Материально-техническая база, необходимая

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Организация, выбираемая студентом для прохождения практики (база практики) должна обладать следующим минимально необходимым материально-техническим обеспечением.

Правоохранительные органы: оргтехника, специализированное программное обеспечение, специально оборудованные кабинеты, измерительные и вычислительные комплексы, транспортные средства, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении криминалистических исследований.

Государственные учреждения, административно-управленческие подразделения предприятий (организаций): оргтехника, специализированное программное обеспечение, специально оборудованные кабинеты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Методические рекомендации для руководителя практики от вуза и руководителя практики от организации

Руководитель практики руководствуется «Положением об организации и проведении практик обучающихся, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования на основе ФГОС» от 23.05.2013г. №397. Руководитель практики от организации курирует деятельность обучающегося в период прохождения практики, консультирует его по выполнению заданий практики и осуществляет текущий контроль.

По окончании практики оценивает уровень освоения компетенций, подтверждает записи обучающегося о выполненных работах в дневнике работы обучающегося в период учебной практики, составляет отзыв о работе обучающегося.

Руководитель практики от вуза:

1) до начала практики: проводит установочную конференцию, в ходе которой знакомит обучающегося с программой практики, системой оценки.

2) во время практики: - оказывает студенту консультационную помощь по выполнению заданий; - осуществляет текущий контроль; - поддерживает взаимосвязь с обучающимся посредством сети «Интернет», телефонной связи, личного общения; - оказывать студентам методическую и организационную помощь в выполнении программы практики, написании отчетов.

3) после завершения практики: - проводит промежуточную аттестацию; - оценивает уровень освоения компетенций обучающегося. По итогам практики руководитель от вуза проводит итоговую конференцию, на которой обсуждает результаты прохождения практики.

Методические рекомендации для обучающихся по подготовке и прохождению практики

До начала практики обучающийся:

1. Знакомится с содержанием программы практики

2. Выбирает базу практики.

Обучающийся может пройти практику на базе:

- организаций, заключивших коллективные договоры об организации и проведении практики с университетом.

- профильной организации, выбранной обучающимся самостоятельно, по согласованию с руководителем практики от университета, заключив с ней срочный договор.

3. В случае заключения договора предоставляет его руководителю практики от вуза.

4. Получает задания на практику, в том числе индивидуальное задание, у руководителя практики от вуза.

5. Участвует в установочной конференции.

В период прохождения практики:

Обучающийся руководствуется «Положением об организации и проведении практик обучающихся, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования на основе ФГОС» от 23.05.2013г. №397.

Своевременно выполняет задания программы.

Ежедневно заполняет дневник работы обучающегося в период учебной практики. Выполняемая работа должна быть заверена подписью руководителя с места практики и печатью организации практики(при прохождении учебной практики внеаудиторно )

После прохождения практики обучающийся:

предоставляет на кафедру документы:

- отчет;

- дневник практики/журнал работы обучающегося в период учебной практики (при прохождении практики внеаудиторно);

- характеристика работы студента с места прохождения практики (при прохождении практики внеаудиторно).

Характеристика работы студента с места прохождения практики составляется по месту прохождения практики, подписывается руководителем практики и заверяется печатью соответствующего органа. Отсутствие печати не может быть оправдано выполнением характеристики на официальном бланке. В характеристике должны быть указаны: а) фамилия, имя, отчество студента, курс обучения; б) наименование органа (учреждения и его подразделения, в котором проходила практика; в) должность, фамилия и инициалы руководителя практики; г) вид практики, дата начала и дата окончания практики; д) краткое изложение работы студента, выполненной во время прохождения практики; е) оценка личных и деловых качеств студента, включая его теоретические знания, практические навыки и умения.

Отчет о прохождении учебной практики сдается студентом на кафедру в течение 7 дней со дня фактического окончания практики (для студентов заочной формы – в первый день экзаменационной сессии).

Деканатом назначается дата защиты отчетов по учебной практике. Студент защищает отчет о практике в форме аттестации с выставлением дифференцированной оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно.

Требования к написанию отчета по учебной практике

Отчет по практике составляется студентом в виде единого документа.

В отчете должны быть отражены все результаты выполнения заданий за период практики.

Структура отчета:

- титульный лист (образец – Приложение Б);

- введение

-содержание с указанием начальной страницы каждого структурного

элемента отчета;

-основная часть;

- заключение;

- список литературы и информационных ресурсов;

- приложения.

Во введении указываются цели, задачи практики, место, сроки прохождения практики и др.

Основная часть, отражает характеристику базы прохождения практики, результаты выполнения индивидуального задания:

организацию и содержание работы данного органа или организации;

нормативные документы, регламентирующие деятельность организации;

порядок работы над составлением и заключением различных видов договоров, если это соответствует специфике деятельности данной организации;

практика правовой пропаганды в учреждении или организации;

практика представления интересов организации в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве, др.

