Акты официального юридического толкования.

Официальная и неофициальная интерпретация того или иного юридического предписания (явления, процесса и т.п.) может быть выражена как в устной, так и в письменной форме. Когда речь идет об актах толкования, то обычно имеются в виду способы внешнего выражения и закрепления официальной интерпретационной практики.

Указанные акты обладают следующими признаками.

1. Они представляют собой разновидность правовых актов. Поэтому им присущи многие признаки, характерные для любых юридических актов (нормативно-правовых, правоприменительных и т.п.).

2. Акт толкования является результатом интерпретационной деятельности. Он закрепляет праворазъяснительное решение соответствующего компетентного органа.

3. Акт толкования представляет собой внешнюю форму (forma dat esse - форма дает бытие) интерпретационной практики. В данных актах находят отражение все основные элементы как содержания интерпретационной практики (соответствующие действия и операции, средства и способы их осуществления, результаты действий и т.п.), так и ее внутренней процессуальной формы.

4. Указанный акт представляет собой официальный акт-документ (scriptum), для которого характерны специфические структура, содержание, форма, средства, способы и стиль письменного изложения, символы, реквизиты.

5. Это акты строго установленного субъекта интерпретационной практики, который издает их лишь по вопросам, входящим в его непосредственную компетенцию (infra juridictionem - в пределах юрисдикции).

6. Содержание актов толкования составляют общие (нормативные) либо персонально-адресованные и индивидуально-конкретные юридические разъяснения интерпретатора.

7.Интерпретационные акты носят властный, обязательный характер. Обязательность для адресатов актов толкования во многих случаях вытекает из соответствующей компетенции интерпретатора или иерархичности органов, дающих юридическое толкование (например, разъяснения Правительства РФ обязательны для министерств в силу подчиненности последних правительству). Нередко обязательность интерпретационных актов прямо закреплена в законодательстве (например, в ст. 13 федерального конституционного закона № 1 от 28 апреля 1995 г. “Об арбитражных судах в Российской Федерации”).

8.Властность, обязательность актов толкования вытекает также из того, что они должны быть обеспечены разнообразными средствами и способами юридической защиты,

мерами государственного и иного воздействия. Например, неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений (актов) Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом ( см. ст. 81 закона “О Конституционном Суде РФ”).

9. Интерпретационные акты относятся к подзаконным правовым актам, призванным способствовать повышению эффективности и качества правотворчества и право- реализации, судебной и следственной, нотариальной и других разновидностей юридической практики. Вместе с нормативно-правовыми, правоприменительными и иными юридическими актами они обеспечивают нормативное (общее) и индивидуально- конкретное регулирование общественных отношений.

10.Существенным признаком акта толкования является его юридическая сила, которая выражает свойства соподчиненности указанных актов и предполагает определенную их сопоставимость и иерархию.

Классификацию актов официального толкования можно проводить по различным основаниям и критериям.

1. По уровню (степени) общности содержащихся в интерпретационных актах разъяснений их разграничивают на общие (нормативные) и индивидуальные (казуальные) акты. Первые содержат неперсонифицированные по отношению к адресатам разъяснения, рассчитаны на типичные социально-правовые ситуации и действуют во всех случаях реализации интерпретируемых правовых предписаний (например, постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Акты казуального толкования принимаются в связи с конкретным делом (казусом) для правильного его разрешения (например, разъяснения кассационных и надзорных инстанций по конкретным судебным делам).

2. В зависимости от субъектов, осуществляющих нормативную (общую) и казуальную (индивидуальную) интерпретацию, различают акты аутентического и делегированного (легального) толкования.

В зависимости от субъектов интерпретационной практики выделяются, также акты: а) государственных (органов юстиции и т.п.) и негосударственных органов; б) представительных и исполнительных органов; в) судов; г) контрольно-надзорных органов (прокуратуры).

По данному основанию возможно и более дробное деление соответствующих актов. Так, акты судебных органов можно разграничить на акты толкования конституционных и уставных судов, общих и арбитражных судов и т.д.

