Меры процессуального принуждения (по КАС РФ).

Мерам процессуального принуждения посвящен разд. II КАС РФ. В соответствии со ст. 116 КАС РФ они применяются судом к лицам, нарушающим установленные правила и препятствующим осуществ­ лению административного судопроизводства, и тем самым призваны обеспечитьнормальный порядок рассмотрения и разрешения судеб­ ными органами административных дел. 184 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти Применение к лицу мер процессуального принуждения не освобо­ ждает его от исполнения имеющихся у него обязанностей.

На основа­ нии ч. 2 ст. 117 КАС РФ за одно нарушение может бытьприменена лишьодна мера процессуального принуждения. Среди мер процессуального принуждения можно выделить меры, имеющие организационный характер (ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судеб­ ного разбирательства слова, обязательство о явке); морально‑правовой характер (предупреждение); личный характер (удаление из зала судеб­ ного заседания, привод) и имущественный характер (судебный штраф). Меры административной ответственности составляют самостоя­ тельную группу мер административного принуждения, применяемую в качестве наказания за совершенные административные правонару­ шения. Законодательдетально регулирует их сущностную характери­ стику и порядок применения, что обусловливает необходимостьих более подробного рассмотрения в отдельном параграфе.

Восстановительные меры в системе мер административного принуждения (по КоАП РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и др.).

Целью применения административно‑восстановительных мер яв­ ляется возмещение причиненного ущерба, восстановление прежнего положения вещей, нарушенных прав. В настоящее время админист­ ративно­восстановительные меры не имеют систематизированного источника и применяются на основе разноуровневых нормативных правовых актов. Применение административно­восстановительных мер может бытьобусловлено совершением административного правонаруше­ ния, иным нарушением либо реализовано при отсутствии правонару­ шений в целях обеспечения нормального функционирования обще­ ства. Данные меры могут использоваться государством в связи с со­ вершением объективно­противоправных деяний. Так, например, применение такой административно­восстановительной меры, как депортация (ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граж­ дан), не связано с административным правонарушением. Ее реализа­ ция предопределена отсутствием у иностранных граждан и лиц без гражданства законных оснований для пребывания или проживания на территории РФ. Административно­восстановительные меры применяются в отно­ шении как правонарушителей, так и иных лиц, не совершавших пра­ 180 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти вонарушение, но не выполнивших возложенные на них юридические обязанности. Субъектами применения административно‑восстановительных мер выступают органы административной юрисдикции и их должностные лица. В соответствии с действующим законодательством органами су­ дебной власти может бытьреализована лишьодна мера — возложение обязанности возместитьпричиненный ущерб, применяемая исклю­ чительно в судебном порядке при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба в рамках ст. 4.7 КоАП РФ. В соответствии с действующим законодательством мерами, обла­ дающими присущими административно­восстановительному при­ нуждению признаками, являются: 1) возложение обязанности возмес‑ тить причиненный административным правонарушением вред;

2) депор‑ тация;

3) аннулирование лицензии или разрешения (п. 6 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183­ФЗ «Об экспортном контроле»; п. 3, 4 ч. 1 ст. 26 Закона «Об оружии»);

4) вынесение предпи‑ сания об устранении последствий нарушения антимонопольного законо‑ дательства (подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135­ФЗ «О защите конкуренции»);

5) вынесение предписания о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимоно‑ польного законодательства (подп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона «О защите конкуренции»);

6) вынесение предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (подп. «к» п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона «О защите конку­ ренции»), и др

Наши рекомендации