздействия на местную власть и не имея соответствующего ресурсного обеспечения, региональные палаты зачастую имеют зависимый, сервильный характер, выступая не как институт представительства гражданского общества, а как суррогат последнего.
Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Работа Общественной палаты осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми Планом мероприятий Общественной палаты и Планом общественной экспертизы.
Советом Общественной палаты ежегодно утверждается План мероприятий Общественной палаты и План общественной экспертизы на основе предложений комиссий и рабочих групп, а Аппарату Общественной палаты поручается организовать работу по указанным планам.
Общественная палата РФ совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации формирует общественные советы при федеральных органах исполнительной власти: 75% членов общественных советов предлагается Общественной палатой РФ и 25 % — Экспертным советом при Правительстве РФ.
Общественная палата проводит общественную экспертизу проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов иных нормативных правовых актов, которые официально внесены в соответствующий орган власти, либо находятся на стадии проработки и согласования в федеральном органе исполнительной власти.
Общественной палатой принимается решение о проведении общественной экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов при внесении их в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и направлении в Общественную палату вместе со всеми прилагаемыми к ним документами и материалами в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».
По результатам общественной экспертизы Общественная палата утверждает заключение, которое носит рекомендательный характер и соответственно направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за 10 дней до даты рассмотрения соответствующего законопроекта в первом чтении (в исключительных случаях — во втором чтении) или до даты, установленной для представления отзывов, предложений и замечаний по соответствующему нормативному правовому акту.