3. По объектам юридического толкования также возможна разнообразная классификация интерпретационных актов. Выделяются акты толкования, раскрывающие содержание и форму : а) нормативно-правовых актов; б) правоприменительных и иных индивидуальных актов; в) интерпретационных актов; и т.д.

В зависимости от типа (вида, подвида) того или иного правового акта можно говорить об актах толкования законов федеральных, субъектов РФ и т.п. и подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, локальных нормативных актов и т.п.), решений по гражданским и уголовным делам и т.д.

4. Весьма близкой к вышеуказанной, но имеющей, самостоятельное значение является классификация актов толкования по предмету правового регулирования (“отраслевому” признаку). Здесь можно говорить об актах толкования материального и процессуального, конституционного (государственного) и гражданского, трудового и иных отраслей права.

5. Все интерпретационные акты можно разграничить в зависимости от их юридической силы. Например, в системе судебных актов для судов общей юрисдикции наибольшей юридической силой обладают постановления Пленума Верховного Суда РФ.

6. По функциям интерпретационные акты разграничиваются на правопрекращающие, правоконкретизирующие и др. Например, постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности части 2 ст. 335 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина М.А. Баронина от 10 декабря 1998 г. относится к правопрекращающим, поскольку Конституционный Суд РФ признал положение ч. 2 ст. 335 УПК РСФСР не соответствующим Конституции РФ.

7. В зависимости от порядка издания различают интерпретационные акты, принятые коллегиально (например, на коллегии министерства, судом) и на основе единоначалия (например разъяснение прокурора).

8. По основным сферам общественной жизни, на которые направлено воздействие интерпретационных актов, можно выделить акты в сфере экономики, правосудия, образования и т.п.

9. В зависимости от территорий, на которые распространяются их действия, выделяются интерпретационные акты федерального, республиканского, областного, местного, локального и т.п. значения.

10. По срокам действия они бывают постоянными и временными.

11. По кругу субъектов (адресатам) интерпретационные акты могут быть адресованы гражданам, их коллективам и организациям, судьям арбитражных судов и т.п.

12. По наименованию интерпретационные акты бывают самые разнообразные: постановления, определения, указы, приказы, информационные письма и т.д.

13. В зависимости от результатов интерпретационной практики выделяются акты буквального (адекватного), расширительного и ограничительного толкования.

В особую группу следует выделить смешанные правовые акты, которые: а) принимаются разными субъектами интерпретационной практики; б) содержат разные по своей природе (общие и индивидуальные, правопрекращающие и иные разъяснения); в) включают не только интерпретационные положения, но и нормативно-правовые, правоприменительные и иные юридические предписания.

ВОПРОС 38

16.1. Понятие правосистематизирующей практики.

Под правосистематизирующей практикой следует понимать деятельность по упорядочению юридических актов (нормативных, интерпретационных, правоприменительных и т.п.), взятую в единстве с накопленным правовым опытом.

К ее основным признакам необходимо отнести следующие.

1. Она представляет собой разновидность юридической практики. Поэтому ей присущи многие черты, характерные для любой юридической практики (см. главу 11).

2. Юридическая систематизация является важнейшим компонентом правовой системы общества. Данный вид практики относится к системообразующим и интегрирующим факторам, позволяющим упорядочивать правовые акты, а вместе с ними и другие юридические явления и процессы в единую, органически цельную правовую систему, ликвидировать в ней противоречия и пробелы, иные погрешности и недостатки.

3. Правовая систематизация образует существенную часть культуры общества. Величайшими памятниками культуры, отражающими уровень экономического и политического развития, правосознания и правовой культуры, раскрывающими место и роль правотворчества и систематизации законодательства в обществе являются, например, Свод Законов Юстиниана, Свод законов “Тайхо рицуре”, кодексы Наполеона и др.

При этом следует иметь в виду, что с одной стороны качество и эффективность юридической систематизации во многом свидетельствуют о культуре и профессиональном опыте ее субъектов, а с другой - систематизация существенно влияет на культуру правотворческой, правоприменительной, судебной и т.п. практики, уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц.

