Административная ответственность: понятие, признаки, структура.

администра­ тивная ответственностьсохраняет все основные признаки общего по­ нятия юридической ответственности: наступает на основе права за нарушение правовых норм; привлечение виновного лица к админист­ ративной ответственности влечет для него претерпевание определен­ ных санкций — лишений морального, личного, имущественного или организационного характера; при привлечении к административной ответственности происходит осуждение виновных со стороны госу­ дарства; меры административной ответственности имеют своей це­ лью предупреждение правонарушений в будущем. Вместе с тем можно выделитьи специфические черты, присущие отдельным видам юридической ответственности. Так, отличием гражданско­правовой ответственности является ее принудительное применение относительно имущественной стороны нарушителя с це­ лью защиты нарушенных субъективных прав одной из сторон, высту­ пающей от собственного имени и не имеющей властных полномочий, Глава 10. Понятие административного принуждения, его виды 185присущих государственным органам. Уголовная ответственностьна­ значается за общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ. Институт административной ответственности характеризуется следующими специфическими чертами:

1) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

2) мерами административной ответственности выступают админи­ стративные наказания. Переченьадминистративных наказаний, со­ держащийся в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим. Иные ад­ министративно­правовые санкции, не включенные в него, законода­ телем административной ответственностью не признаются;

3) административные наказания в большинстве случаев назнача­ ются государственными органами и учреждениями исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке, вме­ сте с тем и судебные органы наделены определенной компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

4) применение административных наказаний в отличие от дисци­ плинарной ответственности, когда меры взыскания налагаются в ос­ новном в порядке подчиненности вышестоящим органом или долж­ ностным лицом, осуществляется должностными лицами к не подчи­ ненным им лицам;

5) административные наказания менее суровы, чем уголовные на­ казания (в качестве исключения может бытьназван лишьадминист­ ративный штраф);

6) применение административной ответственности не влечет су­ димости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении админи­ стративного наказания;

7) одновременно с назначением административного наказания на лицо, совершившее правонарушение, могут бытьвозложены некото­ рые обязанности (пройти диагностику, лечение от наркомании и т. д. в связи с потреблением наркотических средств или психотропных ве­ ществ без назначения врача);

8) субъектами административной ответственности являются физи­ ческие и юридические лица, причем за одно и то же правонарушение могут бытьпривлечены сразу оба субъекта (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);

9) компетенцией по установлению административной ответствен­ ности обладают РФ и ее субъекты.

Таким образом, административная ответственность — это вид юридической ответственности, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к ли­ цам, виновным в совершении административного правонарушения, специфических мер административного принуждения — администра­ тивных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление не­ гативных последствий морального, имущественного, личного или ор­ ганизационного характера.

Структуру административной ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, составляют следующие элементы: основания, субъекты, условия, санкции (меры ответствен­ ности), порядок привлечения к ответственности. Вместе с тем содер­ жание каждого элемента в различных видах ответственности специ­ фическое.

Среди оснований административной ответственности можно выде­ лить правовое, фактическое и процессуальное.

Привлечение кон­ кретного субъекта к административной ответственности возможно лишьпри наличии всех трех оснований, т. е. первоначально необхо­ димо существование нормы, устанавливающей определенное правило поведения и административно­правовую санкцию за его нарушение (нормативное основание).

Законодательство об административной от­ ветственности является двухуровневым. В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ оно состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Фактическим основанием административной ответственности яв­ ляется конкретное правонарушение, виновно совершенное физиче­ ским или юридическим лицом, нарушающее правило поведения, за­ щищаемое административно­правовыми санкциями. Чтобы определить, какое конкретное административное правона­ рушение было совершено, необходимо установитьпризнаки его со­ става.

В состав правонарушения входят следующие элементы: объект административного правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При наличии нормативного и фактического оснований компе­ тентное должностное лицо обязано процессуально оформить совер­ шенное административное правонарушение и составитьпротокол по делу или вынести постановление о возбуждении дела. Таким образом, под процессуальным основанием следует понимать протокол по делу об административном правонарушении либо по­ становление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Вынесение данных актов впоследствии позволяет рассмотретьдело об административном правонарушении и вынести постановление о назначении административного наказания, являю­ Глава 10. Понятие административного принуждения, его виды 187щееся итоговым документом, содержащим конкретную меру адми­ нистративной ответственности.

