Понятие и предмет регулирования международного права

Понятие и предмет регулирования международного права

Вопросы:

1. Понятие и черты современного международного права.

2. Предмет регулирования международного права.

3. Международное право как особая правовая система (особый правовой комплекс)

4. Система международного права.

Международное право –сложный комплекс юридических норм, создаваемых совместно государствами и другими общепризнанными субъектами международного права путем заключения международных соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему с целью регулирования отношений между субъектами международного права в различных сферах и областях, а также в сфере их взаимоотношений.

Черты современного международного права:

1) Универсальность – государство вправе заключать любые соглашения в любых сферах

2) Сложная нормативная структура – состоит из множества универсальных и локальных норм

3) Содержит материальные и процессуальные нормы

4) Является общим для всех государств, в том смысле, что общепризнанные нормы и принципы международного права характеризуют его социальную, общечеловеческую ценность, но в то же время оно имеет привязку к каждому конкретному государству.

5) Утверждение и сохранение социального прогресса и принципов социальной справедливости

6) Поддержание международного мира и безопасности

7) Декларация запрета агрессивных, захватнических войн и любых насильственных способов разрешения международных споров

8) Имеется действенный механизм разрешения международных споров

Предмет регулирования международного права

3 группы отношений:

1) Отношения межгосударственного характера (межгосударственные отношения) (сюда входят отношения между любыми субъектами международного права, например, между Россией и НАТО, Россией и ЕС)

2) Отношения смешанного характера (отношения государственно-негосударственного характера) – возникают между общепризнанными субъектами международного права и необщепризнанными (например, дела в ЕСПЧ: Иванов против России)

3) Отношения немежгосударственного хакактера – отношения между физическими и юридическими лицами различных государств (регулируется в основном МЧП, но и публичное право тоже), например конвенции о правовой помощи по гражданским и семейным делам (неточное название).

В некоторых случаях международное право может регулировать и отдельные внутригосударственные отношения.

Международное право как особая правовая система

О соотношении международного и национального права – концепции:

1. Монистическая теория соотношения. Международное и национальное право являются единой правовой системой.

2. Дуалистическая теория соотношения. Международное и национальное право – самостоятельные правовые системы, не пересекающиеся между собой, не взаимодействующие.

3. Диалектический (реалистический) дуализм – международное и национальное право – самостоятельные правовые системы, взаимодействующие между собой. Эта концепция нашла отражение в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

Международная правовая система отличается от национальной правовой системы по следующим критериям:

  Международное право Национальное право
Предмет регулирования Международные отношения (в основном) Внутригосударственные отношения
Метод регулирования Преобладает диспозитивный метод, опосредованный суверенитетом государств Преобладает императивный способ, опосредованный опять же суверенитетом государств
По субъектному составу Государства и международные организации Физические и юридические лица
По порядку нормообразования Отсутствует специальный нормотворческий орган (творчеством занимаются субъекты) Есть специальные нормотворческие органы
Реализация норм Нет специальных нормореализующих, нормообеспечивающих органов (реализацию обеспечивают сами субъекты) Есть такие органы, в первую очередь Прокуратура РФ.
Источники Основные – международные договоры и обычаи Законы и подзаконные акты

Источники

1. Международные источники:

1) Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.Регулирует отношения по поводу договоров только между государствами.

2) Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями –о договорах между государствами и межправительственными организациями, а также между межправительственными организациями

2. Национальные источники:

1) Конституция РФ

2) ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 г.

Структура договора

1. Наименование договора – обозначает объект договора (как правило).

2. Преамбула – указывается цель договора, а также может использоваться для толкования договора.

3. Основная часть – состоит из разделов, глав, параграфов, статей и пр.

4. Заключительная часть – указывается порядок вступления договора в силу, условия прекращения договора, язык составления. Двусторонние договоры, как правило, составляются на языках обеих сторон. Для многосторонних договор используются официальные языки международных организаций, например ООН: русский, английский, французский, испанский, китайский, арабский.

5. Подписи сторон.

6. Приложения – протоколы, карты, схемы и пр.

7. Оговорки к договорам. Оговорка – одностороннее заявление, сделанное государством (или международной организацией или иным традиционным субъектом международного права) в любой формулировке и под любым наименованием, посредством которого оно намерено исключить или изменить отдельные положения договора.

Оговорки могут впоследствии сниматься государствами.

Оговорку можно заявить только при подписании, ратификации или присоединении к договору. Оговорка всегда делается в письменном виде.

Возражение и согласие с оговорками также делаются в письменном виде и доводятся до сведения других участников.

Оговорка имеет различное юридическое значение для различных участников договора – тех, кто согласен, и тех, кто не согласен:

1) Согласные, и кто сделал оговорки – для них действует положение с учетом оговорки

2) Несогласные – для них не действует ни оговорка, ни статья, к которой сделана оговорка

Оговорка запрещена:

А) если противоречит цели или объекту договора

Б) если запрещена договором

В) если не входит в число тех оговорок, которые разрешены договором

Следует отличать оговорку от заявления – это позиция, высказываемая государством. Она не имеет юридического значения.

