Основные элементы правовой системы общества.

В юридической литературе существуют разнообразные мнения по поводу структуры и элементного состава правовой системы общества. Анализ разнообразных точек зрения позволил нам сделать вывод о том, что необходимо выделять, во-первых, основные компоненты, т.е. наиболее крупные образования, составляющие относительно самостоятельные подсистемы в правовой системе общества. К ним, как мы уже отмечали, относится объективное право, юридическая практика и правосознание.

Во-вторых, каждый из отмеченных компонентов состоит из более дробных единиц отдельных элементов, т.е. условно неделимых ее частей. Так, содержание объективного права составляют объединенные в отрасли, институты и т.п., отдельные правовые принципы, нормы и иные нормативно-правовые предписания. К формам выражения права можно отнести правовые обычаи и прецеденты, нормативно-правовые акты и договоры, правовую доктрину и другие. Причем каждый из них имеет свой, более “мелкий” элементный состав. Норма права, например, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а нормативно-правовой акт - из статей (пунктов, частей и т.п.), глав, разделов и т.д.

Юридическая практика представляет собой самостоятельную подсистему, включающую социально-преобразующую деятельность и правовой опыт. Юридическая деятельность состоит из субъектов и участников, юридических действий и операций, средств и способов их осуществления, результатов и иных элементов.

Основными элементами правосознания являются правовая психология и идеология, которые образуются из более дробных элементов: правовых чувств, эмоций, представлений (психологический компонент); юридических понятий, идей, теорий (идеологической части правосознания).

Какие же факторы придают элементам и компонентам, входящим в правовую систему интегративные свойства, позволяют рассматривать ее как нечто единое, цельное явление? Системообразующими факторами прежде всего выступают правовые принципы, правоотношения и юридическая деятельность. Главным из них, цементирующим различные юридические явления, состояния и процессы в единое целое, способствующим самоорганизации и развитию системы, ее функционированию является юридическая деятельность (правотворческая, интерпретационная, правореализующая и т.п.) отдельных лиц, их коллективов и организаций. Если объективное право служит формальным источником юридической энергии, правовое сознание - внутренней и идеальной детерминантой правового поведения, правовые отношения - формой создания и реализации права, каналом, направляющим юридическую энергию в определенное русло, то субъекты и участники юридической деятельности, выступая в качестве материальных, энергетических и информационных носителей, своими действиями вырабатывают эту энергию и информацию, организуют их хранение в процессе правотворчества и систематизации права, а также реализацию (правоприменение и т.п.) с целью удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов.

Юридическая деятельность направлена на претворение в жизнь целей и задач, стоящих перед государством и правовой системой общества, она обладает не только внутренним, системным, интегрирующим свойством, но и позволяет связывать различные явления и правовую систему в целом с экономической, политической и другими социальными системами. Здесь речь идет уже об открытости правовой системы, обусловленности ее внешними факторами и активном, функциональном ее воздействии на различные сферы общественной жизни.

ВОПРОС 12

Типы правовых систем.

Типология - это группировка тех или иных правовых систем по определенным основаниям (сходным признакам, содержанию и формам выражения, уровню развития и т.п.).

В каждой стране (Россия, Франция и т.п.) имеется своя национальная правовая система, в которой отражаются конкретно-исторические особенности данного общества.

Все существующие национальные правовые системы современности можно сгруппировать по схожим признакам в определенные типы. В зависимости от того, к какой общественно-экономической формации они принадлежат, можно говорить о рабовладельческой, феодальной, буржуазнойисоциалистической правовых системах общества(подробно они изучаются в учебных курсах по истории государства и права).

В относительно самостоятельные типы группируются романо-германская, англо-саксонская, традиционно-религиозные (мусульманская, индусская, иудейская и т.п.)и иные правовые системы (подробнее о них можно узнать из книги Рене Давида "Основные правовые системы современности". М., 1988).

Нормы права в романо-германской семье (правовые системы Франции, Германии, Италии, Испании и т.п.) издаются, как правило, специально управомоченными на то правотворческими органами (парламентом, Генеральными кортесами, Государственной Думой и т.п.), закрепляются в кодифицированных и иных нормативно-правовых актах, занимают центральное место в правовом регулировании поведения людей. Судебная и иные виды практики не создают новых правовых норм, а нацелены на разъяснение и реализацию существующих уже норм права. В качестве первичного объекта правосознания выступают абстрактные нормы и закрепляющие их законы. Для граждан (подданных) и должностных лиц в рассматриваемой правовой семье нормы права - это абстрактные общеобязательные правила поведения. Например, в соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Но это не означает, что каждый имеет или будет иметь свое жилище (квартиру, дом и т.п.).