4. Правосистематизирующая практика представляет собой важнейшее средство укрепления государственного и политического режима. Например, создание Свода законов Российской империи 1832 г. было направлено на стабилизацию обстановки в стране, укрепление абсолютизма, феодально-крепостнического строя, утверждения незыблемости привилегий господствующих классов и социальных слоев.

5. Правовая систематизация является объективной предпосылкой укрепления законности и правопорядка в обществе. Только в условиях компактного единого, цельного, непротиворечивого и беспробельного законодательства возможны строгое и неукоснительное соблюдение законов и основанных на них подзаконных актов, эффективная защита прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.

6. Как и любая разновидность юридической практики систематизация представляет собой единство определенного рода деятельности и накопленного в ней правового опыта. Без определенного личного опыта (соответствующих знаний, умений, навыков, мастерства и т.п.) начинать работу по систематизации тех или иных правовых актов просто бессмысленно. Личный опыт в последующем находит проявление в конкретной деятельности и выражается обычно в наиболее удачных инкорпорированных, консолидированных и кодифицированных актах. Например, Свод законов Юстиниана и правила его подготовки М.М. Сперанский считал обязательными образцами при составлении Свода законов Российской империи.

7. Необходимо отметить, что главные разновидности систематизации (кодификация, нормативная консолидация и т.п.) имеют правотворческую природу. Поэтому для них характерно большинство признаков правотворческой практики (см. п. 12.1.).

16.2. Основания правосистематизирующей практики.

Это фактические и юридические обстоятельства, с необходимостью требующие упорядочения правовых актов по определенной схеме (хронологической, предметной и т.п.).

Следует выделять нормативно-правовые и фактические основания юридической систематизации. Фактические основания в свою очередь необходимо разграничивать на две группы. Первую составляют обстоятельства, которые “подталкивают” процесс систематизации, служат поводом или причиной подготовки кодификационных и иных актов. Так, формирование качественно новых экономической, социально-политической, духовной и правовой систем объективно требует существенного реформирования действующего законодательства, ликвидации устаревших правовых актов и создания крупных нормативно-правовых блоков (сводов, кодексов и т.п.) для проведения преобразований во всех сферах общественной жизни.

Правовая систематизация необходима также в случае накопления большого объема правовых актов, их устаревания, противоречивости и пробельности, что создает значительные трудности в работе правотворческих , правоприменительных и иных органов.

Ко второй группе относятся те основания, которые выступают в качестве критериев систематизации правовых актов (хронологический, предметный и т.п.).

16.4. Виды правосистематизирующей практики.

Исторически сложились разнообразные типы юридической систематизации.

В зависимости от характера деятельности и юридического результата выделяются четыре типа правовой систематизации: а) практика учета правовых актов, б) их консолидации, в) инкорпорации, г) кодификации нормативных актов.

Каждый из этих типов практики, во-первых, характеризуется специфическими действиями и операциями, средствами (юридической техникой) и способами (юридической тактикой), результатами, процессуальной формой и т.д.; во-вторых, состоит из отдельных видов и подвидов юридической систематизации.

А. Юридический учет - это разновидность правовой систематизации, связанная с нахождением соответствующих правовых актов (нормативных, правоприменительных и т.п.), их регистрацией и расположением в определенном порядке (системе) по конкретным основаниям (дате издания, предметному признаку и т.п.) в журналах, карточках и т.п.

Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативно-правовые, интерпретационные, судебные и т.д.

В качестве субъектов учета выступают государственные и негосударственные учреждения и организации, правотворческие и правоприменительные органы, ученые и практические работники, частные лица.

В зависимости от средств и способов этой деятельности выделяется журнальный, картотечный, автоматизированный и смешанный учет, а также ведение контрольных текстов действующих правовых актов.

В качестве критериев указанных видов учета могут избираться: а) природа юридических актов (нормативные или правоприменительные, интерпретационные или иные), б) их юридическая сила (законы, подзаконные акты и т.п.), в) дата издания, г) предметы их регулирования (институт, отрасль).

