Регулятивная и охранительная функции права
Регулятивная функция права отражает сущность права как одного из основных социальных регуляторов. Особенности регулятивной функции права заключаются в организации общественных отношений, в установлении позитивных правил поведения, а также в координации социальных взаимосвязей. Первична функция регулятивная, так как право предназначено содействовать развитию и совершенствованию тех или иных общественных отношений. В данном случае право не только властеотношения упорядочивает, но и взаимоотношения органов государства с организациями и гражданами. На все без исключения функции общего характера (общие) регулятивная функция оказывает фактическое воздействие
Охранительные отношения своей целью имеют восстановление нарушенного права с помощью способов защиты, предусмотренных законом. Охранительная функция (задача) в обобщенном виде выражается в восстановлении нарушенных прав и охраняемых интересов с помощью данных способов.
В отношениях по защите прав охранительная функция тесно переплетается с его регулятивной функцией. Охранительная функция права находит свое выражение также в принципе всемерной охраны и судебной защиты прав человека. Содержание охранительной функции заключается в недопущении нарушения правопорядка, установленного при помощи норм права, в своевременном выявлении и пресечении правонарушений, привлечении правонарушителей к юридической ответственности.
Охранительная функция выражается в восстановлении прав в том виде, как они существовали до нарушения. Это результат применения охранительных норм права. В этих нормах содержатся меры правового принуждения, которые реализуются в охранительных правоотношениях. Защита прав в материально-правовом смысле слова обычно определяется как система мер правового воздействия (мер охраны), которые применяются в случае нарушения права и направлены на его восстановление.
Таким образом, охранительные свойства права позволяют восстановить нарушенные права и охраняемые интересы, а также обеспечивают предупреждение новых нарушений права, стимулируют к добросовестному, правомерному поведению, соблюдению договорной дисциплины.
С.А. Маркунцов указывает, что охранительная функция уголовного права реализуется через уголовно-правовой запрет на совершение определенного рода деяний или через уголовно-правовой запрет на совершение любого деяния, являющегося причиной «запрещенного» последствия[21]. Данная классификация базируется на оценке содержания уголовно-правового запрета как нормативно-правового предписания.
Преступление является одной из двух важнейших категорий уголовного права. Понятие о преступлении является центральным понятием уголовного права, определяющим содержание и смысл всех его норм. Легальная дефиниция преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса РФ[22]. Так, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Преступление имеет социальную природу, так как является актом человеческого поведения, которое, прежде всего, порождено общественными отношениями и связями, в которых человек живет и развивается, хотя, конечно же, волевой акт конкретной личности выступает непосредственной причиной преступного поведения. А. Петров указывает, что «воля является силой, которая позволяет человеку овладеть чувствами и разуму подчинить их»[23]. Волевым актом является акт, который человеком избирается свободно в пределах собственного сознания и в условиях той или иной ситуации.
Д.Ю. Гончаров отмечает, что законодательство о предупреждении преступлений и отрасли законодательства о борьбе с преступностью выполняют регулятивную функцию; а уголовное законодательство, кроме того, охранительную. Изменения регулятивных норм могут, а в ряде случаев - должны повлечь изменение смысла или текста охранительных норм; и наоборот - изменения охранительных норм могут потребовать регулятивных изменений[24].
Социальные функции права раскрывают направления воздействия права на соответствующие сферы общественной жизни. Перечень социальных функций в литературе достаточно разнообразен и включает: воспитательную, политическую, экономическую; информативную, познавательную, ценностную, коммуникативную и иные. Как представляется, выделение подобной группы функций вряд ли носит практический характер, а скорее доктринальный характер[25]. Указанные функции на практике реализуются через механизмы охранительной и регулятивной функций, то есть через собственно-юридические функции.