Субъектами административной ответственности выступают кол­ лективные и индивидуальные субъекты (физические и юридические лица), совершившие виновные и противоправные деяния, за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административ­ ная ответственность. В каждой из вышеуказанных групп законодательвыделяет общих, специальных и особых субъектов административной ответственности. Специальные субъекты обладают наряду с общими признаками также рядом специальных признаков. Выделение особых субъектов связано с особыми правилами применения к ним мер административного на­ казания.

1. Физические лица. В качестве общего субъекта — физического ли­ ца выделяются вменяемые граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли 16­летнего возраста. К специальным субъектам относятся:

1) должностные лица;

2) ли­ ца, выполняющие организационно­распорядительные и администра­ тивно­хозяйственные функции в иных организациях и иные лица, прямо названные в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ;

3) иные специ­ альные субъекты, специальные признаки которых отражены в отдель­ ных статьях Особенной части КоАП РФ: водители, работодатели, кандидаты на выборах, лица, находящиеся в состоянии опьянения, и т. д. Особыми субъектами являются:

1) военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (несут ответственностьза администра­ тивные правонарушения в соответствии с дисциплинарными устава­ ми); сотрудники органов внутренних дел, уголовно­исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборо­ том наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (несут ответственностьза административные правонаруше­ ния в соответствии с нормативными правовыми актами, регламенти­ рующими порядок прохождения службы в указанных органах). Ко всем указанным лицам не могут бытьприменены административные наказания в виде административного ареста, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — также в виде админист­ ративного штрафа, а к военнослужащим — иностранным гражда­ нам — в виде административного выдворения;

2) депутаты, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица, вы­ полняющие или выполнявшие определенные государственные функ­ ции (Президент РФ, Президент РФ, прекративший исполнение сво­ 188 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти их полномочий, дипломатические работники, сотрудники органов государственной безопасности и др.). В отношении них установлен особый порядок привлечения к административной ответственности, обеспечивающий гарантии их должностного статуса;

3) собственники (владельцы) транспортных средств (привлекают­ ся к административной ответственности за административные право­ нарушения в области дорожного движения и административные пра­ вонарушения в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих адми­ нистративных правонарушений работающими в автоматическом ре­ жиме специальными техническими средствами);

4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости (привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъек­ тов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переобо­ рудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средства­ ми);

5) другие особые субъекты — несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды I и II группы и т. д. (к указанным лицам не может бытьприменен ад­ министративный арест, а к инвалидам I и II группы за некоторыми исключениями не применяется лишение специального права). 2. Юридические лица. Общие субъекты — это российские и ино­ странные организации, зарегистрированные в установленном поряд­ ке в качестве юридического лица. Специальные субъекты — различные организации — предприятия и учреждения: биржи, банки, рекламо­ датели, средства массовой информации и т. д. Особые субъекты — ре­ организованные юридические лица.

Статьей 2.10 КоАП РФ установ­ лены правила привлечения к ответственности вновьвозникших в ре­ зультате реорганизации юридических лиц. Условия административной ответственности представляют собой совокупностьобстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом), ведущим про­ изводство по делу в отношении конкретного лица, для решения во­ проса о привлечении его к административной ответственности. От­ сутствие или, наоборот, наличие данных обстоятельств исключает возможностьпривлечения к административной ответственности. Глава 10. Понятие административного принуждения, его виды 189К условиям административной ответственности относятся сле­ дующие обстоятельства:1) наличие события и состава административного правонаруше­ ния (факта противоправного деяния и его полного соответствия при­ знакам конкретного состава правонарушения);

2) виновностьлица, привлекаемого к административной ответст­ венности (в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит админи­ стративной ответственности только за те административные правона­ рушения, в отношении которых установлена его вина);

3) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность(в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административ­ ной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту соверше­ ния административного правонарушения возраста 16 лет); 4) отсутствие обстоятельств крайней необходимости;

5) вменяемостьправонарушителя (в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ административной ответственности не подлежит физическое лицо, ко­ торое во время совершения противоправных действий (бездействия) не могло осознаватьфактический характер и противоправностьсвоих действий (бездействия) либо руководитьими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного бо­ лезненного состояния психики);

6) однократностьадминистративной ответственности (в соответ­ ствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административ­ ную ответственностьдважды за одно и то же административное пра­ вонарушение);

7) действие сроков давности привлечения к административной от­ ветственности — постановление по делу об административном право­ нарушении не может бытьвынесено по истечении установленного для соответствующей категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.

Наши рекомендации