Теоретические основы налоговой системы РФ

-29-
-23-
С 1 января 1999 г. в России действует главный законодательный акт о налогах – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), а с 1 января 2001 г. – его вторая часть, в которую включены федеральные законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге. С 1 января 2002 года вторая часть дополнена федеральными законами о налоге на прибыль предприятий, налоге на добычу полезных ископаемых, налоге с продаж, а с 1 января 2003 года – федеральными законами о специальных налоговых режимах и транспортном налоге. С 1 января 2004 года в Налоговый кодекс включены законы о налоге на имущество организаций и налоге на игорный бизнес, и наконец, с 1 января 2005 года – о водном налоге, государственной пошлине и земельном налоге.

Порядок исчисления и уплаты иных действующих налогов, не нашедших отражения во второй части Налогового кодекса, определяются законами РФ по отдельным налогам и инструкциями государственных налоговых органов по их применению в части, не противоречащей Кодексу.

Законодательство Российской Федерации и субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах включает:

1.Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

-30-
2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Кодексом.

3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления также в соответствии с Кодексом.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие правила налогообложения в Российской Федерации, в том числе:

· виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений,

регулируемых законодательством о налогах и сборах;

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

·

-31-
порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации и таможенным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.

Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции, методические указания по вопросам, связанным с налогообложением, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств не являются законодательством о налогах и сборах, в состав которого входит только Кодекс и федеральные законы (п.п.1,6 ст.1 НК РФ).

-32-
Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также министерства и ведомства могут принимать нормативные акты только в том случае, когда такие полномочия прямо предусмотрены в Кодексе или в федеральных законах (ст.4 НК РФ). Нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также министерств и ведомств не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст.4 НК РФ).

Налоговые законы должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить (п.6 ст.3 НК РФ).

Законы о налогах вступают в силу через месяц со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

(абз. 1 п.1 ст.5 НК РФ).

По общему правилу вступление в силу нормативного акта связывается с более поздней из 2-х приведенных дат. Для таких налогов как НДС, имеющих короткий налоговый период (причем разный для разных категорий налогоплательщиков), существенные изменения возможны даже в течение того календарного года, в котором эти изменения приняты.

Законы, устанавливающие новые налоги и сборы вступают в силу только с 1 января, следующего за годом их принятия (абз.3 п.1 ст.5 НК РФ).

-28-
Действующая система налогообложения периодически пересматривается.

-33-
Упорядочение налогообложения направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее территории товаров и услуг.

Так, в соответствии с п. 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ с 1 января 2005 года утратил силу Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».

Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов приведен в новой редакции статей 13-15 НК

РФ. По сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» количество налогов и сборов сократилось с 23 до 14.

В тоже время, преобладающая часть налогов и сборов (шесть из восьми), не вошедших в налоговую систему РФ, установленную НК РФ, продолжает действовать на основании отдельных законов, т.е. за рамками налогового законодательства.

Фактически с 1 января 2005 года прекратилось действие двух налогов:

- на операции с ценными бумагами;

- на рекламу.

-34-
Причем деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы по решению субъекта РФ с 1 января 2005 года может быть включена в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ).

-29-
Виды налогов и сборов в РФ, установленные Законом РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» и Налоговым кодексом РФ, приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Налоги и сборы в Российской Федерации в 2004 – 2005 гг.

Виды налогов и сборов, действовавших в РФ в 2004 году (в соответствии с Законом № 2118-1 и ст. 13-15 НК РФ) Виды налогов и сборов, установленных ст. 13-15 НК РФ и отдельными законодательными актами по налогам и сборам (с 01.01.2005 г.)
Виды налогов и сборов Нормативное регулирование
Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость (п.п. «а» п.1 ст.19) (Глава 21 НК РФ) Налог на добавленную стоимость Глава 21 НК РФ
Акцизы (п.п. «б» п.1 ст.19) (Глава 22 НК РФ) Акцизы Глава 22 НК РФ
Налог на доходы физических лиц (п.п. «в» п.1 ст.19) (Глава 23 НК РФ) Налог на доходы физических лиц Глава 23 НК РФ
Единый социальный налог (п.п. «г» п. 1 ст. 19) (Глава 24 НК РФ) Единый социальный налог Глава 24 НК РФ
Налог на прибыль организаций (п.п. «к» п. 1 ст. 19) (Глава 25 НК РФ) Налог на прибыль организаций Глава 25 НК РФ
-35-
Налог на добычу полезных ископаемых (п.п. «ч» п.1 ст.19)

(глава 26 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых Глава 26 НК РФ
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (п.п. «п» п.1 ст.19) Налог на наследование или дарение Закон РФ от 12.12.1991 г. № 2020-1 (утратил силу с 01.01.2006 г.)
Плата за пользование водными объектами (п.п. «ф» п.1 ст.19) (Глава 25.2 НК РФ) Водный налог Глава 25.2 НК РФ
Государственная пошлина (п.п. «о» п.1 ст.19) (Глава 25.3) Государственная пошлина Глава 25.3 НК РФ
Платежи за пользование природными ресурсами (п.п. «и» п. 1 ст.19) Платежи за пользование природными ресурсами Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Таможенная пошлина (п.п. «ж» п.1 ст.19) Таможенная пошлина Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»
Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (п.п. «р» п. 1 ст.19) Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Глава 25.3 НК РФ ст. 333.34
Сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (п.п. «х» п. 1 ст.19) Сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Федеральный закон РФ от 08.01.1998 г. № 5-ФЗ
Налог на операции с ценными бумагами (п.п. «е» п. 1 ст.19) - -
Региональные налоги
Налог на имущество организаций (п.п. «и» п.1 ст.20) (глава 30 НК РФ) Налог на имущество организаций Глава 30 НК РФ
-36-
Налог на игорный бизнес (п.п. «з» п.1 ст.20)

