Тема 3 Факторы производства и факторные доходы
Факторы производства
В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.
Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.
Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:
1) недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);
2) долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);
3) настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;
4) будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;
5) прямые – это блага, направленные только на потребление;
6) косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;
7) взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе
8) взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.
Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы.
Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.
Существует несколько разновидностей ресурсов:
1) природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
2) человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
3) капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;
4) предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.
В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.
Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.
Рассмотрим их основные виды:
Факторы производства (ФП) – это ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар:
Факторы производства — разнообразные ресурсы используемые при производстве товаров и услуг.
Факторы производства подразделяются по следующим признакам:
По происхождению:
· основные (первичные) – те, что достались стране от природы или в процессе исторического развития (природные ресурсы, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила);
· развитые (вторичные) – приобретенные (современная технология и инфраструктура, квалифицированная рабочая сила).
По степени специализации:
· общие– применимые в различных отраслях для создания разнообразной продукции
· специальные – применимые в определенной отрасли или для создания определенного вида продукции или услуг.
Развитые факторы чаще являются специализированными, основные - общими.
По материальности:
· материальные(капитал, земля);
· нематериальные(труд, организация производства, технология производства, информация).
По характеру роста:
· экстенсивные факторы роста: увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии; увеличение числа занятых работников; рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива;
· интенсивные факторы роста: ускорение НТП (внедрение новой техники и технологий путем обновления основных фондов); повышение эффективности производства за счет лучшей ее организации.
Факторы производства характеризуются ограниченностью и мобильностью.
Ограниченность ФПзаставляет отдельные фирмы, страны и мировую экономику в целом выбирать наиболее оптимальные варианты их использования.
Мобильностью ФП называется его способность перемещаться в пространстве или изменять свои функции. С этих позиций различают:
абсолютно мобильные ФП, которые относительно легко можно перемещать в пространстве и менять их функции;
слабо мобильные (немобильные) – функции которых нельзя или невыгодно изменять. К ним можно отнести, например, способности специалиста редкой профессии, уникальные участки земли для выращивания редких сортов чая, уникальные месторождения полезных ископаемых
Международное разделение факторов производства – сосредоточение отдельных факторов производства в различных странах, приводящее к производству ими определенных товаров, экономически более эффективных, чем в других странах.
Обычно выделяют 4 фактора производства:
1. Труд
2. Капитал
3. Природные ресурсы- земля
4. Предпринимательская деятельность
Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.
1. труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;
Труд является важнейшей экономической категорией, его затраты непосредственно определяют эффективность сложившейся организации производства. Посредством трудовой деятельности работник воздействует на предмет труда, что позволяет достигать запланированных результатов деятельности. Рабочая сила представлена всеми людьми, которые так или иначе вовлечены в производство или другой род деятельности в соответствии со специализацией организации. В результате труда происходит формирование дохода персонала – заработной платы.
Таким образом, можно сказать, что труд – совокупность способностей человека. От его качества зависит качество произведенной продукции и, как следствие, спрос на нее.
Два вида труда:
1. Преимущественно физический (все рабочие профессии)
2. Преимущественно умственный (профессии требующие высшего образования)
Выделяют следующие виды труда в зависимости от полученного образования:
1. Неквалифицированный (дворник, уборщица…), не требующие трудовых навыков.
2. Малоквалифицированный труд — требуются первичные трудовые навыки или краткосрочное обучение (санитарка, нянечка, охранник…).
3. Квалифицированный труд — требует средне-специального образования (колледж, техникум, ПТУ, курсы).
4. Высококвалифицированный труд — требует получения высшего образования (врач, учитель, экономист, инженер…).
Труд характеризуется: условиями труда, уровнем материального вознаграждения и продолжительностью.
1. Капиталзатрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;
Капиталявляется по сути вторым (после труда) условием успешности производственного процесса. Здесь факторным доходом является процентная ставка, под которую капитал может быть сдан в аренду. Невозможно однозначно дать определение данному производственному фактору, поэтому под капиталом подразумевают в большинстве случаев следующее:
1. человеческий капитал, иными словами, все знания, профессиональные навыки и умения, профессиональный опыт, которым может обладать работник предприятия. Мобильность рабочей силы может иметь как межфирменный, в рамках одной страны, так и международный характер, а также может быть как добровольной, так и вынужденной;
2) материальный капиталвоплощен в зданиях, оборудовании, сырье и иных производственных фондах, которые прямо или косвенно способствуют осуществлению процесса производства;
3) информационный капиталнаиболее важен именно в настоящее время в условиях крайней неопределенности и динамики внешней среды. Посредством рыночной информации организация получает данные об изменениях спросовых характеристик, что позволяет вовремя подстроить производство и восстановить равновесие.
Виды капитала:
1. Основной капитал — участвует в процессе производства длительное время и постепенно, по частям, переносит свою стоимость на готовый продукт.
Пример: здания, сооружения (мосты, тонели …), машины, оборудование, в с/х — скот на откорме, зелёные насаждения.
Основной капитал может находится в 2ух формах: в натуральном выражении (количество станков) и в стоимостном выражении (стоимость этих станков).
Основные фонды характеризуются моральным физическим износом:
· Физический износ — потеря капиталом своих свойств с течением времени. Чем длительнее и интенсивнее используется капитал, тем выше его физический износ.
· Моральный износ — процесс обесценивания основного капитала в связи с появлением более дешевого или более производительного оборудования.
2. Оборотный капитал — капитал, который оборачивается в процессе производства, участвует в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на готовый продукт.
Пример: деньги на счёте и в кассе, сырьё и материалы, готовая продукция на складе, товары отгруженные покупателем но не оплаченные.
2. Земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;
Землясегодня – самый уникальный ресурс, ее предложение ограничено. Если рассматривать землю с точки зрения географической науки, то она есть не что иное, как место, территория, богатая полезными ископаемыми и природными ресурсами. Таким образом, сама полезность земли оценивается исключительно ее способностью к биологическому воспроизводству и пригодностью к осуществлению земледельческих операций и пр.
Природные ресурсы — ресурсы созданные самой природой и используемые в производстве.
Пример: земля (пастбища, луга), вода, воздух, леса, полезные ископаемые.
3. Предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).
Способность к предпринимательству– очень важный фактор для развития бизнеса. Предприниматель должен обладать определенными навыками, практическими и теоретическими знаниями для того, чтобы наладить производство и организовать коммерческую деятельность. Сегодня все большее значение начинают приобретать новые факторы производства, такие как информация, образование, наука и пр., что позволяет в целом говорить об экономическом прогрессе.
Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку . В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.