Б. Консолидация представляет собой укрупнение множества правовых актов, принятых по одному или нескольким смежным вопросам в единый новый правовой акт. Так, указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. “О праздничных и памятных днях” заменил 45 нормативных актов, регулирующих эти вопросы. Консолидированный акт имеет собственное наименование, структуру, дату издания и другие реквизиты. Входящие в этот акт правовые акты свои реквизиты, как правило, утрачивают.

Консолидация относится к официальному типу юридической систематизации. Ее субъектами являются уполномоченные на то органы и должностные лица. Поэтому акт консолидации обязателен для адресатов.

В. Инкорпорация - это объединение правовых актов в хронологическом, предметном или ином порядке без существенного изменения содержания данных актов. Примерами могут служить издания сборников “Жилищное законодательство”, “Охота”, “О безопасности”.

Объектом инкорпорации являются не только нормативные, но и иные правовые акты (например постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ).

Главная особенность инкорпорации, которая отличает ее от консолидации и кодификации заключается в том, что содержание правового регулирования в данном случае остается неизменным. Из объединяемых в один сборник актов удаляются только те части, разделы и предписания, которые носили временный характер и фактически или юридически уже утратили свою силу.

Субъектами инкорпорации могут быть любые органы и лица. Однако в зависимости от их полномочий она бывает официальной, официозной (полуофициальной) и неофициальной.

Все виды инкорпорации (официальная, неофициальная и т.п.) в свою очередь подразделяются: а) по объему охватываемого материала (полная и частичная), б) юридической силе актов, в) органам, их издавшим, г) наименованию (собрание, сборники и т.п.), д) хронологическому и другим основаниям. Нередко используется смешанный способ инкорпорации (например одновременно по юридической силе и предметному признакам.

Полной инкорпорация будет тогда, когда она охватывает либо все законодательство страны (например, принятие Свода законов государства) либо всю отрасль права (например, подготовка сборника нормативных актов о земле) или институт права (например, издание Сборника законов о государственной службе), либо все нормативные акты, регулирующие определенную сферу общественной жизни (например, формирование Сборника нормативных актов о рекламе).

Предметом частичной инкорпорации соответственно являются правовые акты, составляющие часть института или отрасли права, сферы жизнедеятельности и т.д. Например, “Сборник нормативных актов о высшем образовании” охватывает лишь отдельный раздел законодательства об образовании.

Разграничение инкорпорации на полную и частичную во многом носит условный характер и зависит от того, что следует считать целым, а что частью в системе правовых актов.

Г. Кодификация - это разновидность юридической практики (правосистематизирующего правотворчества), направленная на издание нормативно-правовых предписаний, радикальную переработку и упорядочение существующего законодательства, результатом которой является издание единого, внутренне и внешне согласованного нормативно-правового акта (Основ законодательства, кодексов и т.п.).

К основным признакам кодификации относятся следующие.

1) Это правосистематизирующее правотворчество. То есть с одной стороны данная разновидность юридической практики представляет собой официальную юридическую систематизацию, а с другой - правотворческую практику, направленную на преобразование действующих, издание новых, отмену и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний.

2) Субъектами кодификации могут быть только компетентные государственные органы.

3) Объектами кодификации служат прежде всего нормативно-правовые акты.

4) Ее юридическим результатом является создание единого внутренне и внешне согласованного нормативно-правового акта (кодекса, устава и т.п.).

5) Подготовка кодифицированных актов означает определенную реформу в той или иной сфере права и правовой системе общества в целом. В данном случае происходит существенное изменение сферы правового регулирования, радикальная переработка структуры, содержания и формы нормативно-правовых актов.

Необходимо различать отраслевую, внутриотраслевую и межотраслевую кодификацию. Отраслевая кодификация охватывает нормативные предписания, входящие в одну отрасль права (принятие, например, УК РФ, СК РФ и т.п.); внутриотраслевая - одного или нескольких смежных институтов права внутри одной отрасли права (например, издание КоАП РСФСР). Предметом межотраслевой кодификации служат нормативно-правовые предписания нескольких отраслей права (например, подготовка Жилищного кодекса РСФСР).

