Правоприменительная практика при пробелах в праве
Пробелом следует считать отсутствие в действующем праве нормативно-правовых предписаний в отношении конкретных социальных ситуаций, которые требуют юридического воздействия.
В отечественной и зарубежной науке выделяются разнообразные виды пробелов в праве (подробнее см. [8. С. 69 - 71]).
1. В зависимости от отрасли права, в которой они установлены, различаются пробелы в конституционном ( государственном), гражданском, уголовном, семейном и других отраслях права.
2. Близко к вышеуказанной, но имеющей самостоятельное значение, следует считать классификацию пробелов применительно к материальным и процессуальным отраслям права.
3. Можно говорить о пробелах в отдельных институтах права (институте купли-продажи и т.п.).
4. Как для правотворческих, так и для правоприменительных органов определенное значение имеет выделение пробелов в праве применительно к тому, в какой правовой системе обнаружен пробел: в российском праве, иностранном и международном праве, которое необходимо реализовать в России.
5. Пробелы различаются по форме права, в которой они обнаружены. Так, пробелы бывают в нормативных актах, в нормативно-правовых договорах, обычаях делового оборота, судебных прецедентах.
6. В зависимости от вида нормативного акта можно выделить пробелы в законе (конституционном, обычном и т.п.), указе президента, постановлении правительства и др.
7. По объему различают полные (существенные, абсолютные) и частичные (несущественные, относительные) пробелы.
8. Самостоятельное значение имеет классификация в зависимости от того, какой элемент нормы права отсутствует (санкция, диспозиция и т.п.).
9. Различают пробелы первоначальные (первичные) и последующие (вторичные). Основанием такого деления служит время их появления. Первоначальный пробел возникает в момент издания нормативных актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов, когда определенная часть общественных отношений не подпадает под правовое воздействие. К последующим относятся такие пробелы, которые появляются уже после издания нормативных актов, в процессе развития общественной жизни, возникновения новых отношений и социальных связей.
10. В зависимости от причин их возникновения различают пробелы объективные и субъективные. Первые, как правило, не зависят от воли субъектов правотворческой практики; вторые являются следствием нарушения законодателем правил правотворческой техники и тактики, неумелого выражения своей воли вовне.
11. Самостоятельное значение, видимо, имеет классификация пробелов на преднамеренные (сознательные) и непреднамеренные (неосознанные).
12. По способам восполнения можно различать пробелы преодолимые в правоприменительной практике и неустранимые в правоприменении пробелы.
13. Определенный интерес представляет выделение очевидных и латентных, типичных и нетипичных пробелов в праве.
Основным способом восполнения пробелов в романо-германской правовой семье (в том числе и в российском праве), является правотворческая практика компетентных субъектов - нормативное восполнение, в результате которого пробелы в праве устраняются. Правотворческий орган может не только заполнять пробелы в сфере правового регулирования, но и расширять ее границы, когда он регламентирует отношения, не входящие в эту сферу.
Различают два способа казуального восполнения пробелов в праве: аналогию закона (analogia legis) и аналогию права (analogia juris). Аналогия закона применяется тогда, когда отсутствует нормативное предписание, предусматривающее соответствующую ситуацию, но существует такое предписание, которое регулирует сходные случаи. Когда правоприменитель не находит нормативное предписание, регулирующее сходное отношение, решение по делу выносится на основании аналогии права, т.е. руководствуясь общими началами и смыслом законодательства.
Для правильного применения аналогии закона и аналогии права необходимо соблюдение определенных юридических требований, которые обеспечивают строгое соблюдение законности в правовосполнительной практике. К ним можно отнести следующие:
1. Использование аналогии возможно лишь в случае действительного, а не мнимого пробела. На это условие было обращено внимание уже в указаниях ГКК Верховного Суда РСФСР № 1 за 1926 г.
2. Отношения, не урегулированные правом, должны находиться в сфере правового регулирования.
3. В действующем праве должно быть предписание, регулирующее сходное общественное отношение (при аналогии закона).
4. Применение аналогии невозможно в тех отраслях и институтах права, где она прямо или косвенно запрещена законом или иным нормативным актом. Например, в п. 2 ст. 3 УК РФ записано: “Применение уголовного закона по аналогии не допускается“.
5. Использование аналогии должно быть основано на строгом и неуклонном соблюдении материальных и процессуальных нормативно-правовых предписаний.
6. Принятые по делу решения должны соответствовать принципам национального права (принципам института, межинститутским принципам, отраслевым, межотраслевым, общим), общепризнанным нормам и принципам международного права. При аналогии права указанные принципы кладутся в основу решения по делу.
7. Применение аналогии не должно противоречить определенным нравственным требованиям. Не случайны в этом плане при закреплении института аналогии в гражданском и семейном праве ссылки на принципы гуманности, добросовестности и справедливости.
8. Использование института аналогии возможно, если это не противоречит природе соответствующих общественных отношений (как отмечается в ст. 6 ГК РФ, “если это не противоречит их существу“).
ВОПРОС 34
15.1. Понятие интерпретационной практики.
Интерпретационная практика - это деятельность по установлению и разъяснению содержания и формы правового предписания, взятая в единстве с накопленным юридическим опытом.
Для нее характерны следующие признаки.
1. Интерпретационная практика представляет разновидность юридической практики. Поэтому ей присущи многие черты, характерные для юридической практики (см. главу 11).
2. Она занимает одно из ведущих мест в правовой системе общества. Правотворческая практика, как известно, направлена на изменение сферы (пределов) правового регулирования путем создания новых, изменения действующих или отмены ненужных нормативно-правовых предписаний. В ходе реализации права происходит индивидуализация и претворение юридических предписаний в реальную жизнь. Практика систематизации связана с упорядочением правовых актов, приведением их в единую, достаточно стройную систему. Без грамотного юридического толкования ни правотворчество, ни реализация, ни систематизация правовых предписаний просто невозможны.
3. Интерпретационная практика образует существенную часть правовой культуры индивидов, социальных групп и слоев населения, общества в целом. Поражаешься, порой, насколько искусными в толковании были древнеримские юристы, что свидетельствует о высоком уровне их правосознания, общей и правовой культуре, развитии юридической науки и практики. Многие сформулированные ими положения и в настоящее время могут служить в качестве исходных начал интерпретационной практики.
4. Она связана с уяснением и разъяснением правовых явлений, устранением противоречий, неточностей и иных погрешностей в предписаниях, с установлением четкости и ясности в правовом регулировании общественных отношений, с приращением новых юридических и общесоциальных знаний.
5. Интерпретационная практика представляет собой диалектическое единство деятельности по установлению содержания и формы правовых явлений (динамическая ее сторона) и правового опыта (статический компонент).