Специфика общей (англосаксонской) семьи права (национальные системы Англии, Австралии и т.п.) заключается в том, что суды обладают правотворческими полномочиями и создают нормы права. На первом месте в юридической практике и правосознании граждан и должностных лиц здесь выступают их индивидуальные права (например, право реального владения и распоряжения своим домом, квартирой и т.п.), которые защищены судом.

В основе традиционных религиозно-правовых семей (мусульманской, индусской, иудейской) лежат юридические, нравственные и религиозные нормы и идеалы (взгляды, представления, установки и т.п.). Основу, например, мусульманского права составляет ислам и соответствующие нормы права. Источниками права и юридической практики в данной правовой семье являются Коран (священная книга, состоящая из высказываний пророка Магомета), сунна (сборник священных преданий о жизни пророка Магомета) и иджма (сборники комментариев и толкований, составленные докторами ислама).

Российская правовая система по основным своим характеристикам (правотворчеством занимаются компетентные на то органы, существует кодифицированное законодательство, суды обязаны только толковать и применять право и т.п.) относится к романо-германской правовой семье. В российском правосознании (системе взглядов, представлений, установок и т.п.) довольно заметное место занимают славянские "мотивы" (проявления правового нигилизма, недооценка роли права в общественной жизни, настороженное отношение к судебным и иным юрисдикционным органам, представление о них прежде всего как о карательных учреждениях и т.п.).

Основная тенденция в развитии общей (англо-саксонской) и традиционных религиозно-правовых семей в настоящее время выражается в усилении значения специальных правотворческих органов, роли законов и иных нормативных актов в регулировании общественных отношений. Для романо-германской правовой семьи (в том числе и России) характерным в этом плане представляется возрастание правотворческой роли судов в процессе воздействия на поведение людей, их коллективов и организаций.

Существенным недостатком разделения на правовые семьи является то, что в данном случае недооцениваются экономические и социальные основы права, воздействие базиса и всей общественно-экономической формации на сущность, содержание и функции права.

Огромная роль сегодня отводится международной правовой системе, которая включает международное право, правосознание и юридическую практику компетентных субъектов (ООН, международного суда и т.п.).

Проблемы типологии играют существенную роль как в познавательной, так и в практической деятельности. Данный подход создает важную методологическую базу для выяснения отношений между различными типами правовых систем и семей, выделения их общих черт и признаков различия, форм взаимодействия и взаимовлияния друг на друга, позволяет значительно расширить наши представления о правовой географии (картине) мира, способствует сближению различных стран и народов, процессам экономической, политической и юридической интеграции в целом.

ВОПРОС 13

5.1. Понятие и основные признаки права

Право - это система общеобязательных, охраняемых государством нормативно-правовых предписаний, регулирующая поведение людей, их коллективов и организаций.

Основные признаки права следующие:

1. Содержание права составляют определенные нормативно-правовые предписания, т.е. правила поведения, распоряжения, веления, требования. Например, в ст. 57 Конституции РФ записано: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".

2. Данные веления внешне выражены в нормативных актах и иных формах права. Так, приведенное выше положение записано в Основном Законе государства.

3. Нормативно-правовые предписания и закрепляющие их юридические источники (формы) права тесно взаимосвязаны между собой, образуют единую систему. Например, право собственности закрепляется (охраняется и т.п.) конституционным (ст. 8, 35 и др.), гражданским, семейным (гл. 7 СК РФ), уголовным (гл. 21 УК РФ) и другими отраслями права.

4. Право носит общийхарактер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам (lex uno ore omnes alloguitur -закон говорит со всеми одинаково); во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев. Например, "по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой" (ст. 567 ГК РФ).

5. Право обязательно для всех членов общества. Obedientia est legis essentia -послушание есть сущность права".

6. Обязательность права обеспечиваетсяразнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия. Еще римские юристы говорили о том, что “где право, там и средства его защиты" (ibi jus, ibi remedium).

7. Издавна в России считалось, что право - это правда(праведность) жизни, "истина на деле" (В. Даль). "Jus est norma ricti" - "право есть мерило правильного". Оно призвано верно отражать реальную действительность.