(Глава 29 НК РФ)

Налог на игорный бизнес Глава 29 НК РФ
Транспортный налог (п.п. «ж» п.1 ст.20) (Глава 28 НК РФ) Транспортный налог Глава 28 НК РФ
Лесной доход (лесные подати, арендная плата и плата за древесину, отпускаемую на корню) (п.п. «б» п.1 ст.20) Лесной доход (лесные подати, арендная плата и плата за древесину, отпускаемую на корню) Лесной кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 127
Местные налоги
Налог на имущество физических лиц (п.п. «а» п.1 ст.21) Налог на имущество физических лиц До принятия новой главы НК РФ Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1
Земельный налог (п.п. «б» п.1 ст.21) (Глава 31 НК РФ) Земельный налог Глава 31 НК РФ
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (п.п. «в» п.1 ст.21) Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью Глава 25.3 НК РФ п.п.8 п. 1 ст.333.33
Налог на рекламу (п.п. «з» п.1 ст.21) - -

Перечень специальных налоговых режимов не изменен и включает в себя:

-

-37-
Систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

- Упрощенную систему налогообложения (глава 26.2. НК РФ);

- Систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3. НК РФ);

- Систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4. НК РФ).

Впервые в налоговом законодательстве появилось понятие взаимозависимых лиц (ст.20 НК РФ), под которыми для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Взаимозависимыми признаются лица, если:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в имуществе другой организации, и доля такого участия составляет 20%;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3)

-38-
они состоят в соответствии с семейным законодательством в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Очевидно, что определение «взаимозависимые лица» следует корректировать, вводя дополнительные критерии зависимости, ориентирующиеся на конкретные особенности сделок, заключаемых между взаимозависимыми лицами (цены, скидки, условия поставки и т.д.).

Международная налоговая практика не содержит исчерпывающего перечня всех лиц, признаваемых взаимозависимыми, ограничиваясь общими качественными критериями и установлением (в качестве примеров) наиболее бесспорных случаев.

Положения законов по отдельным налогам, которые

предписывали корректировку налоговой базы по большинству налогов в тех случаях, когда налогоплательщик реализовывал продукцию (товары, работы, услуги) по ценам, не превышающим ее себестоимость, с вступлением Налогового кодекса РФ сменили правила о ценах, принимаемых во внимание в целях налогообложения.

До тех пор, пока не доказано обратное, автоматически считается, что цена, заявленная сторонами сделки, является рыночной.

-39-
Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону; до 18.08.1999 г. – на 30%) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным товарам) в пределах непродолжительного периода времени.

В соответствии с п.1 ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью II НК РФ, где на основании базовых положений статьи 38 должны быть детально описаны все федеральные, региональные и местные налоги. Такое требование призвано устранить пробелы налогового законодательства, зачастую допускавшего отход от этого правила и определявшего только налоговую базу (например, все имущественные налоги, налог на владельцев транспортных средств и др.).

-40-
В настоящее время статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет признать объектом налогообложения «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики».

-35-
Понятие реализация товаров (работ, услуг) является одним из центральных для налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на эти товары другому лицу, а реализацией работ и услуг, соответственно, - выполнение работ одним лицом для другого или оказание услуг одним лицом другому лицу.

Для признания реализацией передачи права собственности на товары, выполнения работ или оказания услуг требуется, чтобы операции имели возмездный характер.

-41-
В 2004 году в часть первую НК РФ внесены изменения, обусловленные проводимой административной реформой. Указами Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 и от 20.05.2004 г. № 649 создан финансово-хозяйственный блок, в состав которого вошли Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, подчиняющуюся Министерству финансов РФ.

К функциям Минфина как федерального органа исполнительной власти относятся выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов.

Федеральная налоговая служба обязана осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и не имеет права издавать нормативные правовые акты в данной области.

Одновременно к функциям Федеральной налоговой службы отнесено принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ).

-42-
Учитывая разграничение функций Минфина и Федеральной налоговой службы меняется порядок получения информации о правилах исчисления и уплаты налогов. В полномочия Минфина входит предоставление письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В обязанности налоговых органов, в свою очередь, входит информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов.

Из части первой Налогового кодекса РФ исключены положения относительно полномочий и ответственности органов государственных внебюджетных фондов.

На указанные органы распространяются исключительно положения ст. 78 НК РФ относительно зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора и пени.

С 1 августа 2004 года издание нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов осуществляется Минфином.

В тоже время, ст. 78 Закона № 58-ФЗ определено, что документы, принятые прежними ведомствами до вступления в силу указанного закона, продолжают действовать впредь до появления новых приказов, положений и инструкций.

Наши рекомендации