Основные направления государственной политики в области занятости населения в РФ
Занятость – это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).
Виды занятости:
1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояния занятости;
2) предпринимательство, в том числе фермерство;
3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);
4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;
5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;
6) военная и приравненная к ней служба
7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;
8) работа по гражданско-правовым договорам;
9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.
Занятость должна быть:
• полной, т. е. удовлетворять спрос на получение места;
• осуществлять достаточное обеспечение существования занятому и членам его семьи;
• свободно избранной.
Граждане выбирают вид деятельности самостоятельно через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих случаях социально-правовых гарантий и компенсаций.
Федеральная служба по труду и занятости образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156.
В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые и незанятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.
Правовое регулирование занятости населения осуществляется:
• федеральными законами (ТК, Закон «О статусе военнослужащих» и др.);
• ратифицированными государством международными правовыми актами о труде;
• указами Президента РФ («О дополнительных мерах по защите беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, организаций» и др.);
• постановлениями Правительства РФ (Положение «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников» и др.);
• ведомственными актами (постановления Министерства труда и социального развития РФ);
• действующими актами упраздненной в августе 1996 г. Федеральной службы занятости;
• законами и иными актами субъектов РФ.
• актами органов местного самоуправления (они могут устанавливать иные критерии массового высвобождения работников);
• коллективными договорами и соглашениями.
В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена через деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок). Данное определение носит общий характер, оно применимо при решении вопроса о признании граждан занятыми. Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.
Таким образом, определение занятости носит общий характер. В связи с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.
В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К их числу отнесены работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы. Для отдельных категорий граждан для признания их занятыми достаточно привлечение к общественным работам. Перечисленные категории работников соответствуют понятию занятости. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что они осуществляют возмездную деятельность на основании норм трудового законодательства.
К числу занятых в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отнесены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Названные лица осуществляют предпринимательскую деятельность, что подтверждается наличием у них документов, позволяющих вести данный вид деятельности. Предпринимательская деятельность проходит вне рамок применения трудового законодательства. В связи с чем можно констатировать, что деятельность занятых граждан гораздо шире работ, выполняемых на основании норм трудового законодательства. Предпринимательская деятельность носит возмездный характер, так как ее целью является извлечение прибыли. Поэтому и данный вид деятельности вписывается в обстоятельства, характеризующие правовое понятие занятости.
Занятыми считаются и граждане, работающие в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам. Данный вид деятельности также не относится к сфере применения норм трудового права. Указанная деятельность осуществляется на возмездной основе, поскольку продукция подсобных промыслов реализуется по соответствующим договорам. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что данный вид деятельности также соответствует правовому понятию занятости.
К числу занятых относятся граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей). Перечисленные виды деятельности также выходят за рамки применения норм трудового права. Данные виды деятельности осуществляются на возмездной основе. В связи с чем также можно сделать вывод о соответствии перечисленных видов деятельности правовому понятию занятости граждан.
Занятыми считаются граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность. На них должно распространяться трудовое законодательство. Данный вид деятельности является возмездным, так как выполняемая работа оплачивается. Избрание, назначение или утверждение на неоплачиваемую должность не позволяет признать гражданина занятым, поскольку в этом случае отсутствует второй признак правового понятия занятости — возмездный характер выполняемой работы. Тогда как деятельность по оплачиваемой должности вписывается в правовое понятие занятости граждан.
К числу занятых законодательство относит лиц, проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Данный вид деятельности также осуществляется на возмездной основе, что позволяет признать его соответствующим правовому понятию занятости граждан.
В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми названы лица, проходящие общий курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов государственной службы занятости.
Прохождение перечисленных видов обучения предполагает осуществление обучающимся гражданином деятельности по освоению преподаваемого учебного курса. Однако далеко не все виды деятельности в процессе обучения имеют возмездный характер. Возмездной может быть признана деятельность при получении обучающимся стипендии. В связи с изложенным напрашивается вывод о том, что правовому понятию занятости граждан соответствует деятельность обучающегося, который получает стипендию. Отсутствие возмездной основы не позволяет признать деятельность обучающегося соответствующей правовому понятию занятости граждан. Как уже отмечалось, данное понятие носит общий характер. Поэтому для признания гражданина занятым должны быть доказаны обстоятельства, входящие в данное понятие. Недоказанность одного из них, в частности возмездного характера осуществляемой деятельности, не позволяет на законных основаниях признать гражданина занятым. По этой причине лица, не получающие стипендии в процессе обучения, могут претендовать на получение льгот и преимуществ, установленных для незанятых граждан. В свободное от учебы время они могут заниматься другими видами деятельности на возмездной основе, что и позволит признать их занятыми гражданами.