Заключение международных договоров

Основные стадии заключения договора (по смыслу Конвенции 1969 г.):

1. Подготовка текста договора.

2. Принятие текста договора.

3. Выражение согласия на юридическую обязательность текста договора.

Подготовка текста

Ей занимаются уполномоченные представители государств – у них должны быть полномочия – специальные документы, выдаваемые на одну или на несколько стадий. Однако, Венская конвенция 1969 г. перечисляет тех должностных лиц, которые вправе готовить текст договора и совершать иные действия без специальных полномочий. Данное правомочие называется эксофицио. Им обладают:

1) Главы государств

2) Главы правительств

3) Министры иностранных дел

4) Главы дипломатических представительств

5) Представители государств на международных конференциях и в рамках международных организаций.

По российскому законодательству данный список расширяется – таким правом обладают руководители ФОИВ – в пределах своей компетенции.

Формы подготовки:

1. Переговоры (для двусторонних договоров)

2. Международные конференции (для многосторонних договоров) (например, Римская конференция 1998 г. – подготовлен статус Международного уголовного суда)

3. В рамках международных организаций (Конвенции ООН)

Стадия завершается проект текста договора.

Принятие текста договора

Условно делится на 2 подстадии:

1) Предварительное принятие – осуществляется путем голосования в различных формах: единогласно (в т.ч. консенсуально – молчаливое голосование без возражений: «Кто против?»), абсолютным большинством голосов (договоры в рамках международных организаций), квалифицированным большинством голосов (2/3, в рамках международных конференций)

Данное голосование подлежит оформлению должным образом – производится установление аутентичности – действительности, подлинности текста договора. После чего текст договора менять нельзя.

Установление аутентичности производится уполномоченными следующими образами:

· Предварительное подписание – ад референдум

· Подписание

· Парафирование текста договора – проставление уполномоченными своих инициалов на каждой странице текста договора, либо первую и последнюю страницу договора.

· Включение текста договора в резолюцию международной организации (для многосторонних договор, с большим числом участников)

· Включение договора в итоговый документ конференции (разрабатывался на конференции)

2) Окончательное принятие – после вышеуказанных действий договор подписывается лицами, указанными в договоре

Выражение согласия на юридическую обязательность текста договора

Государство подтверждает данный текст договора и обязуется его добросовестно выполнять.

Формы выражения согласия на юридическую обязательность(Конвенция 1969 г.):

1) Подписание (таким образом, выражение согласия на юр. обязательность происходит одновременно с подписанием самого договора)

2) Обмен документами, образующими текст договора, или нотами (письмами)

3) Утверждение текста договора (например, Президентом или Правительством)

4) Присоединение к договору – если сторона не участвовала в разработке текста договора (например, ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции 2012 г. о чем-то там)

5) Ратификация (в РФ ратификацию осуществляет Федеральное собрание в соответствии с ФЗ 1995 «О международных договорах»

Условно ратификация имеет 2 стороны:

· Внутренняя ратификация – оформляется ФЗ о ратификации и предназначена для физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государства

· Внешняя ратификация – осуществляется через принятие ратификационной грамоты (она также принимается ГД и подписывается Президентом). В двусторонних договорах происходит обмен такими грамотами. В многосторонних договорах осуществляется депонирование грамот – сдача на хранение депозитарию (хранителю). Роль депозитария может осуществляться государствами, международными организациями, должностными лицами (например, Генсеком ООН)

Система ООН

Состоит из структуры ООН и специализированных учреждений ООН (17 шт.) (ВОЗ, МАГАТЕ, ЮНЕСКО и пр.)

В структуре ООН выделяем следующие главные органы:

1. Генеральная ассамблея ООН – высший представительный орган.

2. Совет Безопасности ООН

3. Международный Суд ООН.

4. Экономический и социальный совет (ЭКОСОС)

5. Секретариат.

6. Совет по опеке (фактически не работает)

Цели ООН:

1. Поддержание международного мира и безопасности.

2. Развитие дружеских отношений между нациями.

3. Осуществление международного сотрудничества.

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении вышеуказанных целей.

Принципы ООН(стали общепризнанными принципами международного права):

Членом ООНможет быть любое миролюбивое государство, которое принимает на себя содержащиеся в Уставе обязательства, и которое, по мнению ООН, желает их выполнять.

Прием государства в ООН проходит в несколько этапов:

1. Подача заявления на имя Генсека.

2. Заявление рассматривается в Комитете по приему новых членов.

3. Представление совета безопасности.

4. Решение совета безопасности.

5. Совет безопасности представляет данный вопрос на решение Генассамблеи ООН.

