Административный процесс: понятие, особенности.
Любая юридическая деятельность государственного органа неза висимо от его вида характеризуется определенным порядком, уста навливаемым правовыми предписаниями, и реализуется в различного рода действиях. Это обусловливает наличие у данного вида государст венной деятельности процессуальной формы. Российское законодательство регулирует несколько видов юриди ческого процесса: конституционный, гражданский, уголовный, адми нистративный, бюджетный и др. Вместе с тем в российском праве от сутствует легальное определение административного процесса. Нет единообразной концепции административного процесса и в правовой литературе. Обобщая имеющиеся в науке взгляды, можно выделить широкое и узкое понимание административного процесса. Узкое, или «юрисдикционное», понимание административного процесса рассматривает его как порядок разрешения административ ноделиктных споров, применения различного рода мер администра тивного принуждения, включая меры административной ответствен ности. Такое понимание административного процесса отождествляет его с административноюрисдикционным процессом. 194 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти Широкое понимание, или так называемая управленческая (про‑ цедурная) концепция, состоит в определении административного процесса в качестве порядка осуществления всего государственного управления. В этом случае административный процесс представляет собой урегулированную административноправовыми нормами дея тельность органов (должностных лиц) исполнительной и судебной (по отдельным категориям дел) власти. Широкий подход к понятию административного процесса разде ляется в настоящее время большинством российских исследователей. Понимая административный процесс в широком аспекте, можно выделитьследующие его особенности:
1) административный процесс представляет собой вид юридиче ского процесса, закрепляющего порядок реализации материальных административноправовых норм, а также норм иных отраслей права;
2) являясьюридической формой реализации преимущественно исполнительной власти, административный процесс характеризуется управленческой природой;
3) административный процесс представляет собой правопримени тельную деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти и судебную деятельность по рассмотрению отдельных катего рий административных дел и дел об административных правонаруше ниях;
4) в отличие от других видов юридического процесса администра тивный процесс охватывает более широкий круг отношений. Если уголовный и гражданский процессы регулируют судебный порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел, то административный процесс наряду с судебным порядком рассмотрения отдельных кате горий административных дел регулирует также внесудебный порядок рассмотрения индивидуальных дел органами и должностными лица ми органов исполнительной власти; 5) структура административного процесса включает три вида про изводств — административнопроцедурный процесс; административ ноюрисдикционный процесс; административное судопроизводство;
6) административный процесс реализуется различными субъекта ми административнопроцессуальной деятельности, к которым отно сятся все субъекты административного права: физические лица и ор ганизации;
7) административный процесс включает как процедурную (пози тивную) деятельность, так и юрисдикционную (негативную).
Проце дурная деятельность — это порядок позитивного управления, осуще ствляемого органами государственной власти и местного самоуправ ления, заключающийся в обеспечении реализации законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Юрисдикционная деятель ность представляет собой процессуальную деятельность по примене нию различных мер административного принуждения;
8) в отличие от иных видов процессуальных отношений (уголов нопроцессуальных, гражданскопроцессуальных, регулируемых со ответственно УПК РФ и ГПК РФ) регулирование административно процессуальных отношений осуществляется нормативными правовы ми актами разного уровня, включая федеральные нормативные акты, нормативные акты субъектов Федерации и органов местного само управления;
9) административный процесс основан на ряде основопологаю щих положений — принципов, среди которых можно выделитьта кие, как законность; гласность; ведение дела на национальном язы ке; презумпция достоверности; равенство всех перед законом и орга ном, разрешающим дело; беспристрастностьи обоснованность; запрет злоупотребления правом; экономичностьи эффективность процесса и др
Можно выделить следующие специфические признаки административного процесса.
1. Административный процесс — вид юридического процесса, обладающий всеми признаками, присущими последнему (властный характер деятельности; регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определенных юридических результатов и оформляемая в документах).
2. Представляет собой часть управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регламентации.
3. Является нормативно установленной формой упорядочения правовых документов (актов субъектов публичной власти: государственных и муниципальных органов исполнительной власти, Банка России). Понятие управленческого (исполнительно-распорядительного) процесса значительно шире понятия административного процесса и включает в себя наряду с правовыми и неправовые (организационные, материально-технические) отношения. Многие правовые управленческие отношения не подвергаются процессуальному регулированию.
4. Связан с материальным административным правом и является совокупностью последовательных действий для реализации этих норм. В ходе осуществления административного процесса появляются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Соотношение материальных и процессуальных правоотношений следует рассматривать как единство формы и содержания.
5. Состоит из множества видов процесса и производств, отличающихся друг от друга характером дел и регламентируемых специальными административно-процессуальными нормами (например, лицензионно-разрешительное производство, производство по обращениям граждан, регистрационное производство и т.д.).
Например, по стадиям административные производства разделяются на: 1) административное расследование (проверка жалобы, анализ правового акта и т.п., в процессе которых идет сбор и анализ информации); 2) принятие акта (постановление, решение); 3) стадия исполнения; 4) производство по жалобам; 5) исполнительное производство; 6) дисциплинарное производство.
Основные особенности административного процесса: а) является специфическим способом осуществления публичной исполнительной власти; б) обладает динамическим характером и определенной последовательностью; в) это деятельность, с помощью которой достигается юридический результат и которая проходит в сфере функционирования публичной власти.
Сложность структуры административного процесса обусловлена объемом, охватывающим различные сферы исполнительной власти и многочисленные категории индивидуально-конкретных дел.
Многообразие процессуальных форм, в которых реализуется управленческая деятельность органов исполнительной власти, определяется тем, что в административном порядке разрешаются дела по применению соответствующих правовых норм почти всех отраслей материального права (исключение — уголовное право).