Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной службе.

Общим правовым основанием является ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, где указано, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Правовые основания поступления на отдельные виды государственной службы содержатся в законода­ тельстве по каждому из ее видов. В частности, правовым основанием поступления на государственную гражданскую службу является ст. 21 Закона о государственной гражданской службе. Правовые условия поступления на государственную службу — это указанные в законе конкретные обстоятельства, с которыми законо­ дательсвязывает возможностьили невозможностьзамещения долж­ ностей государственной службы. Речьидет, в частности, о возрастных ограничениях. Так, на государственную гражданскую службу могут поступить граждане, достигшие 18 лет. Аналогичное требование со­ держится в законодательстве о службе в органах внутренних дел, од­ нако на данный вид службы можно поступитьи до достижения дан­ ного возраста посредством зачисления в образовательную организа­ цию высшего образования МВД России. По некоторым видам службы законодателем предусмотрен возраст, по достижении которо­ го поступление на нее невозможно: призыв на военную службу невоз­ можен при достижении гражданином возраста 27 лет; предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел составляет 35 лет. Законодателем установлены и иные ограничения по поступлению на государственную службу.

Они связаны:

1) с признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу; 136 Раздел II. Субъекты административного права

2) осуждением его за преступление по приговору суда, вступивше­ му в законную силу, и наличием судимости (что касается последней, то законодателем установлены разные требования по различным ви­ дам службы: для поступления на государственную гражданскую служ­ бу препятствием является неснятая или непогашенная судимость; по­ ступление на правоохранительную службу невозможно, даже если су­димостьбыла снята или погашена);

3) отказом от прохождения процедуры оформления допуска к све­ дениям, составляющим государственную и иную охраняемую феде­ ральным законом тайну, если исполнение должностных обязанно­ стей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) наличием заболевания, препятствующего поступлению на госу­ дарственную службу или ее прохождению и подтвержденного заклю­ чением медицинской организации (данное ограничение имеет разли­ чия по видам государственной службы: для претендующих на замеще­ ние должностей государственной гражданской службы речьидет только о некоторых психических расстройствах; прохождение же во­ енной и правоохранительной службы связано с более строгими огра­ ничениями по состоянию здоровья);

5) наличием близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или под­ контрольностью одного из них другому;

6) выходом из гражданства РФ или приобретением (наличием) гражданства другого государства;

7) представлением подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу;

8) непредставлением сведений или представлением заведомо лож­ ных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ ственного характера, а также аналогичных сведений по супругу (суп­ руге) и несовершеннолетним детям. Названные ограничения являются общими для государственной службы различных видов. Однако предусматриваются и специфиче­ ские ограничения. Так, препятствует поступлению на государствен­ ную гражданскую службу признание гражданина не прошедшим во­ енную службу по призыву при отсутствии на то законных оснований в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Также гражда­ нин не может бытьпринят на службу в органы внутренних дел, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступле­ Глава 8. Правовые основы государственной службы 137ния на службу, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правона­ рушения. Кроме того, в ряде случаев устанавливаются требования к уровню и профилю образования претендента: чтобы поступитьна службу в органы прокуратуры и Следственного комитета РФ, требует­ ся высшее юридическое образование; аналогичное требование преду­ смотрено для претендентов на должностьстаршего судебного приста­ ва и его заместителя. Порядок поступления на государственную службу включает в себя процедуру замещения должностей государственной службы. Данные должности замещаются, как правило, двумя способами: посредст­ вом конкурса и назначения. Специфический порядок регламенти­ рован в законодательстве о военной службе, где предусмотрены призыв и отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту.

Конкурс является общим правилом для замещения должностей го­ сударственной гражданской службы. Он заключается в оценке про­ фессионального уровня претендентов на замещение вакантной долж­ ности и их соответствия установленным квалификационным требова­ ниям. Для его проведения правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав которой входят представительнанимателя или уполномоченные им государственные гражданские служащие (в том числе из подразделе­ ния по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности), представительсоответствующего органа по управлению государственной службой, а также представи­ тели научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспер­ тов — специалистов по вопросам, связанным с государственной граж­ данской службой, число которых должно составлятьне менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности госу­ дарственной гражданской службы РФ, определяющее порядок и ус­ ловия его проведения, утверждено Указом Президента РФ от 1 февра­ ля 2005 г. № 112. Назначение на должностьгосударственной гражданской службы следует рассматриватькак исключение из общего правила о конкур­ се, который не проводится:

при назначении на замещаемые на опре­ деленный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

на должности государственной гражданской службы ка­ тегории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

заключении срочного служебного контракта;

назначении государст­ венного гражданского служащего на иную должностьгосударствен­ ной гражданской службы в случаях, указанных в законе;

назначении на должностьгосударственной гражданской службы гражданина, включенного в кадровый резерв.

Конкурс может также не проводить­ ся при назначении на отдельные должности государственной граж­ данской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности госу­ дарственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей. В системе правоохранительной службы возможность проведения конкурса на замещение вакантной должности в ряде случаев законо­ дателем не предусмотрена (в органах прокуратуры, Следственного ко­ митета РФ) и назначение используется как единственный способ за­ мещения должностей. В иных случаях конкурс рассматривается как исключение из общего правила о назначении (в частности, в органах ФСКН России, МВД России). Так, в системе МВД России посредст­ вом конкурса замещаются должности государственной службы лишь в учебных и научных подразделениях образовательных организаций (начальник научного центра, начальник кафедры и др.).

Выборы как способ замещения должностей не используются в сис­ теме государственной службы. Их специфика состоит в том, что граж­ данин выдвигается на соответствующую должностьиз числа тех, кто избирает. Таким способом замещаются отдельные государственные должности РФ и субъектов РФ (Президент РФ, ПредседательГосу­ дарственной Думы, ПредседательСовета Федерации, высшее долж­ ностное лицо субъекта РФ, депутаты законодательных (представи­ тельных) органов государственной власти и др.). В федеральных государственных органах и государственных орга­ нах субъектов РФ могут бытьпредусмотрены служебные должности, не являющиеся должностями государственной службы (архивариус, комендант здания, бухгалтер, заведующий бюро пропусков, заведую­ щий копировально­множительным бюро, заведующий хозяйством и проч.). Трудовая деятельность работников, их замещающих, регули­ руется законодательством РФ о труде.

Наши рекомендации