Официальными актами-документами, в которых внешне выражаются и закрепляются юридические результаты кодификации являются конституции, основы законодательства, кодифицированные законы, кодексы, уставы, положения и правила.

Ведущим кодифицирующим актом, закрепляющим фундаментальные положения взаимодействия человека (личности) и государства, основы гражданского общества и государственного устройства, служащим нормативно-правовой базой для становления, совершенствования и упорядочения всех отраслей права является конституция (Конституция РФ, конституции республик в РФ).

16.5. Принципы правосистематизирующей практики.

Принцип научности предполагает активное вовлечение ученых и научных коллективов на всех этапах и стадиях процесса юридической систематизации, широкое использование результатов научных исследований в ходе отбора, учета, инкорпорации, консолидации и кодификации правовых актов. Особенно большое значение придается юридической науке при подготовке и издании свода законов. Без научно теоретического обоснования невозможно создание достаточно объективной его концепции, схемы и принципов формирования свода.

Принцип системности обусловлен системностью права, правосознания, юридической практики и правовой системы общества в целом. Указанный принцип нацеливает субъектов юридической систематизации на устранение коллизий и пробелов, противоречий и иных недостатков в законодательстве, на создание достаточно ценных, внешне и внутренне согласованных собраний, сборников, кодексов и т.п.

Принцип полноты означает максимально полные учет, ревизию и упорядочение правового материала, включаемого в единый сборник, устав, кодекс и т.п. Неполнота, например, Свода законов СССР явилась главной причиной того, что он не стал документом непосредственного действия.

Планирование всей правосистематизирующей деятельности - одно и фундаментальных требований, предъявляемое ко всем ее субъектам и участникам. В планы обычно включаются все важнейшие этапы работы, конкретные сроки ее выполнения, ответственные исполнители, формы участия научных учреждений в этой деятельности.

Требование оперативности означает, что все работы по сбору правовых актов, внесению в них изменений и дополнений, приведение в определенный порядок и т.п. должны проводиться своевременно и продуктивно. Законодательство Российской империи пытались систематизировать на протяжении 125 лет. Под руководством же М.М. Сперанского Полное Собрание законов Российской империи было создано всего за 7 лет (1826-1832 г.г.).

Суть принципа профессионализма выражается в том, что всеми разновидностями систематизации правовых актов должны заниматься квалифицированные специалисты, профессионалы в своем деле (юристы, математики, программисты и т.п.), имеющие соответствующие знания и умения, обладающие практическими навыками и мастерством.

Для России одним из главных является принцип федерализма, который требует учитывать при систематизации наличие федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, действие в настоящее время актов высших органов государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, особенности горизонтальных и вертикальных связей разнообразных видов правовых актов.

Строгое соблюдение всех принципов не только определяет общую направленность правосистематизирующей практики, но и обеспечивает ее высокое качество и эффективность в правовой системе общества.

ВОПРОС 39

17.1. Понятие и основные признаки правоотношений.

Правовое отношение - это урегулированное правом общественное отношение, участники которого имеют охраняемые государством субъективные права и юридические обязанности.

Основные признаки правоотношений следующие:

1. Правоотношения являются разновидностью общественных отношений. Последние предстают в качестве социальных связей между людьми, их коллективами и организациями (имущественные, трудовые, семейные и т.п.), которые упорядочены экономическими, политическими, нравственными, правовыми и иными социальными нормами. В рамках общественных отношений осуществляется деятельность различных субъектов во всех сферах общественной жизни.

2. Правоотношения - такие общественные отношения, которые урегулированы правом.

3. Они представляют собой конкретную юридическую связь между индивидуально-определенными (Иванов, АО "БИС" и т.п.) субъектами. Эта связь выражается в наличии у субъектов корреспондирующих друг другу субъективных (индивидуальных) прав и субъективных (индивидуальных) юридических обязанностей. Так, в правоотношении купли-продажи речь идет о конкретном объекте (машине), его качестве и цене (25 тыс.), сроках передачи его продавцом (Сидоровым) покупателю (Иванову).

4. Субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений обеспечиваются мерами государственного и иного воздействия, охраняются государством. Так, в случае нарушения имущественных прав покупателя Иванова (например неоговоренная замена детали в машине) он может обратиться за юридической защитой в суд, общество защиты прав потребителей или иной компетентный орган.

5. Процесс реализации субъективных прав и юридических обязанностей происходит с помощью разнообразных видов юридической деятельности, т.е. конкретных юридических действий (операций), способов и средств, которые ведут к определенным юридическим последствиям и результатам. Так, оформление человека на работу (возникновение трудовых правоотношений) связано с подачей заявления, сбором и предъявлением необходимых документов, заключением трудового договора (контракта), изданием приказа о зачислении на должность и т.п., а взимание административного штрафа - с составлением протокола по конкретному административному правонарушению, истребованием объяснения от правонарушителя.

6. Правоотношения - волевые общественные отношения. Особенность их волевой природы заключена в том, что, во-первых, через соответствующие нормативно-правовые в них выражена воля субъектов правотворчества; во-вторых, право регулирует общественные отношения путем воздействия на сознание людей, которые должны обладать определенной свободой воли; в-третьих, в большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение правоотношений связаны с волей их участников (заключение или расторжение трудового контракта, кража и т.п.); в-четвертых, защита субъективных прав и юридических обязанностей осуществляется, как правило, при помощи волевых актов (решений) компетентных органов и т.п.

7. Правоотношения обусловлены не только правом, но и экономическими, политическими, национальными, нравственными и иными обстоятельствами общественной жизни. Вместе с тем сами правоотношения активно воздействуют на все сферы жизни общества. Это воздействие может быть позитивным, когда возникновение и осуществление субъективных прав и юридических обязанностей отвечает назревшим потребностям, либо негативным (например при преступлениях и иных правонарушениях).

Указанные признаки правоотношений позволяют отграничить их от иных общественных отношений и четко определить их место в правовой системе общества.

ВОПРОС 40

17.4. Субъекты правоотношений.

Субъекты правоотношений - это индивиды, их коллективы и организации, которые в соответствии с правовыми предписаниями являются носителями субъективных (индивидуальных) прав и субъективных (индивидуальных) юридических обязанностей.

Субъекты правоотношения обладают определенными признаками:

1. Субъектами правоотношений являются люди, наделенные сознанием и волей. От имени государства, государственных и иных организаций в правоотношениях выступают конкретные должностные лица (руководители и т.п.) или их представители (юридические консультанты и т.п.).

2. Нужно различать понятия "субъект права" и "субъект правоотношения". Субъекты права - это такие индивиды (организации), которые могут быть участниками правоотношения (например, каждый гражданин, достигший 35 лет, может быть Президентом РФ и нести соответствующие субъективные права и юридические обязанности). Субъекты же правоотношения уже имеют, несут конкретные субъективные права и обязанности.

3. Каждый субъект правоотношения обладает определенным юридическим свойством - правосубъектностью. Это предусмотренная правом возможность, способность быть субъектом (участником) правоотношений. Правосубъектность состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность - это предусмотренная правом способность субъекта иметь субъективные права и нести юридические обязанности. У индивидов гражданская правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Дееспособность - это предусмотренная правом способность субъекта лично своими действиями осуществлять субъективные права и юридические обязанности в правоотношениях. Дееспособность лица связана с определенным возрастом, физическим и психическим его состоянием. Так, в соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ "способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста". "За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны" (п. 1 ст. 28 ГК РФ). Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: "1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения" (п. 2 ст. 28 ГК РФ). "Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека" (п. 1 ст. 29 ГК РФ).

Деликтоспособность - это предусмотренная правом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения (деликты). Так, уголовная ответственность по российскому законодательству наступает, как правило, с 16 лет, а за некоторые преступления (убийства, кражи, разбои и т.п. - ст. 20 УК РФ) - с 14 лет.