6. Принятие решения Генассамблеей. - 9

Понятие и источники МГП

Термин «МГП» долгое время использовался для норм, регламентирующих защиту прав человека в военное время.

В настоящее время термин рассматривается более широко.

Нормы, включаемые в МГП

МГП в настоящее время как отрасль права при комплексном толковании включает в себя следующие виды норм:

1. действующие в период мирного времени (некоторые ученые считают, что это право прав человека)

2. действующие в условиях вооружённых конфликтов

3. применяющиеся в любое время (например, право на свободу мысли, совести, религии; запрет пыток)

Понятие

МГП – совокупность юр. норм, определяющие единые для международного сообщества стандарты прав и свобод человека, устанавливающих обязательство государств по закреплению этих прав и свобод, их охране и предоставлению юр. возможности реализации этих прав и свобод.

Основу этой отрасли составляет принцип уважения прав и основных свобод человека (один из 10 основных принципов)

В науке международного права сформировались различные точки зрения по поводу содержания этой отрасли права:

одни учёные понимают под МГП право прав человека;

другие понимают под МГП нормы, регулирующие защиту прав человека и в мирное, и военное время (точка зрения учебника);

а третьи понимают под МГП нормы, регулирующие защиту прав человека только в военное время.

Специфика отрасли:

участниками отношений здесь наравне с государствами выступают индивиды. Правда, объём правосубъектности их различен.

Источники МГП

I. Международные источники:

Основа МГП:

1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (первый комплексный международный документ в области прав человека, в котором фиксировались все основные права и свободы)

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г.

(именно в этих пактах, особенно в первом, закреплены универсальные стандарты прав человека)

Группы международных актов:

1. Конвенции по защите прав женщин и детей

[например, Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о согласии на вступление в брак в брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.; Конвенция о правах ребёнка 1989 г. и т.п.]

2. Конвенции, принятые в рамках МОТ

[их более 200, РФ участвует в около 70 конвенциях]

3. Различные локальные конвенции

[например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. + 14 протоколов к этой конвенции; Хартия Евросоюза об основных правах человека 2000 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах 1995 г.]

и другие группы

II. Внутригосударственные источники:

1. Конституция РФ (глава II)

2. ФЗ (О гражданстве, О беженцах, О статусе иностранных граждан и т.д.)

Понятие

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ - международно-правовые обязательства государств, закреплённые прежде всего в двух пактах 1966 года, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав и основных свобод человека

Виды стандартов

I. Универсальные - признаны во всём мире

II. Региональные - могут быть более широкими, конкретными, вытекающими из традиций и уровня развития какой-либо группы государств

Универсальные стандарты

Закрепляются в конституциях государств в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме превышения или конкретизации.

В пакте о гражданских и полит правах допускается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты ограничениям при соблюдении двух условий:

1. ограничения закреплены законодательно

2. ограничения могут быть введены в целях:

1) охраны гос. безопасности

2) охраны общественного порядка

3) охраны здоровья

4) охраны нравственности

Не подлежат ограничению вообще (минимальный стандарт прав человека):

1) право на жизнь

2) право на правосубъектность (возникает с момента рождения)

3) право на свободу мысли, совести, религии

4) запрет пыток

5) запрет рабства, работорговли

6) запрет лишать человека свобода лишь на том основании, что он не выполняет свои договорные обязательства

7) запрет придавать уголовному закону обратную силу

«Работал в ОБХСС своё время, заканчивал наш факультет Юстиции»

Функции стандартов:

1. определение перечня прав и свобод

2. формулирование главных черт, содержания каждого из этих прав

3. установление обязательств государств по признанию и обеспечению этих прав

4. фиксирование условий пользования этими правами и свободами

Понятие и предмет регулирования международного права

Вопросы:

1. Понятие и черты современного международного права.

2. Предмет регулирования международного права.

3. Международное право как особая правовая система (особый правовой комплекс)

4. Система международного права.

Международное право –сложный комплекс юридических норм, создаваемых совместно государствами и другими общепризнанными субъектами международного права путем заключения международных соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему с целью регулирования отношений между субъектами международного права в различных сферах и областях, а также в сфере их взаимоотношений.

Черты современного международного права:

1) Универсальность – государство вправе заключать любые соглашения в любых сферах

2) Сложная нормативная структура – состоит из множества универсальных и локальных норм

3) Содержит материальные и процессуальные нормы

4) Является общим для всех государств, в том смысле, что общепризнанные нормы и принципы международного права характеризуют его социальную, общечеловеческую ценность, но в то же время оно имеет привязку к каждому конкретному государству.

5) Утверждение и сохранение социального прогресса и принципов социальной справедливости

6) Поддержание международного мира и безопасности

7) Декларация запрета агрессивных, захватнических войн и любых насильственных способов разрешения международных споров

8) Имеется действенный механизм разрешения международных споров

Наши рекомендации