Основные проблемы земельного налогообложения и возможные пути их решения.

Одной из причин недополучения бюджетами потенциально возможных доходов от земельного налога и нерационального использования земли, является высокая цена за земельные участки и землеустроительные работы. Такая ситуация существовала на протяжении отдельных исторических периодов и существует в настоящее время. Так в 1861 году крестьянам было предоставлено право на земельный надел, заплатив выкупные платежи, они становились его собственниками. Однако крестьяне за свои земельные участки переплачивали большие суммы, а сам процесс выкупа растянулся почти на полвека.

В 80-е гг. XX века в соответствии с законом о купле-продаже земли население могло приобрести в собственность земельные участки, однако из-за высоких цен, стать собственниками земли смогли немногие. В основном землю приобрели состоятельные люди, которые не стали её обрабатывать, что отрицательно сказалось на развитии сельского хозяйства страны.

В современное время стоимость земельных участков также как и проведение землеустроительных работ находится на недоступном для многих людей уровне. Зачастую в связи с отсутствием свободных денежных средств, налогоплательщики не могут осуществить необходимую регистрацию своего права на находящиеся в их пользовании земельные участки. В результате налог не исчисляется и не уплачивается.

В целях полного учета земель и стимулирования вовлечения их в хозяйственный оборот представляется возможным рассмотрение вопроса о кредитовании населения на приобретение земельных участков под приемлемые проценты. А также рассмотрение возможности о предоставлении права на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным имуществом для отдельных категорий налогоплательщиков в целях ускорения оценки объектов недвижимости и формирования налогооблагаемой базы по данному налогу.

Следующий вопрос, требующий законодательного рассмотрения − определение вида пользования земельного участка, когда от типа использования зависит ставка налога. Вместе с тем, за использование земель не по назначению, предусмотрена административная ответственность, а перерасчет суммы земельного налога не производится, что является необоснованным.

Налоговые органы при расчете суммы земельного налога ориентируются исключительно на разрешенный в документах тип использования, зачастую увеличивая сумму земельного налога по участкам, например, разрешенным для использования под производственные или иные цели, хотя фактически используются для сельскохозяйственных работ. Пониженная ставка земельного налога применяется лишь при совпадении разрешенного и фактического пользования земельным участком. Представляется, что выходом из указанной ситуации является возможность налогоплательщика самостоятельно инициировать процедуру изменения типа землепользования, по результатам которой устанавливается новая категория пользования (или отказ в её изменении) и с этого момента изменяется ставка земельного налога.

Целесообразно законодательно установить возможность пересчета сумм земельного налога при изменении вида использования земельного участка.

Нуждается в корректировке, на мой взгляд, порядок исчисления налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства

Пунктом 15 статьи 396 НК РФ в таких случаях исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 к налоговой базе в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Считаю, что данный порядок исчисления налога может стимулировать завершение жилищного строительства в намеченные сроки.

Однако на практике возникают ситуации, когда налогоплательщики на законных основаниях могут занижать налоговую базу по земельному налогу.

Так организация или индивидуальный предприниматель может на законном основании приобрести небольшой участок земли для строительства дома, а также другие участки рядом с ним. В таком случае налогоплательщик будет платить налог с коэффициентом 2 только за участок земли, который планируется для жилищного строительства, другие приобретенные участки зачастую не используются собственником. После завершения строительства возможно объединить все приобретенные участки земли.

Другое злоупотребление законодательством может возникать с выходом физического лица из общества, например, общества с ограниченной ответственностью с наделением имущества и участка земли. Данная организация может строить на этой земле десять лет без применения коэффициентов. Так как согласно п. 16 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим лицам для индивидуального строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В целях стимулирования налогоплательщиков к рациональному использованию земли и увеличения доходов местных бюджетов, считаю необходимым изменить порядок исчисления суммы налога в отношении отдельных земельных участков, установить социальный нормативный размер земельного участка, приобретенного (предоставленного) в собственность индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для жилищного строительства. В отношении данного участка исчисление суммы налога производить с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В течение периода, превышающего трехлетний срок строительства исчисление суммы налога производить с учетом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков превышающих социальный нормативный размер исчисление суммы налога производить с учетом коэффициента 4 начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки.

В то же время, для налогоплательщиков - физических лиц по аналогии с юридическими лицами, применять порядок исчисления суммы налога с учетом социального норматива и трехлетнего срока для завершения строительства.

Данные предложения, как представляется, могут способствовать увеличению размера налогооблагаемой базы по земельному налогу, поступлений от него в местные бюджеты.

Итак, во все периоды развития истории налогообложение земли практически всегда развивалось вместе с изменениями в политическом устройстве.

Царская Россия хотя и была аграрной страной, однако отдельного земельного налога не существовало, соответственно госбюджет недополучал средства от потенциально возможного источника дохода. Окончательное установление налога в России происходит во второй половине XIX века.

В советский период осуществление земельных реформ было направлено лишь на разрешение продовольственной проблемы и мало затрагивало правовое решение земельных вопросов. Весьма низкой остается роль земельного налога в формировании финансовой базы местного самоуправления и в современной России.

