Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных служащих. (Указ Президента от 7.09.10 г. «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ»).

Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных служащих Поощрительные меры применяются к государственному служаще­ му при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности, исполнения должностных обя­ занностей на высоком профессиональном уровне, повышения моти­ вации к труду. Позитивные меры в данной сфере отношений реализуются в виде различных форм материального, морального и организационного по­ ощрения или стимулирования деятельности государственных служа­ щих, что характерно для всего законодательства о государственной службе, включая федеральные законы о государственной граж­ данской службе, прокуратуре, Следственном комитете РФ, службе в органах внутренних дел, службе в таможенных органах и др. Как пра­ вило, позитивные санкции применяются в рамках служебно­дисцип­ линарных отношений, поскольку добросовестное исполнение слу­ жебных обязанностей, за которое применяется поощрение, — показа­ тельслужебной дисциплины. В законодательстве о государственной службе нормы о поощрении систематизируются в одной статье нормативного акта посредством их перечисления и установления порядка назначения. Следует отметить, что законодательпредполагает применение и кумулятивных поощри­ 146 Раздел II. Субъекты административного права тельных мер. Так, представитель нанимателя в соответствии с п.1и2 ч. 1 ст. 55 Закона о государственной гражданской службе обязан од­ новременно назначать поощрительные санкции и материального, и морального характера. Речь идет об объявлении благодарности с выплатой единовременного поощрения, а также о награждении по­ четной грамотой государственного органа с выплатой единовремен­ ного поощрения или с вручением ценного подарка. Государственно­служебное законодательство среди поощритель­ ных мер исключительно морального характера называет присвоение почетных званий РФ, награждение знаками отличия РФ, награжде­ ние орденами и медалями РФ, ведомственными медалями («За вер­ ностьслужебному долгу», «Ветеран следственных органов» и другими медалями в системе Следственного комитета РФ), занесение на Дос­ ку почета, в Книгу почета, награждение нагрудными знаками («За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почет­ ный работник прокуратуры Российской Федерации», «Почетный со­ трудник Следственного комитета Российской Федерации»). В числе поощрительных мер материального характера помимо на­ званных можно выделитьтакие меры, как награждение подарком, именным оружием, выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет. Организационные поощрительные санкции призваны обеспечить добросовестное исполнение государственными служащими своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу меха­ низмами карьерного роста. Среди них следует назвать досрочное при­ своение очередного специального звания или присвоение специаль­ ного звания на одну ступеньвыше очередного в системе Следствен­ ного комитета РФ и органов внутренних дел, досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступеньвыше оче­ редного в органах и организациях прокуратуры. Вместе с тем можно вести речьи о смешанном характере подобных поощрительных санк­ ций ввиду того, что, например, досрочное присвоение очередного специального звания предполагает и материальные последствия — увеличение размера оклада государственного служащего. Поощрительные санкции, предусмотренные для государственных служащих, не всегда исчерпывающим образом перечисляются зако­ нодателем в списке мер поощрения. Содержание государственно­слу­ жебного законодательства показывает и иные примеры поощритель­ ных мер, в первую очередьорганизационного характера. В частности, к ним можно отнести включение государственного гражданского слу­ жащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Данная мера Глава 8. Правовые основы государственной службы 147применяется по итогам аттестации в течение одного месяца после ее проведения, если служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый ре­ зерв. Таким образом, данное законодательное установление стимули­ рует служащего поддерживатьнеобходимый уровеньквалификации, чтобы реализоватьперспективу карьерного роста. Среди позитивных мер, применяемых в служебно­дисциплинар­ ных отношениях, следует выделитьи те, которые носят условно по­ ощрительный характер ввиду постделиктного их применения. Реали­ зации таких мер предшествует наложение на государственного служа­ щего дисциплинарного взыскания. Основанием же применения поощрения в данном случае является заслуженное постделиктное по­ ведение правонарушителя, если иметьв виду, что за определенные достижения по службе дисциплинарное взыскание может бытьснято досрочно до истечения одного года со дня его применения. Такая ме­ ра поощрения указана в ч. 9 ст. 58 Закона о государственной граж­ данской службе. Хотя в данной норме и не указано фактическое ос­ нование применения данной меры, однако очевидно, что досрочное снятие взыскания возможно, если государственный служащий изме­ нил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возло­ женных на него должностным регламентом. Высшей формой поощрения граждан РФ, в том числе государст­ венных служащих, являются государственные награды РФ, положе­ ние о которых утверждено Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной на­ градной системы Российской Федерации». К таковым отнесены выс­ шие звания, ордена, знаки отличия, медали и почетные звания РФ. Награждение ими производится в рамках особой процедуры наград­ ного производства. Решение о награждении государственной награ­ дой принимается Президентом РФ на основании внесенного ему представления и предложения Комиссии при Президенте РФ по госу­ дарственным наградам. Соответствующие федеральные государственные органы опреде­ ляют порядок возбуждения ходатайства о награждении государствен­ ными наградами лиц, замещающих государственные должности РФ, а также федеральных государственных служащих и работников феде­ ральных государственных органов. В зависимости от того, в каком ор­ гане они осуществляют свою деятельность, представления о награж­ дении их государственными наградами вместе с соответствующими наградными документами вносятся Президенту РФ Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Руководителем Аппарата Правительства РФ, руководителями феде­ 148 Раздел II. Субъекты административного права ральных органов государственной власти и иных федеральных госу­ дарственных органов, полномочными представителями Президен­ та РФ в федеральных округах, высшими должностными лицами субъ­ ектов РФ. Внесение представлений о награждении государственными наградами Президенту РФ осуществляется не позднее трех месяцев со дня завершения согласования наградного листа. Представление о награждении государственными наградами, вне­ сенное Президенту РФ, признается недействительным в случаях: ус­ тановления недостоверности сведений, содержащихся в наградных документах; изменения сферы деятельности лиц, представленных к награждению государственными наградами, за исключением пред­ ставления к награждению за совершение подвига, проявленные му­ жество, смелостьи отвагу; смерти лица, представленного к государст­ венной награде, за исключением лиц, представленных к государст­ венным наградам, награждение которыми может бытьпроизведено посмертно; возбуждения уголовного дела в отношении лица, пред­ ставленного к государственной награде. Представления о награжде­ нии государственными наградами до их внесения Президенту РФ рассматриваются Комиссией по государственным наградам, которая может принятьследующие решения: о поддержке представления о награждении государственной наградой; об изменении вида или сте­ пени государственной награды, к награждению которой представлено лицо; о нецелесообразности награждения лица государственной на­ градой. Повторное представление к награждению государственной наградой лица, в отношении которого данная комиссия приняла ре­ шение о нецелесообразности награждения государственной наградой, возможно не ранее чем через год со дня его принятия





За успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к ним применяются различные виды поощрений и стимулирования, основания, условия и порядок применения которых устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Условно меры, стимулирующие позитивное отношение к возложенным обязанностям, можно разделить на несколько групп. Первую составляют различные льготы (медицинское обслуживание, предоставление государственного служебного жилья и т.п.). Сюда же относятся различные надбавки к должностным окладам, а также денежные выплаты по итогам службы за отдельный период и др. Вторая группа — государственные награды РФ — высшая форма поощрения граждан (и любых служащих в том числе) за выда­ющиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством (см. Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»).

Для проведения общественной оценки материалов о награждении государственными наградами и обеспечения объективного подхода к поощрению при Президенте РФ действует специальная Комиссия по государственным наградам.

В эту группу мер также включаются денежные премии, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др., которые относятся к общим мерам поощрения. К служащим могут быть применены специальные меры поощрения, например, присвоение специального звания классного чина, повышение в классе досрочно и т.п.

Политика применения всех мер поощрения государственных и муниципальных служащих направлена в целом на то, чтобы поощрять служащего за конкретные достижения и высокие показатели, а не просто за хорошую работу. В качестве меры стимулирования следует рассматривать и ответственность государственных служащих, к которой они могут быть привлечены за плохую работу и нарушение государственной дисциплины и законности, о чем будет сказано ниже.

31. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: понятие, виды дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — это юридическая ответственность, наступающая вследствие наруше­ ния положений федеральных законов и иных нормативных актов, ре­ гулирующих порядок прохождения различных видов государственной службы, а также требований должностных регламентов (инструкций), применяемая государством в лице уполномоченного субъекта дисци­ плинарной власти к правонарушителю, на которого возлагается обя­занность нести неблагоприятные последствия назначенного дисцип­ линарного взыскания.

В сфере государственного управления принято выделять три вида дисциплинарной ответственности:

1. в порядке подчиненности;

2. по дис циплинарным уставам и положениям о службе;

3. по правилам внутрен него трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности харак терна для государственной гражданской службы, где дисциплинар ный проступок рассматривается как неисполнение или ненадлежа щее исполнение гражданским служащим возложенных на него слу жебных обязанностей по его вине.

В настоящее время в системе дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным граж данским служащим, в зависимости от характера карательного воз действия можно выделить всего два вида санкций: взыскания мораль ноправового характера (замечание, выговор и предупреждение о неполном должностном соответствии) и санкцию, лишающую воз можности продолжать государственную службу в соответствующем органе (дисциплинарное увольнение).

Дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, которые действуют в системе военной службы и отдельных видов правоохранительной службы (уставная ответст венность), является наиболее строгим видом дисциплинарной ответ Глава 8. Правовые основы государственной службы 151ственности. В соответствующих государственных органах она приме­ няется как одно из административно­правовых средств поддержания максимальной слаженности в работе и предельно высокой дисципли­ ны. Несмотря на то что для отдельных видов правоохранительной службы (прокурорская служба и служба в Следственном комите­ те РФ) такие дисциплинарные уставы не приняты, дисциплинарную ответственностьсоответствующих служащих следует приравнятьк ус­ тавной, поскольку она отличается схожим уровнем строгости. К организационным взысканиям, затрагивающим служеб­ ные интересы,. Дисциплинар­ ными взысканиями статусного характера являются назначаемые в системе прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов, в кото­ рых предусмотрена следует отнести понижение в классном чине проку­ рорских работников, понижение в специальном звании сотрудников Следственного комитета РФ, снижение в воинском звании, перевод на нижестоящую должностьсотрудников органов внутренних дел, снижение в воинской должности, снижение в воинском звании на одну ступеньсо снижением в воинской должностивоенная служба, взыскания в виде лишения на­ грудных знаков «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» и «Почетный работник прокуратуры Российской Феде­ рации», лишения медалей Следственного комитета РФ, лишения на­ грудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Рос­ сийской Федерации», а также лишение нагрудного знака отличника (в системе военной службы). Кроме того, для военнослужащих пре­ дусмотрена специфическая мера, связанная с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, — дисциплинарный арест, назначаемый в судебном порядке за грубые нарушения воинской дисциплины; 3) дисциплинарное увольнение работника означает невозмож­ ность осуществления им служебной деятельности не только в кон­ кретном органе, но и в системе отрасли (в органах внутренних дел, 152 Раздел II. Субъекты административного права органах по контролю за оборотом наркотиков, органах и учреждениях уголовно­исполнительной системы и др.).

К дисциплинарной ответственности по правилам внутреннего тру‑ дового распорядка привлекаются служащие государственных органов, не имеющие статуса государственных служащих, а также служащие иных органов и организаций. Поскольку их статус не регулируется государственно­служебным законодательством, дисциплинарная от­ ветственностьк ним применяется в соответствии с положениями ТК РФ. Дисциплинарное производство в науке административного права рассматривается либо в институциональном (как комплексный пра­ вовой институт), либо в процессуальном аспекте.

