Материалы юридической практики

5.1. Решения Конституционного Суда РФ, уставных (конституционных) судов субъектов РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г. № 14-П по делу о проверке конституционности части 3 статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ» // Российская газета. – 2000. – 5 декабря.

Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ оформляются аналогично.

5.2. Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 90/14 от 09 декабря 1999 г. «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2000. – № 3. – С. 7.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1997. – № 12. – С. 86 – 89.

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После того, как студент доработал черновой вариант работы с учетом замечаний научного руководителя, он оформляет окончательный вариант по всем требованиям и сдает на кафедру теории государства и права и публично-правовых дисциплин. Регистрацию сданных работ ведет менеджер кафедры. Сдача работы должна произойти в соответствии со сроками, отмеченными в плане работы над курсовым сочинением, но не позже сроков, установленных решением кафедры (1 мая).

Научный руководитель проверяет окончательный вариант работы и составляет рецензию с указанием на актуальность темы, достижение поставленной цели и задач, использование нормативного и библиографического материала, достоинства и недостатки работы.

Защита курсовых работ происходит по графику, утвержденному на заседании кафедры (с 5 мая по 25 мая). Студент должен ознакомиться с замечаниями, изложенными в рецензии, и подготовить на них ответы.

Необходимо иметь в виду, что защита курсовой работы происходит публично, то есть в присутствии не только преподавателей кафедры, но и других студентов, защищающихся в этот день.

Подготовка к защите в целом начинается студентом не за три дня до защиты и не в ночное время суток, предшествующее дню защиты, а заранее. Следует еще раз осмыслить всю тематику работы и подготовить выступление. К подготовке текста выступления нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответственностью, так как от его содержания, логической последовательности изложения хода и результатов исследования зависят стройность, четкость, убедительность устного монолога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы. Текст выступления официально на кафедру не представляется, однако рекомендуется согласовать его с научным руководителем. В тексте выступления нужно кратко, сжато изложить основные идеи, выводы курсового сочинения, показана актуальность, научная (при необходимости – практическая) значимость работы, структура работы, основные положения содержания. В устном сообщении не должно быть пространных рассуждений, развернутых доказательств, примеров, ссылок, сносок, цифровых перечислений, то есть всего того, что плохо воспринимается на слух и в достаточной степени отражено в тексте курсового сочинения.

Можно порекомендовать следующую схему выступления:

1. Обоснование темы и определение актуальности исследования;

2. Цель и задачи работы;

3. Научная и (при наличии) практическая ценность темы исследования;

4. Структура, объем работы;

5. Содержание основных результатов работы с описанием самых главных выводов;

6. Проблемы научного и практического характера, возможные пути их разрешения, предложений и рекомендаций (при их наличии).

Текст устного выступления можно оформить в виде реферата, которым разрешается пользоваться в процессе защиты.

Следует иметь в виду, что реферат выступления не должен рассматриваться как механическое «сжатие» текста работы. В то же время правильно построенные и написанные введение и заключение могут максимально облегчить задачу составления текста выступления.

Устное выступление должно соответствовать курсовому сочинению, то есть быть предельно сжатым, концентрированным отражением его содержания во всей полноте и не содержать информации, которая отсутствует в основном тексте. Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщающего осмысливания результатов исследования), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы, как гипотезы, требующие новых доказательств.

При подготовке к защите также следует продумать, какие вопросы могут быть заданы присутствующими в связи с тематикой работы. Автору как никому другому должны быть известны сильные и слабые стороны курсового сочинения. Если какая-то проблематика освещена по объему несколько уже, чем она того требует, рекомендуем при подготовке к защите почитать специальную литературу.

Студент должен явиться на защиту в установленный срок и иметь при себе зачетную книжку, а также материалы по выступлению. Курсовая работа во время защиты должна находиться у членов комиссии, поэтому рекомендуем студентам делать копии своей работы, чтобы пользоваться ими во время защиты.

Защиты курсовых работ проводятся комиссионно. Состав комиссии по защите курсовых работ (в количестве двух – трех преподавателей кафедры теории и истории государства и права) утверждается на заседании кафедры теории и истории государства и права.

Достаточно распространено заблуждение студентов о том, что защита курсовой работы рассматривается лишь как ответ на вопрос, который вынесен в заголовок (то есть путают защиту курсовой работы с экзаменом по теории государства и права). Как было указано выше, курсовая работа – это научно-исследовательская работа, в ходе которой должны быть выполнены определенная цель и задачи. Поэтому в своем выступлении на защите студент должен раскрыть научные проблемы, поставленные им в курсовой работе, обозначить пути их разрешения, показать место своей работы в научном изучении поставленной проблемы, акцентировать внимание на выводах, к которым он пришел в результате проведенной работы.

Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога. Не рекомендуется зачитывать текст выступления, т. к. это может оказать отрицательное впечатление на слушающих. Необходимо показать свободное владение материалом темы.

По окончании вступительной речи студенту могут быть заданы вопросы, на которые можно ответить сразу или после оглашения рецензии научного руководителя. Вопросы могут быть заданы членами комиссии по защите, а также присутствующими студентами. Вопросы и замечания нужно записать без искажений, ответить на них по существу, кратко, убедительно, аргументировано и доброжелательно.

Для вступительной речи студенту дается 5 минут. Ответы на вопросы и объяснения по поводу замечаний, изложенных научным руководителем в рецензии, временем не регламентируются, однако, защищающийся должен знать, что затягивать ответы не в его интересах, ибо это создает впечатление недостаточности в овладении материалами исследования, неуверенности в знаниях по изученной теме. Четкость, ясность, простота ответов обнаруживают умение ориентироваться в вопросах темы и знание предмета.

В ходе защиты может завязаться дискуссия по проблематике темы. В этом случае допускается выступление неофициальных оппонентов из числа присутствующих студентов.

По окончании ответов на вопросы студенту может быть представлено заключительное слово, которое обычно используется для окончательных выводов по результатам дискуссии, для уточнения или подтверждения своей позиции.

Защита обычно происходит следующим образом: заслушивается определенное количество студентов (как правило, не более пяти), затем комиссия совещается в закрытом заседании, утверждает решение об оценке каждой работы, проставляет оценки в ведомость и зачетные книжки. Решение комиссии зачитывается на продолженном открытом заседании.

Оценка складывается из качества самой работы (ее текста и оформления), выступления, ответов на защите. Поэтому вполне возможно, что за относительно слабую по содержанию работу студент может получить высокую оценку при удачной защите и наоборот.

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. – М. : Гардарики, 2004. – 185 с.

2. Клеандров М. И. Кандидатская диссертация юриста: первые шаги исследователя. – М. : МЗ Пресс, 2004. – 192 с.

3. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М. : Ось-89, 1998. – 304 с.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высш. школа, 2004. – 509 с.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2002. – 413с.

6. Сыромолотова Н. В. Методические указания по выполнению и защите курсовых работ. – Магадан : Кордис, 2005. – 28 с.

7. Чашин А. Н. Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права. – М.: Дело и сервис, 2008. – 400 с.

Рекомендуем также использовать пособия по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ, которые расположены на сайте www.edu.ru в разделе учебно-методической литературы.

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации