Статус судей и работников правоохранительных органов

Положения Концепции Отражение в Конституции РФ Отражение в законодательстве Отражение на практике и комментарий
1.Несменяемость судей Положение о несменяемости реализовано в ст. 121 Конституции РФ В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлено неравенство между судьями, которое влечет за собой и ущербность принципа судейской независимости. В ст.11 сказано, что «судьи районных (городских) народных судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут бытьназначены без ограничения срока их полномочий», а могут и не быть (тут прямая зависимость прежде всего от председателей судов, в т.ч. вышестоящих)   Это положение некоторыми подвергается сомнению ввиду того, что сегодня оно, скорее консервирует судейский корпус с его преобладанием советского правосознания. Однако нет гарантии, что на смену придут судьи с «правильным» правосознанием. А принцип независимостисудей при ограничении сроков пребывания на судебной должности явно будет нарушен. Конституционный Суд РФ истолковал норму о первом –трехгодичном – сроке пребывания в судейской должности как испытательный срок (определение КС от 1 февраля 1999 г.). Это принципиально меняет положение, т.к. при отказе судье после испытательного срока требуется обоснование причин такого решения, что можно обжаловать в суде общей юрисдикции
2.Мировые судьи должны избираться населением сроком на пять лет Конституция РФ ничего не говорит о несменяемости и порядке замещения должности мировых судей Согласно Закону «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.11), мировые судьи «избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция». Однако в ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» порядок назначения или избрания мировых судей определяют власти субъектов Федерации. Таким образом, налицо противоречие двух федеральных законов На практике пока ни один закон субъектов РФ не предусматривает избрания мировых судей, только назначение
3.Назначение судей Президентом РФ (с учетом заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов) на срок до отставки в связи с достижением установленного возраста Реализовано в ст. 83 Конституции РФ. Причем высших судей Президент представляет Совету Федерации для назначения, а всех иных федеральных судей назначает сам. При этом конституционно не предусмотрены заключения соответствующих комитетов палат парламента, как это сделано, например, в отношении дипломатических представителей   Необходимо обеспечить гласность и участие общественности при обсуждении кандидатов
4.Упразднение института отзыва судей, кроме мировых Отзыв судей конституционно не предусмотрен В законодательстве отзыв также не предусмотрен ни для каких судей, мировых в том числе  
5.Представление кандидатур судей на должности председателей судов и другие судебные должности, возбуждение дисциплинарного производства, постановка вопроса об освобождении судей от должности и их перемещении должны быть прерогативой судейской корпорации   В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрены разные формы участия органов судейского сообщества в формировании и в процедуре прекращения судейских полномочий Следует признать, что это положение Концепции не полностью себя оправдало, оказавшись несколько идеалистичным. Судейское сообщество пока не смогло самостоятельно справиться с задачами повышения нравственных и профессиональных стандартов в собственной среде. Необходимо отказаться от монополии судейского сообщества в данной сфере. К тому же сегодня велико значение председателей судов, что делает судей фактически зависимыми от «судейского начальства». К сожалению, внесенные в мае 2001 г. законопроекты не устраняют, а даже увеличивают эту зависимость, предусматривая, в частности, возбуждение уголовного дела против судьи вышестоящим судом, иерархический порядок назначения председателей районных судов и т.п.
6.Запретить принадлежность судей к политическим организациям и движениям, образование партийных организаций в прокуратурах, органах дознания, судах   Это запрещено Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 3). В отношении прокуроров, следователей, дознавателей действует лишь запрет на использование своего служебного положения в интересах политических партий для пропаганды отношения к ним и запрет на образование структур политических партий (ст. 11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»)  
7.Предоставить судьям право налагать штрафы за неуважение к суду на месте совершения правонарушения – в зале суда – путем внесения соответствующей записи в протокол с последующим взысканием по правилам производства по делам об административных правонарушениях   В Кодексе об административных правонарушениях РСФСР (ст.165.1) предусмотрена ответственность за неуважение к суду, в т.ч. в виде действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам (штраф или административный арест до 15 суток). Правда, предусмотрен усложненный порядок наложения штрафа  
8.Обеспечить судей форменной одеждой (мантиями), усилить торжественность ритуала судопроизводства (приведение свидетелей к присяге, форменная одежда сторон и т.п.)   Облачение в мантию при отправлении правосудия требует Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» Мантии у судей появились. С торжественностью же ритуала в облезлых, крохотных комнатушках большинства наших судов говорить не приходится
9.Присваивать квалификационные классы судьям независимо от усмотрения властей, исходя из объективных и простых показателей: стажа работы и должности судьи   В ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» дана нечеткая формулировка: «в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств». Но эти «иные» обстоятельства не предусмотрены в том же Законе. Это – один из способов сужения гарантий независимости судей  
10.Создавать в судах комнаты отдыха, восстановления сил и психологической разгрузки персонала     Таких комнат почти нет. Но нет даже хороших залов судебных заседаний
11.Перейти к предоставлению судьям и работникам правоохранительных органов жилой площади за счет централизованных фондов, вселять судей с членами их семей в специально оборудованные квартиры, находящиеся на балансе Министерства юстиции, признать право судей на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты для устройства кабинета   В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», а также в соответствующих законах о правоохранительных органах такие нормы есть. Однако даже законодательно для разных органов установлены разные материально-финансовые и социальные условия На практике реализуется не всегда, особенно в отношении работников правоохранительных органов. Но главное – сохраняется фактическая зависимость от региональных и местных властей, поскольку слабо действуют нормы о денежном покрытии жилищных нужд судей и правоохранительных работников
12. Предоставлять судьям, следователям и прокурорам ежегодный отпуск до 45 рабочих дней, обеспечивать один раз в год бесплатный проезд к месту отдыха   В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрен отпуск в 30рабочих дней. 15 дополнительных дней положены судье, имеющему стаж по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей предусмотрено возмещение оплаты проезда к месту отдыха и обратно. В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам и следователям также полагается отпуск в 30 дней. Дополнительный 15-дневный отпуск возможен при специальном стаже не менее 20 лет. Для прокуроров и следователей предусмотрено возмещение оплаты проезда к месту отдыха и обратно  
13. Признать право работников правоохранительных органов на отставку с получением после 10-20 лет работы на соответствующих должностях пожизненного содержания, пропорционального количеству отработанного времени   Это право предусмотрено только для судей в отставке, имеющих судейский стаж не менее 20 лет с соответствующим увеличением размера содержания в зависимости от стажа свыше 20 лет. При этом, однако, снимается статус судьи в отставке, если такой судья нарушает ограничения, существующие для действующих судей, т.е. достаточно жесткие  
14.Пользоваться льготами по социальному страхованию и получать денежную компенсацию за присутствие в суде должны также непрофессиональные судьи, которыми формируется скамья присяжных   В ст. 86 Закона «О судоустройстве РСФСР» (с поправками) предусмотрены нормы компенсации присяжным заседателям    
15. «Что касается института народных заседателей, то он в достаточной мере продемонстрировал свою несостоятельность, чтобы возвращаться к его критике»   Народные заседатели остались (см. хотя бы раздел 3 Закона «О судоустройстве РСФСР»)    
16.Присяжными не могут быть: 1) лица, не владеющие языком судопроизводства; 2) страдающие физическими или психическими недостатками, препятствующими правильно воспринимать происходящее в суде; 3) привлеченные к уголовной ответственности, отбывающие наказание или имеющие судимость; 4) должностные лица правоохранительных органов, некоторые категории государственных служащих; 5) священнослужители, монашествующие   Реализовано поправками 1993 года к Закону «О судоустройстве РСФСР». Там предусмотрен практически тот же перечень «противопоказаний» для присяжных    