Незначительная роль налога в разные периоды развития истории была связана с предоставлением значительных льгот по налогу для различных категорий плательщиков. Так в царской России от налогообложения полностью освобождались монастыри, налог не уплачивали дворяне. После революции 1917 года от уплаты местного земельного налога освобождался широкий круг юридических и физических лиц (колхозы, пенсионеры и т. д.). И в настоящее время законодательством также предусмотрены многочисленные освобождения от уплаты данного налога. Многие земельные участки, которые могли бы являться источниками доходов муниципалитетов, освобождены от уплаты земельного налога из-за принятых на федеральном уровне решений.

В целях укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований было бы целесообразно отменить предоставление федеральным законодательством льгот по имущественным налогам, при необходимости компенсировать льготы прямыми субсидиями за счет сокращения субсидий бюджетам субъектов федерации.

Реформированию должны подвергнуться льготы, не имеющие экономического эффекта и не способствующие развитию налогового потенциала местного самоуправления в России.

Возможной является организация целевой направленности предоставления льгот, которые следует предоставлять, в первую очередь, налогоплательщикам, развивающим экономическую деятельность муниципалитета.

Кроме того, можно предложить введение критерия назначения (для жилищного строительства, сдачи в аренду, коммерческого и торгового использования, промышленного использования и др.) недвижимого имущества. Согласно данному критерию по каждому виду назначения могут применяться различные виды льгот.

Вместе с тем необходимо предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются. Например, муниципальным органам власти предоставить право увеличивать ставки налога в 1,5-2 раза для собственников пустующих земельных участков. Данный порядок будет, на мой взгляд, способствовать более эффективному использованию земли и стимулированию заинтересованности муниципалитетов в проведении качественных работ по учету объектов налогообложения.

Реализация вышеизложенных предложений по совершенствованию земельного обложения в России с учетом исторического опыта,как представляется, могли бы значительно активизировать налоговую инициативу местных органов власти на подведомственных территориях и, как следствие, будет способствовать повышению уровня фискальной автономии муниципалитетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках курсовой работы был изучен вопрос земельной ренты и проблемы земельного налогообложения. Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:

Рента - это пассивный доход получаемый землевладельцем от пользователя земли за право ее эксплуатации.

Различают три основных вида ренты : абсолютную, дифференциальную, и монопольную. Также существует лесная рента, строительная рента и др.

Абсолютная земельная рента появляется ввиду монополии частной собственности на землю и является своеобразной данью землевладельцу за то, что он выступает собственником земли.

Дифференциальная рента образуется за счет различия в качестве земель, их местоположении, климате. Дифференциальную ренту разделяют на два вида:

- Дифференциальная рента I (по качеству и местоположению)

- Дифференциальная рента II (интенсивность ведения хозяйства)

Монопольная рента образуется на землях имеющих особые, редкие качественные характеристики позволяющие производить редкие продукты. Итак, источником монопольной ренты является прибавочная стоимость, которая создается наемным трудом и присваивается собственником земли в результате ее перераспределения.

Ввиду несовершенства системы налогообложения в России существует множество неточностей и путей обхода законодательства, что способствует недополучению денежных средств местными бюджетами. Также важна проблема неиспользования имеющихся земель, ведь она приводит к торможению развития хозяйства страны.

Чтобы действительно получать возможные денежные средства, необходимо пересмотреть систему налогообложения, и на основе вышесказанного внести некоторые поправки которые поспособствуют ее улучшению и позволят привлекать значительные денежные средства в местные бюджеты, что на уровне государства значительно усилит экономические показатели и даст новый оборот в развитии аграрного сектора хозяйствования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. История России с начала 18 века до конца 19 века / под ред. А.Н. Сахарова. − М.: АСТ, 1996. С. 85.
2. Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Курс русской истории. Том 3. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. С. 217.
3. Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Курс русской истории. Том 5. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. С. 277.
4. Налоги и налогообложение / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. − Санкт-Петербург: Питер, 2010. С. 82.
5. Никиткова У.О. Совершенствование земельного налога // Финансы. 2011. № 4. С. 63.
6. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2006. С. 534.

7. Генри Джордж. Прогресс и бедность. М., Генри Джордж Фондейшн 1992

8. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: 2011

9. Жариков Ю.Г., Люкаев В.Х. Земельное право. Москва, Былина, 2010

10. Инструкция МНС России «По применению закона РФ «О плате за землю»» от 21 февраля 2000 года № 56.

11. Мэнкью Н. Грегори Принципы микроэкономики [Текст] / Н. Грегори Мэнкью. ― 4-е изд. ― М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2012. ― 585 с.

12. Маркс К. Капитал. Т. 3. Москва, Эксмо - 2011

13. Лапина А.А. Все налоги России. Москва Проспект, 2012

14.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».

16. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие.- Ростов н_Д: Изд. «Феникс», 2011.

17. Сумцева Н.В., Орлова Л.Г. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

18. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. ― 2-е изд., изм. ― М. : Норма, 2009. ― 560 с.

19. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. ― 7-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2014. — 688 с.

20. Камаев В.Д. Экономическая теория. Москва, ЮНИТИ, 2011

21. Ивасенко, А. Г. Микроэкономика : учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. ― М. : КНОРУС, 2013. ― 280 с.

22. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: 2010

Наши рекомендации