Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной службе.
Общим правовым основанием является ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, где указано, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Правовые основания поступления на отдельные виды государственной службы содержатся в законода тельстве по каждому из ее видов. В частности, правовым основанием поступления на государственную гражданскую службу является ст. 21 Закона о государственной гражданской службе. Правовые условия поступления на государственную службу — это указанные в законе конкретные обстоятельства, с которыми законо дательсвязывает возможностьили невозможностьзамещения долж ностей государственной службы. Речьидет, в частности, о возрастных ограничениях. Так, на государственную гражданскую службу могут поступить граждане, достигшие 18 лет. Аналогичное требование со держится в законодательстве о службе в органах внутренних дел, од нако на данный вид службы можно поступитьи до достижения дан ного возраста посредством зачисления в образовательную организа цию высшего образования МВД России. По некоторым видам службы законодателем предусмотрен возраст, по достижении которо го поступление на нее невозможно: призыв на военную службу невоз можен при достижении гражданином возраста 27 лет; предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел составляет 35 лет. Законодателем установлены и иные ограничения по поступлению на государственную службу.
Они связаны:
1) с признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу; 136 Раздел II. Субъекты административного права
2) осуждением его за преступление по приговору суда, вступивше му в законную силу, и наличием судимости (что касается последней, то законодателем установлены разные требования по различным ви дам службы: для поступления на государственную гражданскую служ бу препятствием является неснятая или непогашенная судимость; по ступление на правоохранительную службу невозможно, даже если судимостьбыла снята или погашена);
3) отказом от прохождения процедуры оформления допуска к све дениям, составляющим государственную и иную охраняемую феде ральным законом тайну, если исполнение должностных обязанно стей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
4) наличием заболевания, препятствующего поступлению на госу дарственную службу или ее прохождению и подтвержденного заклю чением медицинской организации (данное ограничение имеет разли чия по видам государственной службы: для претендующих на замеще ние должностей государственной гражданской службы речьидет только о некоторых психических расстройствах; прохождение же во енной и правоохранительной службы связано с более строгими огра ничениями по состоянию здоровья);
5) наличием близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или под контрольностью одного из них другому;
6) выходом из гражданства РФ или приобретением (наличием) гражданства другого государства;
7) представлением подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу;
8) непредставлением сведений или представлением заведомо лож ных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имуще ственного характера, а также аналогичных сведений по супругу (суп руге) и несовершеннолетним детям. Названные ограничения являются общими для государственной службы различных видов. Однако предусматриваются и специфиче ские ограничения. Так, препятствует поступлению на государствен ную гражданскую службу признание гражданина не прошедшим во енную службу по призыву при отсутствии на то законных оснований в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Также гражда нин не может бытьпринят на службу в органы внутренних дел, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступле Глава 8. Правовые основы государственной службы 137ния на службу, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правона рушения. Кроме того, в ряде случаев устанавливаются требования к уровню и профилю образования претендента: чтобы поступитьна службу в органы прокуратуры и Следственного комитета РФ, требует ся высшее юридическое образование; аналогичное требование преду смотрено для претендентов на должностьстаршего судебного приста ва и его заместителя. Порядок поступления на государственную службу включает в себя процедуру замещения должностей государственной службы. Данные должности замещаются, как правило, двумя способами: посредст вом конкурса и назначения. Специфический порядок регламенти рован в законодательстве о военной службе, где предусмотрены призыв и отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту.
Конкурс является общим правилом для замещения должностей го сударственной гражданской службы. Он заключается в оценке про фессионального уровня претендентов на замещение вакантной долж ности и их соответствия установленным квалификационным требова ниям. Для его проведения правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав которой входят представительнанимателя или уполномоченные им государственные гражданские служащие (в том числе из подразделе ния по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности), представительсоответствующего органа по управлению государственной службой, а также представи тели научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспер тов — специалистов по вопросам, связанным с государственной граж данской службой, число которых должно составлятьне менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности госу дарственной гражданской службы РФ, определяющее порядок и ус ловия его проведения, утверждено Указом Президента РФ от 1 февра ля 2005 г. № 112. Назначение на должностьгосударственной гражданской службы следует рассматриватькак исключение из общего правила о конкур се, который не проводится:
при назначении на замещаемые на опре деленный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
на должности государственной гражданской службы ка тегории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
заключении срочного служебного контракта;
назначении государст венного гражданского служащего на иную должностьгосударствен ной гражданской службы в случаях, указанных в законе;
назначении на должностьгосударственной гражданской службы гражданина, включенного в кадровый резерв.
Конкурс может также не проводить ся при назначении на отдельные должности государственной граж данской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности госу дарственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей. В системе правоохранительной службы возможность проведения конкурса на замещение вакантной должности в ряде случаев законо дателем не предусмотрена (в органах прокуратуры, Следственного ко митета РФ) и назначение используется как единственный способ за мещения должностей. В иных случаях конкурс рассматривается как исключение из общего правила о назначении (в частности, в органах ФСКН России, МВД России). Так, в системе МВД России посредст вом конкурса замещаются должности государственной службы лишь в учебных и научных подразделениях образовательных организаций (начальник научного центра, начальник кафедры и др.).
Выборы как способ замещения должностей не используются в сис теме государственной службы. Их специфика состоит в том, что граж данин выдвигается на соответствующую должностьиз числа тех, кто избирает. Таким способом замещаются отдельные государственные должности РФ и субъектов РФ (Президент РФ, ПредседательГосу дарственной Думы, ПредседательСовета Федерации, высшее долж ностное лицо субъекта РФ, депутаты законодательных (представи тельных) органов государственной власти и др.). В федеральных государственных органах и государственных орга нах субъектов РФ могут бытьпредусмотрены служебные должности, не являющиеся должностями государственной службы (архивариус, комендант здания, бухгалтер, заведующий бюро пропусков, заведую щий копировальномножительным бюро, заведующий хозяйством и проч.). Трудовая деятельность работников, их замещающих, регули руется законодательством РФ о труде.