В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми названы лица, временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами. Отсутствие у гражданина возможности осуществлять трудовую деятельность в большинстве случаев компенсируется предоставлением ему гарантии сохранения среднего заработка. Нельзя не заметить, что освобождение гражданина от выполнения трудовой деятельности с сохранением среднего заработка не противоречит правовому понятию занятости граждан. Такое освобождение носит возмездный характер, и по окончании срока освобождения от выполнения трудовой деятельности гражданин вновь приступает к ней на возмездной основе. Поэтому за гражданином сохраняется право на осуществление трудовой деятельности на возмездной основе. Иначе решается вопрос при освобождении гражданина от обязанности осуществлять трудовую деятельность без сохранения за ним среднего заработка. Например, при отсутствии у работодателя средств на выплату заработной платы. В этом случае право гражданина на осуществление деятельности на возмездной основе нарушается. Подобная ситуация противоречит понятию занятости граждан. В связи с чем гражданин, лишенный возможности трудиться на возмездной основе, не может быть признан занятым. Сказанное позволяет ему не только предъявить претензии к работодателю, но и обратиться в органы службы занятости с целью защиты нарушенного права. В свою очередь органы службы занятости вправе взыскать выплаченные гражданину средства с работодателя, нарушившего право гражданина на осуществление возмездной трудовой деятельности. Исключением из этого правила являются случаи использования гражданином права на отпуск без сохранения заработной платы. Используя право на отпуск без сохранения заработной платы, гражданин самостоятельно отказывается от осуществления деятельности на возмездной основе. Причем возобновление данной деятельности зависит исключительно от волеизъявления гражданина, находящегося в отпуске без сохранения заработной платы. Следовательно, за ним сохраняется право на осуществление трудовой деятельности на возмездной основе, что соответствует правовому понятию занятости граждан.
В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми названы лица, являющиеся учредителями (участниками) организации. Исключение из этого правила сделано для учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов), которые не обладают имущественными правами по отношению к перечисленным организациям. Учредители полного товарищества в п. 2 ст. 69 ГК РФ и других нормах Кодекса названы участниками. Следовательно, к ним применимо правило о признании их занятыми. Участники товарищества на вере также выступают его учредителями, что позволяет и на них распространять рассматриваемое правило. Общество с ограниченной ответственностью также состоит из участников, являющихся его учредителями. В связи с чем к ним также применимо правило о признании занятыми. Участники общества с дополнительной ответственностью являются его учредителями, что влечет за собой распространение на них правила о признании занятыми. Акционеры являются участниками акционерного общества, в силу чего к ним также применимо рассматриваемое правило. Члены кооперативов участвуют в его деятельности путем внесения имущественных паевых взносов. Поэтому к ним также применимо правило о признании занятыми. При буквальном толковании рассматриваемого правила можно сделать вывод о том, что обладатель единственной акции акционерного общества может быть признан занятым гражданином. Однако при применении рассматриваемого правила необходимо учитывать обстоятельства, входящие в правовое понятие занятости граждан. На это нацеливает и вторая составляющая рассматриваемого пункта, в которой говорится об отсутствии имущественных прав к перечисленным в нем организациям. В связи с изложенным занятыми могут быть признаны лишь учредители (участники), которые осуществляют имущественную деятельность в перечисленных в рассматриваемом пункте организациях на возмездной основе. Причем данная деятельность должна приносить им доход, который не может быть ниже установленного для работников минимального размера заработной платы.
Таким образом, недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков, перечисленных в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
программы содействия найму рабочей силы.
правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
· стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
· организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
· содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
· международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
· создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
· организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
· обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
· бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Зависимость между безработицей и заработной платой
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.
Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.
Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.
Биржа труда
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.
Основные направлениями деятельности бирж труда:
· регистрация безработных;
· регистрация вакантных мест;
· трудоустройство безработных и других лиц;
· изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
· тестирование лиц, желающих получить работу;
· профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
· выплата пособий.
Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Государственная политика в области занятости в России
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
Макроуровень
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
организация общественных и временных работ.
Местный уровень
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Государственная политика занятости населения в России
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают:
· бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
· компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
· выплату пособия по безработице;
· возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.
Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в «ловушке безработицы». Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.