Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений, их виды.

они представляют собой предусмотренную правовой нормой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями.

мея общий с материальными административно-правовыми отношениями управленческий характер, административно-процессуальные правоотношения отличаются от них рядом признаков, которые в свой совокупности обусловливают их следующие специфические черты.

1. Процессуальное административно-правовое отношение отличается от материального особенностями возникновения. Для того чтобы возникло административно-процессуальное правоотношение, должна существовать еще одна разновидность правовых норм - административно-процессуальные нормы. Следовательно, только при наличии одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм возможно возникновение административно-процессуального правоотношения.

2. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений особенностями регулирования, которые обусловлены спецификой юридических норм, регулирующих соответствующие группы административно-правовых отношений. Если материальные нормы административного права регулируют "статические" отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения "динамические", для которых особое значение имеют действия их субъектов.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных своим назначением. Задачи административно-процессуальных правоотношений, равно как и любых процессуальных правоотношений, состоят в обеспечении реализации соответствующей материальной нормы. Отсюда следует, что административно-процессуальное правоотношение в полном соответствии с диспозицией административно-процессуальной нормы выступает как средство осуществления определенного материального отношения.

4. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений своей структурой. Для процессуальных правоотношений вообще характерна более сложная структура, нежели для отношений материальных. У административно-процессуальных правоотношений сложность структуры также выражается в наличии нескольких субъектов, роль которых в данном правоотношении неодинакова. В связи с этим возможно выделить основное административно-процессуальное правоотношение и отношения, которые возникают в связи с основным и являются вспомогательными.

5. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений и кругом субъектов. Участниками этого вида правоотношений являются все субъекты сложившегося ранее материального правоотношения и некоторые субъекты, которые в материальном отношении не участвуют.

Таким образом, административно-процессуальные отношения следует рассматривать как такие регулируемые правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и се субъектов, а в предусмотренных законом случаях - иными государственными органами.

По мнению В.Д. Сорокина, административно-процессуальные правоотношения надлежит классифицировать по следующим основаниям: 1) по содержанию; 2) по видам административного производства; 3) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 4) по соотношению прав и обязанностей их участников65.

Административно-процессуальные правоотношения могут быть классифицированы и по другим основаниям.

По функциям права можно выделить регулятивные – складывающиеся на основе реализации регулятивных административно-процессуальных норм и охранительные – возникающие на основе охранительных административно-правовых норм отношения. В отличие от гражданского и уголовного процесса административный процесс «обслуживает» реализацию как охранительных, так и регулятивных норм. В этом проявляется универсальный характер административного процесса.

По характеру связей между участниками правоотношений административно-процессуальные отношения подразделяются на: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами административного права; диагональные. Вертикальные отношения в максимальной мере реализуются в сфере государственного управления, что обусловлено его иерархическим построением, изначально субординационной природой. Особенно часто эти отношения имеют место в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности и применения мер принуждения в рамках административного процесса. Вместе с тем в настоящее время наметилась тенденция расширения практики реализации горизонтальных отношений. Это связано с увеличением реализации диспозитивных начал в сфере государственного управления, в том числе и расширением применения административного договора.

Диагональные административно-процессуальные отношения во многом схожи с вертикальными отношениями, так как между его участниками существует элемент субординации. Однако данные субъекты входят в различные системы органов исполнительной власти и речь идет не о линейном, а о функциональном подчинении в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности.

По характеру юридических фактов, порождающих правоотношения различают административно-процессуальные правоотношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.

В зависимости от конкретных целей возникновения административно-процессуальных отношений их разделяют на: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

К внутренним административно-процессуальным отношениям относятся отношения по формированию кадров, а также отношения по обеспечению деятельности органов исполнительной власти.

В зависимости от способа защиты существуют отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке. Для современных административно-процессуальных производств характерна реализация внесудебного порядка обжалования. Объяснение такого положения может быть с неразвитостью законодательства о судебном обжаловании, которое реально функционирует чуть более пятнадцати лет, а также отечественной правовой традицией, где не культивировалось обращение в органы правосудия за разрешением правовых споров, возникающих в рамках административного процесса.

По видам административных производств:

- отношения, возникающие в процессе принятия нормативных актов государственного управления;

- отношения, возникающие в связи с рассмотрением предложений и заявлений граждан и обращений организаций в сфере государственного управления; *

отношения, возникающие в производстве по делам о поощрениях; *

отношения, возникающие в регистрационном производстве; *

отношения, возникающие в лицензионно-разрешительном производстве; *

отношения, возникающие в исполнительном производстве; *

отношения, возникающие в ходе дисциплинарного производства; *

отношения, возникающие в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-процессуальные отношения могут быть разделены с учетом отраслевой принадлежности. Наличие названное критерия обусловлено универсальным характером норм административно-процессуального права, которые обеспечивают процессуальный порядок реализации не только административно-правовых норм. В этой связи можно выделить следующие виды административно-процессуальных отношений: *

отношения, возникающие в связи с реализацией административно-правовых материальных отношений; *

отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами гражданского права; *

отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами трудового права; *

отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами финансового права; *

отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами семейного права; *

отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами земельного (аграрного) права; *

отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами экологического права.

Наши рекомендации