Тема 5 13Религия, её роль в обществе.

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.

Религияявляется закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство): возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.

2) Умилостивительный культ: обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.

Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

Типология религий:

1) Исторические типы:

а) Архаичные (древние) религии: Возник тогда, когда основным занятием людей была охота и собирательство. На этом этапе появилась вера в сверхъестественное родство человека с животными или растениями.

- тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой.

- фетишизм — вера в магические свойства различных предметов.В дальнейшем приписы­ваемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями — «духами».

- анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми.

б) Современные религии

- теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам)

- этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство)

2) По количеству богов:

- политеистические - вера в нескольких богов

- монотеистические - вера в одного единственного бога.

3) По степени распространения на планете:

- мировые - буддизм, христианство, ислам

- локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

Анимизм:

Происходит от «анимо» - душа, т.е. это вера в духов и душу, или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм является результатом естественного развития тотемизма. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Так, постепенно духи и боги наделялись человеческими качествами. Появляются первые политеистические религии – многобожие. На более же высоких стадиях появляются и монотеистические религии (единобожие). Одной из первых таких религий был иудаизм.

С развитием монотеизма появляется и церковь (от греч. божий дом) – религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях, как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений, их связей со светскими группами и организациями. В церкви действует определенная система норм религиозной морали, канонического нрава, ценностей, образцов и санкций. Во многих церквях верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре.

В современном мире религии можно подразделить на три группы:

1) Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день

2) Национально-государственные религии, составляющие основы жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм, конфуцианство и пр.)

3) Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Буддизм:

Действующая мировая религия, возникшая в VI – V веках д.н.э. в Индии. Закрепился в сознании народов Азии и Дальнего Востока. Традиция связывает возникновение этой религии с Буддой (просветленным знанием). Однако в буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее..

Свод священных книг буддистской религии носит название Тититака (три корзины). Сейчас в мире насчитывается 500 000 000 буддистов. В РФ они преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.

Христианство:

Возникло в I веке в восточной части Римской Империи. К основным догматам относится учение о Троице. Краеугольным камнем является вера в спасителя Иисуса Христа, имеющего две ипостаси: божественную и человеческую. Существует вера в загробную жизнь, где выделяются царство небесное и ад. Спасение людей связывается со страданиями и мученической смертью Христа. Второе пришествие Христа связывают с концом света, воскрешением из мертвых и страшным судом. Главная книга христиан – Библия.

В V веке император Константин уравнял христианство с другими религиями Римской Империи. В 1054 году происходит разделение на православие и католицизм. В XVI веке – реформация, в результате которой появляются протестантизм (англиканство, кальвинизм и лютеранство).

На сегодняшний день в мире насчитывается около 1000 000 000 христиан.

Ислам (мусульманство)

Выражает покорность единому богу – Аллаху, всемогущему, предопределяющему судьбу и жизнь человека. Возник ислам в 610 году на Аравийском полуострове. Основателем считается Мухамед, объявивший себя посланником единого бога.

Ислам выступил как «синтез» религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе централизованного государства. В исламе жизнь не делиться на религиозную и светскую. Ислам это и вера и образ жизни. Главная книга – Каран, кроме него существует Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 1,5 миллиардов мусульман.

Функции религий (способы действия ее в обществе):

1. Мировоззренческая, т.е. определенные взгляды на человека, общество и природу.

2. Компенсаторская: восполняет бессилие человека перед существующим миром.

3. Коммуникативная: религиозное сознание предписывает два типа общения:

4. Верующих друг с другом

5. *Верующих с богом, святыми и пр.

6. Регулятивная функция: упорядочивает помыслы и стремления людей, их деятельность.

7. Культуротранслирующая: передача поколениям письменности, книгопечатания, искусства и всего, что связано с осуществлением религиозных культов.

Тема 5 13Религия, её роль в обществе. - student2.ru

Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Сейчас в мире существует множество верований, сект, церковных организаций. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди тносят себя к атеистам,т.е. отрицают всякую религию и веру в сверхъестественное.

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь общества остаётся значительным. Ряд государств признаёт одну из религий государственной и обязательной. Сегодня роль религии в возрождении и преумножениикультурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

Но идеализировать роль религии не следует. Виной многих конфликтов, войн, терроризма является религиозный фанатизм и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определённые виды деятельности, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освещались авторитетом церкви. Обещая освобождение в ином мире, религия призывает земную жизнь провести в покое и смирении, не противясь злу. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

Свобода совести.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Тема 6 Образование. Самообразование

Образование и самообразование

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель– приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.

Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Основная форма С. — изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. С. предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

Образование тесным образом связано с познанием человеком окружающей действительности. Образование и самообразование охватывает различные сферы человеческой деятельности: общение, игру, учение, трудовую деятельность. Но наиболее тесно процесс познания связан с учебной деятельностью и общением. В этом случае мы тоже можем говорить об объекте и субъекте образования. Человек может в процессе образования выступать и объектом – учитель – ученик, и субъектом студент – знания.
Функции образования:

1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

· демократизация образования;

· рост продолжительности образования;

· непрерывность образования;

· гуманизация образования;

· гуманитаризация образования;

· интернационализация образования;

· компьютеризация образования.

Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
* Обеспечение доступности качественного общего образования

· Повышение качества школьной учебной литературы

· Повышение уровня оплаты труда работников образования

· Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

· Повышение качества профессионального образования

· Расширение общественного участия в управлении образованием

· Развитие сети общеобразовательных учреждений

· Переход на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений

Конституция РФ ст. 43:

· 1. Каждый имеет право на образование.

· 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

· 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

· 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государство гарантирует гражданам возможность получения общедоступного и бесплатного образования в начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения.

Таким образом, государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании» Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.

РАЗДЕЛ 5 ПОЛИТИКА

Наши рекомендации