Нормы этикета и их роль в деятельности юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические принципы взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:
- чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела;
- чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
- повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);
- специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);
- экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);
невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.
Функции норм этикета.
Этикет (от франц. etiquette) - установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манера и одежда).
В него входят те её требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Под этикетом понимается принятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Этикет охватывает те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Стремление вести себя прилично уходит своими корнями далеко в глубь истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, получило отражение в эпических произведениях поэтов прошлого. Это стремление определяется условиями совместной жизни людей и естественного желания человека заслужить одобрение окружающих, общественное признание.
Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 веке в Испании, откуда довольно быстро распространились по другим западноевропейским странам.
Изначально этикет выполнял социально-дифференцирующую функцию. Он предназначался для имущих классов. Владение правилами этикета было признаком благородства, атрибутом поведения знати в своем кругу. Это отразилось и в истории термина «этикет».
В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале 18 века.
Следует отметить, что в России традиции оформления правил и норм поведения в письменные уложения также имела не только большую историю, но и своеобразие. В отличие от Западной Европы правила обязательного и приличного поведения отличались большим демократизмом, распространялись на более широкие социальные слои.
Этикет на государственной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых.
Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.