Контрактный способ формирования исполнительной власти республики
Власть делегируется не для удовлетворения амбиций политика и не для проверки его способностей к управлению, а для решения многокритериальной задачи достижения или превышения одних экономических показателей при сохранности других, т.е. власть и ресурсы передавать нужно не многообещающей персоне, не представителю конкурирующих кланов или группировок, а под конкретные задачи в конкретные сроки и приемлемые гарантии прописанные в контракте, наиболее способной команде. Иначе так и будет каждый последующий ставленник власти виноватить предыдущего, но никто никогда не ответит за провалы или нерешение актуальных проблем. Снятие с должности или даже возбуждение уголовной ответственности не ликвидирует понесенный населением ущерб и не компенсирует потерянные возможности, посему необходимо страхование этой ответственности на основе предварительно произведенных прикидочных расчетов и механизм своевременной приостановки контракта в случае возникновения невосполнимых рисков.
Во исполнение такого подхода Народному собранию республики предлагается объявить конкурс на создание детально проработанной (этапы и сроки по ним, количественные параметры, затраты и источники финансирования и инвестиций, гарантии успеха, критерии оценки успешности реализации программы на каждый момент времени) республиканской программы/проекта создания рабочих мест для снятия наиболее острой в республике проблемы. Поскольку создание описанной ранее Сети мониторинга общества дело не скорое, команды-претенденты должны своими силами на собственные средства провести необходимые исследования состояния республиканского рынка труда и его потенциала, и качество этих исследований может служить показателем квалификации команды при допуске ее к следующему этапу конкурса или при итоговом голосовании. Исследования эти должны быть опубликованы с тем, чтобы жители и/или руководство каждого населенного пункта могли пополнить данные этих исследований своими данными и пожеланиями, в результате чего должен быть сформирован заказ, постановка задачи от всего населения республики, оно же и должно выбрать команду-исполнителя и заключить с нею контракт (глава республики и парламент лишь организуют весь процесс, но не вправе решать за население).
Программа должна содержать условия типового контракта , в т.ч. гарантии исполнения, штрафные санкции за отклонения от графика, условия страхования этого контракта с населением республики, суммы и сроки поэтапного финансирования программы, размеры и сроки выплаты вознаграждения команде (существенная доля которой выплачивается частями лишь через несколько лет после констатации отсутствия нежелательных последствий реализации ее программы), критерии оценки успешности каждого этапа с расписанным механизмом сворачивания программы в случае неудач в ее реализации или форс-мажора и т.п. И акцент здесь должен быть не на голосовании за чем-то привлекательном кандидате, а на скрупулезном торге, ведь мы отдаем не только ресурсы и полномочия, но и шанс на иной вариант решения проблемы, - изменить выбор уже не удастся, время-то уйдет безвозвратно.
После широкого обсуждения всех выдвинутых программ и их корректировки по ходу обсуждения и экспертизы независимыми сторонними экспертами все эти программы выносятся на республиканский референдум, в результате чего команда, чей проект победил, получает посты в правительстве и полномочия, необходимые для реализации ее программы. Прочие команды с альтернативными проектами должны иметь доступ ко всем техническим показателям реализуемого проекта и возможность доносить своё мнение о ходе проекта. И пусть эти команды ежедневно соперничают открыто, публично, а не в кулуарах власти, интригуя и подставляя друг друга, пусть продемонстрируют населению свой созидательный потенциал, а не федеральному центру технику подковерной борьбы. При отсутствии приемлемого для большинства граждан проекта есть смысл обратиться к иностранцам, которые уже успешно решали подобные задачи (если мы с большим энтузиазмом приобретаем импортные товары, то почему бы не приобрести у них управленческие услуги).
Отработав данный механизм формирования власти на контрактной основе на наиболее острой для республики проблеме, впоследствии можно было бы формировать подобным образом руководство иными ведомствами и правительством в целом. Власть (пока население не научилось обходиться без нее либо сохраняется риск внешней агрессии тех, кому не по нраву подобный пока ещё не полный вариант народовластия) должна формироваться из технарей и менеджеров со спец.навыками, берущими на себя гарантии покрытия ущерба от недостаточного профессионализма, а не из проф.интриганов и лоббистов частных интересов хозяев жизни, возносящихся на вершину власти отрицательным отбором (такой отбор – правило, а не исключение, ко власти легче прорываться людям более циничным, подлым, хитрым, бессовестным, – исключения крайне редки и случается это лишь на крутых разворотах жизни общества). Наша задача – выбрать наилучший из возможных вариантов, а не приспосабливаться к самодурству того, кого нам подобрали хозяева страны. Если описанный вариант формирования власти противоречит каким-то законам или Конституции республики, то пусть внесут в них необходимые изменения, а если федеральным, то пусть ходатайствуют перед фед.центром, по крайней мере, можно провести республиканский референдум.
Идея сия, в общем-то, тривиальная, но основным препятствием в ее реализации является не столько диктат федерального центра, борьба олигархов или мафиозных этнических и межэтнических групп в доступе к республиканской кормушке, а несознательность большей части населения республики, его невысокая политическая культура, что позволяет всяким этим пройдохам манипулировать населением, играя на его низменных стадных местнических чувствах, родовой или этнической идентичности, - вот с этим заблуждением и надо работать тем, кто хочет побороть коррупцию.