Таблица 4





Судебная система

Положения Концепции Отражение в Конституции РФ Отражение в законодательстве Отражение на практике и комментарий
1. Отказ от единства судебной системы (Конституционный Суд и конституционные суды субъектов, общие суды, возглавляемые Верховным судом РФ, арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом, другие специализированные суды) Конституция РФ отказалась от единства судебной системы в понимании Концепции. Статьями 118, 125, 126, 127 Конституции РФ предусмотрено специализированное судопроизводство Аналогичная норма установлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» В реальности существует отдельно конституционное, уголовное, гражданское и арбитражное судопроизводство, отчасти административное (в процессуальном смысле)
2.Принципиально несовпадение судебных округов с административно-территориальным и национально-государственным делением РФ В Конституции РФ этот вопрос не затронут В ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не предусмотрены окружные суды общей юрисдикции. Окружные суды предусмотрены и действуют лишь в системе арбитражной юстиции К сожалению, нежелание системы общих судов переходить к окружной системе не позволяет разрушить определенную зависимость судебной власти от местного влияния
3. В судах первой инстанции главным критерием их подсудности для единоличных судей будет: 1) дела об административных правонарушениях; 2) дела об уголовных проступках, влекущих за собой наказание, не связанное с лишением свободы или не свыше 1 года лишения свободы; 3) основная масса гражданских дел   Реализовано в гражданском процессе. В рамках уголовного процесса в районных (городских) судах судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышаетпяти летлишения свободы, а также, естественно, мировые судьи. В УК и УПК отсутствует понятие уголовного проступка В гражданском процессе основная масса дел по первой инстанции рассматривается судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого  
4. В судах первой инстанции главным критерием их подсудности для коллегий из трех профессиональных судей: 1) дела о преступлениях, влекущих за собой наказание в виде лишения свободы свыше 1 года, но не более 10 лет, если обвиняемый не потребовал суда присяжных; 2) дела о преступлениях, влекущих наказание свыше 10 лет, если обвиняемый отказался предстать перед судом присяжных; 3) гражданские дела, которые могут разбираться с участием присяжных, когда от присяжных отказались истец и ответчик   В соответствии с ч.2 ст.15 УПК коллегия в составе трех профессиональных судей рассматривает дела о преступлениях, за которые предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Но Законом действие этой нормы приостановлено до введения в действие нового УПК. Суда присяжных в гражданском процессе не предусмотрено  
5. В судах первой инстанции главным критерием их подсудности для суда присяжных: - дела о преступлениях, влекущих наказание свыше 1 года (если они не оказались в ведении профессиональных судей); - все дела, по которым грозит применение смертной казни; - дела, отнесенные к его исключительному ведению; - гражданские дела, если они не оказались в ведении профессиональных судей   В УПК включен раздел «Производство в суде присяжных». Но критерии подсудности такому суду несколько иные, нежели в Концепции. Совпадает лишь принцип – если по делу грозит смертная казнь или пожизненное заключение. По остальным делам в УПРК названы 46 статей Уголовного кодекса, по которым обвиняемый может потребовать суда присяжных. Суда присяжных в гражданском процессе не предусмотрено  
6.Специализировать структуры первой инстанции (к судебным коллегиям по уголовным и гражданским делам прибавятся коллегии по семейным, трудовым делам, по делам несовершеннолетних, которые впоследствии могут развиться в обособленные виды судебной юрисдикции)   Не реализовано Нехватка финансирования и судей. Такая специализация в планах реформирования пока вообще не предусматривается