Дисциплинарное производство в качестве правового института определяется как сово­ купностьправовых норм, регулирующих общественные отношения в связи с правоприменительной деятельностью по решению вопроса о применении дисциплинарного взыскания за совершенный дисцип­ линарный проступок. Дисциплинарное производство в процессуаль­ ном аспекте — это урегулированная нормами административного права и осуществляемая в процессуальной форме деятельность упол­ номоченных субъектов дисциплинарной власти по возбуждению, рассмотрению и разрешению дел о дисциплинарных проступках и применению к государственным служащим дисциплинарных взыска­ ний. Ряд процедурных правил являются общими для дисциплинарного производства по всем видам государственной службы. До примене­ ния дисциплинарного взыскания от государственного служащего должно бытьпотребовано объяснение в письменной форме. В случае его отказа датьтакое объяснение составляется соответствующий акт. Такой отказ не является препятствием для применения дисциплинар­ ного взыскания. Перед его применением проводится служебная про­ верка (в системе военной службы — разбирательство, в органах про­ куратуры — служебное расследование). При назначении взыскания учитываются тяжестьсовершенного дисциплинарного проступка, степеньвины служащего, обстоятельства, при которых он совершен, и предшествующие результаты исполнения служащим своих долж­ ностных обязанностей. Предусматриваются три срока давности привлечения к дисципли­ нарной ответственности (один месяц со дня обнаружения дисципли­ нарного проступка, шестьмесяцев со дня его совершения, а по ре­ зультатам проверки финансово­хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — два года со дня совершения дисциплинар­ ного проступка).

Дополнительно к этим срокам для служащих орга­нов внутренних дел законодателем введено правило, согласно кото­ рому дисциплинарное взыскание должно бытьналожено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудни­ ком органов внутренних дел дисциплинарного проступка. Кроме то­ го, согласно ст. 49 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ для военнослужащих срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности ограничен одним годом со дня совершения дисцип­ линарного проступка. Копия акта о применении к служащему дисциплинарного взыска­ ния с указанием оснований его применения вручается ему под рас­ писку в течение определенного срока со дня издания соответствую­ щего акта (пяти дней в системе государственной гражданской служ­ бы, трех дней в таможенных органах, органах внутренних дел и т. д.).

Дисциплинарное взыскание может бытьобжаловано служащим в письменной форме в комиссию государственного органа по служеб­ ным спорам (в системе государственной гражданской службы), на­ чальнику вышестоящего органа (в системе правоохранительной службы) или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому взы­ сканию, он считается не имеющим такового. Основанием выделения такой разновидности дисциплинарной ответственности, как дисциплинарная ответственность государст‑ венных служащих за совершение коррупционных правонарушений и дис‑ циплинарное производство по ним, является унификация составов коррупционных правонарушений по законодательству о всех видах государственной службы, установление одинаковых правил по утра­ те доверия ко всем государственным служащим и определение абсо­ лютно идентичного порядка привлечения к дисциплинарной ответ­ ственности. Утрата доверия к государственному служащему возможна в случаях: непринятия служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставле­ ния сведений о своих, а также своих супруги (супруга) и несовершен­ нолетних детей доходах, расходах, об имуществе и обязательствах иму­ щественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия на платной основе в деятельности ор­ гана управления коммерческой организацией; осуществления пред­ принимательской деятельности; вхождения в состав органов управле­ ния, попечительских или наблюдательных советов, иных органов ино­ странных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений; нару­ 154 Раздел II. Субъекты административного права шения служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открыватьи иметьсчета, хранитьналичные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за преде­ лами территории РФ. Утрата доверия влечет однозначное увольнение с государственной службы. Особенности дисциплинарного производства по коррупционным правонарушениям связаны с субъектами служебной проверки; с об­ стоятельствами, которые должны быть учтены в производстве по де­ лу; со сроками давности привлечения к дисциплинарной ответствен­ ности. В рамках обычного порядка дисциплинарного производства проведение служебной проверки поручается подразделению госу­ дарственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В то же время антикоррупционную проверку проводит подразделение кад­ ровой службы соответствующего государственного органа по про­ филактике коррупционных и иных правонарушений, при этом док­ лад о результатах проверки может быть направлен в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, которая вправе вынести рекомендацию о применении дисциплинарного взыскания. На та­ кую проверку не распространяются общие правила о служебной проверке. Обстоятельства, которые должны быть учтены в производстве по делу о коррупционном правонарушении, отличаются тем, что законо­ дательне установил необходимостьопределения степени вины госу­ дарственного служащего.