Следует различать общую, отраслевую и специальную правосубъектность. Общая правосубъектность одинакова для всех, представляет собой равные условия для всех граждан вступать в любые правоотношения. Она характерна для лиц, достигших 18-летнего возраста и не признанных судом недееспособными или невменяемыми. Отраслевой правосубъектностью обладают лица, участвующие в отраслевых (конституционных, семейных, финансовых и т.п.) правовых отношениях. Специальная правосубъектность требует наличия специальных знаний, навыков, достижения определенного возраста и т.п. Судьей, например, может стать лицо, достигшее 25 лет, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершившее порочащих его поступков, сдавшее квалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Правосубъектность государства, государственных и негосударственных организаций находит выражение в их компетенции и закрепляется нормативно-правовыми актами (конституцией, уставом, положением и т.п.).

Все субъекты правоотношений подразделяются на следующие виды:

1. В зависимости от отрасли права, которая закрепляет их правовое положение, различают субъектов конституционных, административных, семейных и иных правоотношений.

2. По степени общности выделяют индивидуальных и коллективных субъектов правоотношений. К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранцы, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным и более гражданством).

К коллективным субъектам правоотношений относятся:

а) государство в целом (в международных правовых отношениях, конституционных правоотношениях - с субъектами федерации, в гражданско-правовых отношениях - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);

б) субъекты РФ (см., например, ст. 124-127 ГК РФ);

в) муниципальные образования (городские, сельские и т.п.);

г) государственные организации (основанные на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления);

д) негосударственные хозяйствующие субъекты (акционерные общества, производственные кооперативы, коммерческие организации и т.п.);

е) общественные объединения (организации, учреждения, фонды и т.п.);

ж) религиозные организации;

з) иностранные организации (государственные, общественные и т.п.);

и) международные организации (ООН, Международный суд и т.п.).

Коллективные субъекты могут выступать в качестве юридических лиц. "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету” (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

ВОПРОС 41

17.5. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Генеральной юридической связью между участниками правоотношения является связь, взаимодействие между носителем субъективного права и носителем юридической обязанности. Основу субъективного права составляет гарантированная юридическая возможность; ядро обязанности - юридическая необходимость.

Субъективное право - это конкретная мера, дозволенного поведения участника правоотношения, влекущая конкретные юридические и общесоциальные последствия. Структура субъективного права включает 4 элемента (правомочия, возможности): во-первых, правомочия на собственные действия, т.е. реальную возможность активного позитивного поведения субъекта (например, продавец устанавливает цену товара, срок его продажи и т.п.); во-вторых, возможность требовать соответствующего поведения от обязанного лица (продавец требует от покупателя уплатить определенную денежную сумму за товар и т.п.); в-третьих, возможность прибегнуть к конкретным мерам государственного и иного воздействия в случае неисполнения другой стороной своей обязанности (если продан товар ненадлежащего качества, то покупатель обращается в суд, общество защиты прав потребителей и т.п.); в-четвертых, возможность пользоваться социальным благом, исходящим из реализации своих правомочий (покупатель может использовать товар по своему назначению, подарить его, продать и т.п.).

Субъективная юридическая обязанность - это конкретная мера необходимого, должного или требуемого поведения. Структура субъективной обязанности также включает в себя 4 основных элемента, которые корреспондируют (соответствуют) четырем компонентам субъективного права: во-первых, необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них (например, покупатель должен передать продавцу определенную денежную сумму за товар); во-вторых, необходимость обязанного субъекта отреагировать на обращенное к нему законное требование управомоченного субъекта (если деньги не переданы в срок и продавец требует их передачи, покупатель обязан совершить указанные действия); в-третьих, необходимость нести юридическую ответственность за неправомерные действия и неисполнение обращенных к нему требований, претерпевать неблагоприятные юридические и иные последствия (продавец должен возместить покупателю убытки, компенсировать материальный и моральный вред за некачественный товар); в‑четвертых, необходимость не препятствовать управомоченному субъекту пользоваться конкретным благом (после передачи вещи продавец не должен по каким-либо своим соображениям препятствовать ее перепродаже, дарению и т.п.).

Нормальное функционирование правоотношений, удовлетворение интересов управомоченных субъектов возможно лишь в случае, если субъективные права обеспечиваются выполнением соответствующих юридических обязанностей и гарантируются средствами и методами гос

Наши рекомендации