7.Структуры кассационно-апелляционных инстанций будут образованы в федеральных районных и федеральных окружных судах и Верховном Суде РФ. Их компетенция: 1) рассмотрение кассационных и апелляционных жалоб; 2) рассмотрение протестов на судебные приговоры и решения, вступившие в законную силу   Кассационные и апелляционные инстанции есть в системе арбитражных судов. В судах общей юрисдикции апелляционная инстанция только в районных судах для пересмотра приговоров мировых судей Необходимо полное разделение апелляционных и кассационных инстанций. Однако апелляции нет и в проекте нового УПК, что является нарушением ч.3 ст.50 Конституции РФ в смысле, корреспондирующем Европейской Конвенции о защите прав и свобод человека. Следует отказаться от самого понятия «протест». Должно существовать только обжалование судебных решений, причем с равным правом и для прокуроров и для обычных граждан
8. Мировые судьи – всегда суды первой инстанции. Подразделяются на участковые (разрешение уголовных и гражданских дел) и специализированные (следственные, пенитенциарные и др.). Специализированные мировые судьи возьмут на себя контрольные функции там, где под угрозу ставятся права и свободы человека   Предусмотрено в ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также в ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Нет специализированных мировых судей  
9. Федеральные районные суды – в основном суды первой инстанции (в составе единоличного судьи, 3-х профессиональных судей или суд присяжных). Компетенция – гражданские дела, которые находятся за пределами компетенции мировых судей и не изъяты по причине особой значимости федеральными окружными судами; уголовные дела, связанные с лишением свободы от 1 до 10 лет; рассмотрение в апелляционном порядке жалоб и протестов на решения мировых судей   Суда присяжных в районных судах не существует, только – в судах субъектов РФ (причем пока только в 9). При этом первая и апелляционная (в отношении решений мирового судьи) инстанции находятся в одном суде В планах продолжения судебной реформы предусмотрено распространение суда присяжных в ближайшие два-три года на всю территорию РФ
10. Федеральные окружные суды – суды первой инстанции по отнесенным к их ведению делам, а также апелляционные суды для пересмотра решений районных судов. Подразделяются на специализированные судебные коллегии, кассационную и апелляционную коллегии. Не исключается возможность создания территориальных коллегий таких судов   Окружных судов общей юрисдикции, как уже говорилось, попросту нет. В общих судах субъектов РФ находятся одновременно три инстанции – первая, кассационная и надзорная. Апелляционной инстанции нет. Территориальные коллегии в виде постоянных выездных сессий существуют  
11. Верховный Суд РФ – его акты окончательны и обжалованию (опротестованию) не подлежат. Планируется максимально ограничить его функции в качестве суда первой инстанции, оставив за ним исключительно рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц, совершенных в связи с их служебной деятельностью   Не реализовано в отношении ограничения Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции В данном пункте следует заметить одну особенность. В 1996 году Конституционный Суд РФ постановлением от 2 февраля 1996 г. № 4-П признал не соответствующим Конституции РФ положение ст.384 УПК, которое ограничивает круг оснований к возобновлению уголовного дела лишь обстоятельствами, «неизвестными суду при постановлении приговора или определения», и в силу этого препятствует в случаях исчерпания возможностей судебного надзора исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Другими словами, даже решение президиума Верховного Суда не может быть окончательным и не подлежать обжалованию
12.Верховный Суд будет также действовать как кассационная и надзорная инстанция   Это существовало и раньше  
13. Верховный Суд сохранит право давать разъяснения по вопросам применения законодательства   Сохранил это право Эти разъяснения не должны быть обязательными для нижестоящих судов
14.Верховный Суд будет подразделяться на специализированные коллегии (сенаты). Все его судьи входят в состав Пленума, который не имеет судебных функций   Это существовало и раньше Коллегии (сенаты) должны обеспечивать апелляцию, а не только кассационный надзор