Сроки давности в данном дисциплинарном производстве сущест­ венно изменены. Взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления инфор­ мации о совершении государственным гражданским служащим кор­ рупционного правонарушения, не считая периода временной нетру­ доспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также време­ ни проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно бытьприменено не позднее шести месяцев со дня поступления ин­ формации о совершении коррупционного правонарушения. Таким образом, момент совершения коррупционного правонарушения для исчисления сроков давности привлечения к дисциплинарной ответ­ ственности значения не имеет.

Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды

Существует два аспекта ответственности как социальной категории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего человека перед самим собой, своей собственной совестью), и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается с позиции отрицательной оценки содеянного населением, коллективом, как реакция на нарушение их интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юридическая ответственность как один из видов социальной ответственности выражается в осуждении противоправного поведения лица со стороны общества и государства, заключающегося в причинении виновному лицу отрицательных последствий материального или морального характера, в применении санкций за правонарушения.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Дисциплинарная ответственность служащих применяется в рамках их служебных взаимоотношений вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько разновидностей по государственным и муниципальным должностям и видам государственной деятельности (отраслевым разновидностям службы).

Лица, занимающие государственные должности, а также выборные муниципальные должности (депутат, член выборного муниципального органа, выборное должностное лицо местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательное предварительное условие привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности — отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого законами предусмотрены соответствующие юридические формы: импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству РФ, освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора РФ. Председателя Счетной палаты РФ и др.; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или даче согласия на привлечение судьи к юридической ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к ответственности, досрочное прекращение полномочий главы администрации муниципального образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государственной службы, а также не являющиеся выборными муниципальные должности муниципальной службы и любые другие служебные должности в гражданских и общественных учреждениях, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специаль­ным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД России, таможенных органов, органов и учреждений прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во‑первых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы, позорящие и дискредитирующие публичную власть, аморальные и административные проступки; во‑вторых, предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; в‑третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД России, таможенных органов и т.д.).

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчиненности распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, а также на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц государственных и негосударственных организаций и учреждений.

Действующее федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ о государственной и муниципальной службе предусматривает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным либо муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться назначившим его на должность органом или руководителем одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение с государственной гражданской службы по строго установленным законом основаниям.

Совершивший должностной проступок государственный служащий до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности может быть временно (не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных

обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением принимавшего его на службу руководителя.

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в государственных органах или органах местного самоуправления в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся государственными или муниципальными служащими, а также на работников всех социально-культурных и иных учреждений и организаций любых форм собственности, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления.

Этот вид дисциплинарной ответственности выступает как средство обеспечения трудовой дисциплины указанной категории служащих, соблюдения ими трудового распорядка на предприятиях, в учреждениях, организациях, который определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми в соответствии со ст. 190 ТК РФ работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Порядок или процедура дисциплинарного производства едины для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины.

Для привлечения любого служащего к дисциплинарной ответственности требуется обязательное письменное его объяснение о причинах и обстоятельствах допущенного им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. При этом при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности служащего.

По действующему законодательству дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни служащего или пребывания его в отпуске. При этом в любых случаях взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 193 ТК РФ).

Наши рекомендации