Основная часть должна содержать следующие разделы: Раздел 1. Характеристика места практики – отражается информация: - о месте практики; - о правовом статусе соответствующего органа (организации); - нормативно-правовые акты, регулирующие статус данного органа (организации); - правоспособность, цели, задачи деятельности, полномочия. Отдельно отражается анализ организации деятельности юридического отдела (службы) организации, либо деятельности организации (органа) в целом (положительные и отрицательные стороны). Раздел 2. Характеристика практической работы – отражается информация о конкретных действиях, совершаемых самим студентом в соответствии с заданием: - изучение структуры управления организацией, функций и методов управления, делопроизводства и документооборота в организации; - изучение и анализ должностных инструкций служащих аппарата; - изучение организации техники контроля, исполнение принятых решений. Здесь же студент должен указать на приобретенные в период практики навыки практической деятельности, затруднения, возникшие при выполнении отдельных поручений руководителя практики, порядок совершаемых действий. Подтверждается информация раздела приложениями.

Заключение – обобщаются результаты проделанной работы, делаются выводы и предложения по совершенствованию работы конкретного отдела, подразделения и т.п., отражается анализ соответствия нормативного регулирования потребностям правоприменительной деятельности (наличие пробелов, коллизий и т.п.), обоснованные выводы и предложения по вопросам организации и прохождения практики.

В отчете следует отразить:

- все вопросы, изучение студентом во время прохождения практики; - описание выполненной работы;

- анализ организации деятельности юридической службы (отдела), отдельного специалиста в организации – базе практики.

Студент должен также высказать свое мнение и сделать выводы о практике (практическая значимость, качество организации и трудности прохождения практики и написания отчета и др.).

Материал, собранный студентом во время прохождения практики прилагается к отчету в виде приложений. Приложения: - копия устава организации (или титульного листа) или иных правоустанавливающих документов; - копия должностной инструкции юриста или специалиста организации, который выполняет функции по юридическому сопровождению деятельности организации; - копия листа документа, в котором ведется контроль за выполнение принятых решений или результаты работы с обращениями граждан.

В основной части отчета по каждому приложению должно быть описание.

Работа по составлению отчета проводится студентом систематически на протяжении всего периода практики. После завершения работ по тому или иному заданию, студент обрабатывает накопленный материал, последовательно излагает его и предоставляет на проверку руководителю от базы практики, в конце практики окончательно оформляет отчет.

Требования к оформлению отчёта

I. Общие требования к оформлению работы

1.1. Согласно ГОСТу 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 через полтора интервала. Работа брошюруется.

1.2. Цвет шрифта - черный. Размер шрифта (кегль) - 14. Тип шрифта - Times New Roman. Шрифт печати должен быть одинаковым по всему объему текста. Заголовки структурных частей курсовой работы (оглавление, введение, название глав, разделов, подразделов, заключение, приложение) выделяются полужирным шрифтом. Текст обязательно выравнивается по ширине.

1.3. Размер абзацного отступа - 1,5 см.

1.4. Страница с текстом должна иметь левое поле 30 мм (для прошива), правое — 10 мм, верхнее и нижнее 20 мм (ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).

1.5. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в правом нижнем углу листа без точки. Размер шрифта (кегль) – 11. Тип шрифта – Times New Roman. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Все страницы, начиная с 3-й (ВВЕДЕНИЕ), нумеруются.

1.6. В тексте используется «длинное тире», его клавиатурное сочетание в MS Word — Ctrl + Alt + минус на дополнительной клавиатуре.

2. Примерный объем работы – 10-15 страниц. В этот объем включается: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение. Приложения в общий объем не включаются.

3. Первым листомработы является титульный лист, оформляемый в соответствии с прилагаемым образцом.

Оформление заголовков

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, заключение) располагают в середине строки (выравнивание по центру), без точки в конце, выделяются жирным шрифтом. Каждую новую главу, а также введение и заключение следует начинать с новой страницы.

Шрифт заголовков — Times New Roman, размер шрифта — 14

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовок, состоящий из 2 и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал. Расстояние между заголовками раздела и подраздела, а также между заголовком и текстом – 2 интервала.

Главы нумеруют. Главы могут делиться на разделы и подразделы. Номер раздела состоит из номеров главы и номера раздела в главе (например: 1.2 (1 - номер главы, 2 - номер раздела), 2.5 (2 - номер главы, 5 - номер раздела) и т.д.), разделенных точкой. В конце номера точка не ставится. Аналогичным образом нумеруются и подразделы (например: 2.4.2 Анализ результатов). В нумерации после цифр идет пробел, а не табуляция. Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая.

Оформление оглавления

На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Заголовок ОГЛАВЛЕНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. По ГОСТ 2.105-95 наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы, допускается набор заголовков первого уровня заглавными буквами. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по оглавлению, так и по форме.