Таблица 5

ПРОКУРАТУРА

Положения Концепции Отражение в Конституции РФ Отражение в законодательстве Отражение на практике
«Преобразования отрасли общего надзора»
1.В целях ограничения функции «общего надзора» запретить производство прокурорских проверок, если не поступило сигнала о правонарушениях и вне рамок вопросов, затронутых в жалобе, заявлении или сообщении, кроме случаев, когда требуется защита безгласного интереса (несовершеннолетние, престарелые, недееспособные, находящиеся в материальной или служебной зависимости), а также в некоторых особо указанных ситуациях защиты неперсонифицированного общественного интереса (правильный ход выборов и т.п.)   В ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» говорится: «Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором». Однако не уточняется, какого рода должна быть эта информация. Таким образом, органы прокуратуры могут фактически в любой момент провести проверку Прокурорские проверки вообще должны быть исключены из компетенции. При наличии поводов и оснований прокурор обязан возбудить уголовное дело. Иных причин для участия прокурора не должно быть. Другими словами, «общий надзор» должен быть ликвидирован
2. Признать основаниями к вмешательству прокурора: 1) предположение о преступном характере нарушения; 2) невозможность прибегнуть к обычным способам обжалования, в т.ч. из-за неподведомственности спора суду или зависимости лица от правонарушителя; 3) особая общественная значимость вопроса; 4) нарушение верховенства Конституции и федерального законодательства, примата международного права   В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» основания для прокурорского вмешательства изложены в гораздо более общей форме и потому создают условия для произвольного вмешательства В данном пункте Концепция несколько устарела. Вмешательство прокурора необходимо лишь в трех случаях: 1) расследование преступления; 2) защита безгласного интереса; 3) защита государственного интереса в отношении объектов государственной собственности. Неподведомственности спора суду быть не должно. Что касается нарушения верховенства Конституции и федерального законодательства, примата международного права, то это прерогатива суда, а не прокуратуры
3. Установить, что вмешательство прокурора должно преимущественно выражаться в предупреждении о возможном обращении в суд за защитой нарушенного права, если нарушение не будет устранено добровольно   Такой нормы в законодательстве не установлено Вообще должно быть ликвидировано вместе с ликвидацией общенадзорной функции
4.Ликвидировать предостережения о недопустимости нарушения закона и обязательные предписания как формы прокурорского реагирования   Обязательные предписания отменены. Предостережения остались Вообще должно быть ликвидировано вместе с ликвидацией общенадзорной функции
5.Отменить приостанавливающую силу протеста: он должен играть роль предупреждения о возможном обращении в суд, и лишь в случаях, когда такой порядок невозможен, за ним целесообразно сохранить большее значение   В соответствии со ст. 33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» сейчас внесение протеста приостанавливает лишь решение администрации учреждения, исполняющего уголовные наказания Вообще должно быть ликвидировано вместе с ликвидацией общенадзорной функции
6.Сузить права прокуроров по вызовам граждан и должностных лиц для дачи объяснений   Эти полномочия остались Следует исключить всякие вызовы в прокуратуру кроме вызова на допрос по уголовному делу
«За прокурором сохранятся функция процессуального руководства расследованием и соответственно следующие полномочия:»
7.По строго определенной категории дел (например, в отношении сотрудников правоохранительных органов) принимать на себя расследование в полном объеме, применяя при этом все полномочия следователя   В соответствии со ст. 31 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.Впрочем, это не точная формулировка, т.к. ст. 126 УПК содержит правила распределения подследственности дел, в т.ч. подследственности прокуратуре. Но эти правила таковы, что позволяют самой прокуратуре большинство дел либо самой расследовать либо распределять по другим правоохранительным ведомствам  
8.Обосновывать перед судом необходимость производства следственных действий, требующих судебной санкции   Такую обязанность УПК и ФЗ о прокуратуре не предусматривают Единственная возможность реализации данного требования – в случаях обжалования в суд обоснованности следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан
9.Испрашивать согласие суда на передачу дела другому следователю или другому органу предварительного следствия   В законодательных полномочиях прокурора это не предусмотрено  
10. Заслушивать обвиняемого перед составлением обвинительного акта   Эта обязанность не закреплена в УПК  
11. Составлять обвинительный акт, равносильный документу о предании обвиняемого суду   В УПК не предусмотрена стадия предания суду Это предложение не реализовано. Предполагалось вернуться к правилу Устава Уголовного судопроизводства Российской Империи, по которому обвинительный акт (обвинительное заключение в нашем понимании) составлял не следователь, а прокурор, получавший от следователя все материалы расследования. Такой порядок заставляет прокурора лучше готовиться к предстоящему судебному процессу. Составляя обвинительный акт, прокурор вынужден тщательно анализировать собранные следствием доказательства. Сегодня зачастую прокурор приходит в суд, даже не читая дело, а на ходу перелистав обвинительное заключение, составленное следователем. Этим во многом объясняет слабость сегодняшнего обвинения в сравнении с защитой. В поправках к УПК, рассматриваемых сейчас в Думе, есть предложение о составлении обвинительного заключенияне следователем, а прокурором
Прокурор в суде
12.В состязательном процессе прокурор должен участвовать как равноправная сторона; его право на принесение заявлений в суд в порядке гражданского судопроизводства и на участие в заседании следует ограничить задачами и случаями защиты безгласного или неперсонифицированного общественного интереса   Прокурор имеет больше прав чем защита в суде. В частности, прокурор вправе предъявлять иск в пользу одной стороны (не обязательно государства), избавляя ее от уплаты пошлины, а, главное, усиливая ее позиции в суде, что нарушает принцип равенства сторон  
13. В уголовном деле прокурор представляет государственное обвинение и отвечает за его обоснованность (с января 1990 г. по июнь 1991 г. государственное обвинение поддерживалось прокурорами всего лишь по 40,3% дел)     По данным Генеральной прокуратуры, доля прокурорского поддержания государственного обвинения в судах по Российской Федерации составила: в 1998 г. – 60,7%, в 1999 г. – 62,3%, в 2000 г. – 64,3%

Таблица 6

Наши рекомендации