8. Право представляет собою такую систему общеобязательных и охраняемых государством предписаний, которая отражает (должна отражать) идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественного порядка (безопасности).

9. Право - особый социальный регулятор поведения. Специфическое его регулятивное начало выражает все перечисленные выше признаки права, которые позволяют ему выступать в качестве особого мерила (меры) свободы и справедливости, поведения и ответственности, специального инструмента достижения общественной солидарности, согласия и компромисса.

Типы права

Типология правовых систем общества позволяет более правильно подойти и к характеристике основных типов права. В мире существует множество национальных систем права. Категория “тип права” призвана отразить общие, существенные черты, присущие сходным системам права тех или иных стран.

В отечественной литературе традиционно преобладает формационный подход, согласно которому выделяются четыре исторических типа права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Исторический тип права - это взятые в единстве существенные черты права, соответствующие определенной общественно-экономической формации. Исторические типы права, во-первых, соответствуют историческим типам государства (рабовладельческое право предполагает наличие рабовладельческого государства и т.п.). Во-вторых, основанием группировки разнообразных национальных систем права в названные типы является конкретная общественно-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная и т.п.). В-третьих, типы права в данном случае обусловлены в первую очередь типом производственных общественных отношений, особенностью экономического базиса. В-четвертых, анализ того или иного исторического типа права позволяет выяснить, волю какого класса (блока классов) выражает (закрепляет) данная система права, а также какой тип экономических отношений защищает это право.

Рабовладельческое право было характерно для рабовладельческой общественно-экономической формации. Оно закрепляло и охраняло прежде всего экономический базис рабовладельческого общества, а именно: частную собственность на орудия и средства производства и раба. Раб был не субъектом, а объектом права частной собственности, которого можно было купить, продать и даже убить. По своей сущности рабовладельческое право выражало государственную волю рабовладельцев. Оно оформляло (закрепляло) не только экономическое, но и политическое господство рабовладельцев в обществе.

Феодальное право было характерным для феодальной общественно-экономической формации. Оно закрепляло частную собственность феодалов на землю, средства производства и личную зависимость крестьян от феодалов, а также частную собственность крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия труда. Феодальное право выражало государственную волю феодалов.

Значительную роль в правовом регулировании брачно-семейных и иных общественных отношений в этот период принадлежит церковному (каноническому) праву. В период феодальной раздробленности основными формами права служили местные обычаи и судебная практика. Все это позволяет говорить об отсутствии единой системы права в условиях феодального общества, о партикулярном характере права. В период абсолютизма существенную роль приобретают акты центральной власти, что постепенно способствует централизации феодального государства.

Наказания в феодальном праве были весьма жестокими. Отрубание рук, выкалывание глаз и другие членовредительские наказания; смертная казнь предусматривалась даже за самые незначительные правонарушения.

Буржуазное государство и право приходят на смену феодальному государству и праву. Буржуазное право характерно для буржуазной общественно-экономической формации. Оно закрепляет и охраняет буржуазную частную собственность, провозглашает демократические свободы, формальное равенство всех перед законом и судом, принципы верховенства закона в системе нормативных актов, разделение властей и т.д.

Безусловно, что имущие классы и слои населения имеют в буржуазном обществе большую возможность для реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Особенности социалистического типа права заключаются в том, что оно должно, во-первых, выражать государственную волю трудящихся во главе с рабочим классом, во-вторых, закреплять новые производственные отношения, основанные на социалистической (государственной) форме собственности на средства производства; в-третьих, быть направлено на ликвидацию эксплуатации и угнетения, построение коммунистического общества.

Недостатком формационного подхода к типологии права является то, что здесь не всегда учитываются специфическая природа права, особенности его содержания, форм, функций и т.п.

В зависимости от принадлежности права к той или иной правовой системе общества можно выделять национальную систему права, романо-германское право, общее (англо-саксонское) право, мусульманское право, международное право и т.д.

Типы права можно также группировать в хронологическом порядке (древнее право, средневековое, современное право и т.п.), по уровню развития (высокоразвитые системы права, слаборазвитые и т.п.), по связи с государством (право демократического и тоталитарного государства).

Анализ различных типов права позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть разнообразные аспекты его природы, место и роль в правовой системе общества.

Наши рекомендации