Оформление перечислений

По ГОСТ 7.32-2001 перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

а) ___________

б) ___________

1) _____

2) _____

в) ___________

Оформление рисунков

К рисункам относятся все графические изображения (схемы, графики, фотографии, рисунки). На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Название пишется под рисунком по центру, как и рисунок, форматирование — как и у обычного текста. Слово «Рисунок» пишется полностью. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Допускается не нумеровать мелкие иллюстрации (мелкие рисунки), размещенные непосредственно в тексте и на которые в дальнейшем нет ссылок. При ссылках на иллюстрацию следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела, или (Рисунок 1.). После слово «Рисунок 2» пишется название. В этом случае подпись должна выглядеть так: «Рисунок 2 — Название». Точка в конце названия не ставится. Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначение приложения (например: Рисунок А.З).

Пример оформления рисунка

материально-техническая база, необходимая - student2.ru

Рисунок 1 - Зависимость …

Оформление таблиц

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела — в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия обязательно. Название состоит из «Таблицы», номера, тире и названия. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: «Таблица 3 — Название»). Точка в конце названия не ставится.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначение марок материалов и типоразмеров изделий, обозначения нормативных документов не допускается.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, Продолжение таблицы 1).

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблица 2 — Расчет отклонений затрат предприятия «АВС», руб.

Наименование План, ед. Факт., ед. Отклонение, ед. Отклонение, %
Материальные затраты +292 49,0
Условно-постоянные затраты -100 -20,0
Итого 1 100 +192 17,45

Оформление приложений

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. Имеющиеся в тексте приложения рисунки, таблицы, формулы и уравнения также следует нумеровать в пределах каждого приложения (например: таблица А1, рисунок Б1).

Если в качестве приложения используется конкретный документ или бланк формы документа, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают без изменений по сравнению с оригиналом. На титульном листе документа в центре печатают слово «Приложение» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц.

В случае если приложение занимает несколько листов, то на втором и последующих (кроме последнего) листах приложения, в центре первой строки пишут «Продолжение приложения...». На последнем листе приложения пишут «Окончание приложения...».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А»

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

Пример оформления приложения приведен в Приложении А

Оформление списка используемых источников

Библиографическое оформление работы (ссылки, список использованных источников и литературы) выполняется в соответствии с едиными стандартами по библиографическому описанию документов - ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.12-77 "Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании"; ГОСТ 7.11-78 "Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании"; ГОСТ 7.80-2000 "Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.82-2001 "Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления ».

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Нумерация источников в списке сквозная.

Структура списка

Список использованных источников следует составлять в следующем порядке:

1. Нормативно-правовые акты:

Ø Международно-правовые акты (общепризнанные)

Ø Конституция Российской Федерации

Ø Федеральные конституционные законы РФ

Ø Кодексы

Ø Федеральные законы РФ

Ø Законы РФ

Ø Законы субъектов Федерации

Ø Акты президента

Ø Акты палат парламента

Ø Акты правительства

Ø Акты федеральных органов

Ø Акты региональных органов

Ø Акты органов местного самоуправления

Ø Материалы судебной практики

Расположение документов внутри каждой выделенной группы в обратнохронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее.

Юридическими источниками для нормативно-правовых актов являются официальные издания «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и региональные издания. Не допускается ссылка на электронные ресурсы. В некоторых случаях в качестве источников могут быть официальные сайты судов и ведомств.

Сначала указываем опубликованные материалы, а затем архивные материалы судебной практики. Расположение документов в обратнохронологическом порядке.

2. Научная и учебная литература(учебные пособия, монографии, статьи из сборников, статьи из журналов, авторефераты диссертаций). Расположение документов - в порядке алфавита фамилий авторов или названий документов. Не следует отделять книги от статей. Сведения о произведениях одного автора должны быть собраны вместе.

3. Справочная литература (энциклопедии, словари, словари-справочники)

4. Иностранная литература. Описание дается на языке оригинала. Расположение документов - в порядке алфавита.

5. Описание электронных ресурсов

В первую очередь оформляются судебные документы, взятые с официальных сайтов судов, затем научные издания. Допускается использование электронных ресурсов, имеющих аналог печатного издания.

Образцы библиографического описания документов даны в Приложении В.

Ссылки и сноски

При написании работы студенту часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник. При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

1) текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2) цитирование должно быть полным, без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска.

3) каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата курсовой (дипломной) работы и служит источником библиографической информации о документах – объектах ссылки. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, а также составные части документа.

Когда цитируемое произведение упоминается первый раз, дается краткое библиографическое описание:

Фамилия И.О. автора. Название. Место, год издания. Страница, с которой взята цитата.

Область заголовка в ссылке может содержать имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, не повторяют в сведениях об ответственности.

Предписанный знак точку тире, разделяющий области библиографического описания, в библиографических ссылках заменяют точкой.

В курсовых (дипломных) работах, как правило, используются следующие ссылки:

- Подстрочные ссылки, которые располагаются внизу страницы, под текстом за горизонтальной чертой, проводимой через 1,5 интервала. Для этого в конце цитаты ставится цифра, которая обозначает порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой этот номер повторяется и за ним следует полное библиографическое описание книги, из которой взята цитата, с обязательным указанием номера цитируемой страницы. Нумерация ссылок для каждой страницы дается своя.

Наши рекомендации