Арбитражный суд поволжского округа
Мнение ВАС РФ
По поводу нововведений ВАС РФ высказывался в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи аргументировано доказывали, что до вступления в силу изменений АПК РФ арбитражное процессуальное законодательство отвечало требованиям конституционных и европейских стандартов. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимо.
Недовольство вызвали «суперполномочия» руководителя ВС РФ и его заместителей: они не должны по своему усмотрению отменять определения судей. В ВАС РФ называли это вмешательством в процессуальную деятельность судебной коллегии. Также, по мнению упраздненного ВАС РФ, не следовало давать руководству ВС РФ права выходить с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, которое основано на жалобе заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).
Основываясь на рекомендациях Комитета министров Совета Европы и решениях ЕСПЧ, ВАС РФ выступал и против «двойной кассации». Арбитры утверждали, что кассация призвана диагностировать правильность применения норм права, а не пересматривать дело в полном объеме.
По мнению представителей бывшего ВАС РФ, большинство кардинальных изменений создаст угрозу стабильности судебной практики, а правовая определенность в предпринимательской деятельности может вернуться в состояние девяностых годов прошлого века.
Кроме того, существует риск снижения уровня экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ признает изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на коммерческом обороте.
2) Арбитражные суды округов создаются по одному в каждом судебном округе.
Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов. Арбитражный суд округа изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле.
3) Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ.
Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд.
В 2003 году был принят Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“», которым предусматривалось создание в течение трёх лет двадцати апелляционных арбитражных судов.
Первыми из арбитражных апелляционных судов начали работу Девятый арбитражный апелляционный суд и Десятый арбитражный апелляционный суд 1 июля 2004 года.
Последним из двадцати арбитражных апелляционных судов приступил к работе Пятый арбитражный апелляционный суд 15 мая 2008 года.
С 26 декабря 2014 года, согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 21 от 23.12.2014 г. ”О дне начала деятельности федеральных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, начал свою деятельность Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, созданный в соответствии с Федеральным конституционным законом № 10-ФКЗ от 23 июня 2014 года.
Местом постоянного пребывания Двадцать первого арбитражного апелляционного суда является город федерального значения Севастополь.
4) Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в системе федеральных арбитражных судов.
В Российской Федерации действует 85 арбитражных суда субъектов РФ. Федеральным Законом от 23.06.2014 №154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» образованы Арбитражный суд города Севастополя и Арбитражный суд Республики Крым.
Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автомного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах» один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и, наоборот, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять сразу несколько арбитражных судов. Местом их постоянного пребывания является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации.
5) Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав (ст. 43.2 ФКЗ «Об арбитражный судах»).
Суд по интеллектуальным правам является первым специализированным судом в России. Создание специализированного суда, который бы профессионально и качественно не только с правовой точки зрения, но и с учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите, рассматривал соответствующие споры, необходимо для повышения как инвестиционной привлекательности российской экономики, так и эффективность системы защиты интеллектуальных прав с учетом международных стандартов. Рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний, восполнить отсутствие которых у суда не может и проведение экспертизы, так как сама по себе экспертиза по таким делам нуждается в очень серьезной оценке.
Создание специализированного суда по интеллектуальным правам обсуждалось в 2010 году на заседании президиума ВАС РФ и на совещании председателей арбитражных судов в Самаре.
Параллельно разрабатывался законопроект о создании Высшего Патентного суда РФ, который впоследствии был отвергнут.
7 декабря 2011 года был опубликован и вступил в силу федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам», который предусматривал создание Суда по интеллектуальным правам не позднее 1 февраля 2013 года.
14 сентября 2012 года председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Александрович Иванов заявил, что Суд по интеллектуальным правам может начать работу через полтора-два месяца.
3 июля 2013 года согласно постановлению Пленума ВАС РФ Суд по интеллектуальным правам начал свою работу. Местом постоянного пребывания определён город Москва.
Вертикаль арбитражных судов, юрисдикция которых охватывает Пензенскую область, выглядит следующим образом:
Верховный Суд РФ
Общая подсудность
Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
При этом место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ).
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ).
2. Подсудность по выбору истца (альтернативная подсудность) (ст. 36 АПК РФ)
Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по выбору истца. Право такого выбора для заявителя предусмотрено законодательством в следующих случаях:
1. Иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
2. Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
3. Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
4. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту исполнения договора.
5. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лицаили его филиала, представительства.
6. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасения на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
Территориальная подсудность применима только в случаях рассмотрения арбитражного дела в одном из арбитражных судов субъектов РФ.
Выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Арбитражный суд не вправе отказать в этом выборе истцу. В случае непринятия арбитражным судом такого иска действия суда могут быть обжалованы в установленном порядке.
3. Договорная подсудность (ст. 37 АПК РФ)
Подсудность, установленная ст. ст. 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
4. Исключительная подсудность (ст. 38 АПК РФ)
В случаях, прямо предусмотренных законодательством, суд, которому надлежит рассматривать данный иск, изначально определяется АПК РФ и не может быть изменен по соглашению сторон. Такой способ определения территориальной подсудности имеет место в следующих случаях:
1. Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
2. Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
3. Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
4. Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
5. Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
6. Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
7. Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства,
подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации-ответчика.
8. Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
9. Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
10. Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
11. Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска.
Дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
Тема: Виды судопроизводств в арбитражном суде первой инстанции
После определения подведомственности и подсудности спора необходимо выбрать порядок обращения в суд.
Порядок обращения в арбитражный суд и особенности рассмотрения дела зависят от вида судопроизводства. Вид судопроизводства – это совокупность особенностей возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах первой инстанции.
Современное арбитражное процессуальное законодательство в отличие от прежнего АПК РФ содержит более подробную классификацию видов производства:
1) исковое производство;
2) производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
3) особое производство;
4) производство по делам о несостоятельности (банкротстве);
5) упрощенное производство;
6) иные производства.
Нормы искового производства устанавливают наиболее общие правила арбитражного процесса, тогда как неисковые производства содержат специальные нормы, устанавливающие особенности рассмотрения отдельных категорий дел разделы III и IV АПК РФ) по сравнению с исковыми делами.
В правовом регулировании неисковых видов судопроизводства используется определенный юридический прием, а именно в законе установлено, что дела неискового производства, но с учетом особенных правил, отражающих специфику производства по этим делам.
В 2014 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, предполагающий появление в АПК РФ по аналогии с ГПК РФ приказного производства. Предполагается, что в порядке приказного производства должны рассматриваться дела, в которых:
- требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей;
- требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена заявленного требования не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей;
- заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей[8].
Исковое производство
Основным видом производства при осуществлении правосудия в сфере экономической деятельности является исковое производство. В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (раздел II АПК РФ). Исковые дела – двусторонние, по которым есть спор о праве и стороны до обращения в суд занимают равное правовое положение.
В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Сам по себе характер гражданского правоотношения является категорией оценочной, поскольку многие законодательные акты той или иной отрасли права нередко содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. В связи с этим было бы правильным понимать под спорами, возникающими из гражданских правоотношений, частноправовые споры в широком смысле, в том числе возникающие из земельных, природоохранных и других правоотношений[9].
В структуре рассмотренных дел арбитражными судами субъектов РФ основную часть составляют дела, вытекающие из экономических споров и других гражданских правоотношений, в 2014 году – 978,6 тыс. или почти 70% (68,7%) от общего количества рассмотренных дел, в 2013 году - 815,5 тыс. (65,4%).
По экономическим спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, в статистической отчетности показатели АС СРФ выделяются как по видам договоров, так и по формам неисполнения обязательств: - о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам в 2014 году – 802,3 тыс., или 57,4 % (в 2013 году- 657 тыс. или 54,0 %) в общей структуре дел; - о заключении, изменении и расторжении договоров, о признании договоров недействительными в 2014 году суммарно составляют 1,7 % в структуре дел, в 2013 году – 2,0 %.
Преобладают договоры купли-продажи: в 2014 году – 339 тыс. или 24,2 % , в 2013 году - 272,4 тыс., или 22,3 %). Также значительную долю составляют споры по договорным обязательствам: поставки 11,7 % (10,7 %), энергоснабжения 11% (9,9 %); договоры аренды 4,7 % (4,5 %); подряда 6,4 % (5,9 %);. страхования 9,4 % (9,0 %); возмездного оказания услуг 8,2 % (7,6 %)[10].
К основным чертам, характеризующим сущность искового производства в арбитражном процессе, можно отнести:
Ø направленность на рассмотрение и разрешение спора о субъективном праве и законном интересе лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Наличие спора о праве предполагает конфликтную ситуацию между сторонами, одна из которых тем или иным образом препятствует другой в осуществлении законных прав либо нарушает эти права;
Ø равенство субъектов спора, т. е. сторон искового производства, поскольку в материальном смысле гражданские правоотношения, из которых возникает спор, основаны на юридическом равенстве сторон. Муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления в исковом производстве участвуют также как равноправные субъекты гражданского оборота;
Ø средством и способом защиты субъективных прав и законных интересов в случае их нарушения или угрозы нарушения является иск. Соответственно наличествуют и исковые средства защиты права: отказ от иска, признание иска, встречный иск;
Ø деятельность суда в исковом производстве осуществляется в целях защиты субъективного права и законного интереса способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, а именно: путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации, морального вреда, прекращения или изменения правоотношения и др.
Иск –это требование, предъявляемое истцом в судебном (гражданско-правовом, арбитражно-правовом, третейском) порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе.
Формой объективизации иска служит процессуальный документ – исковое заявление.
Иск является структурно сложным правовым образованием, в связи с чем законодательство позволяет выделить в нем ряд элементов. Под элементами иска понимаются его внутренние части, отражающие структуру иска. Общепризнано выделение двух элементов иска: предмета и основания иска.
Под предметом иска понимается определенное требование истца к ответчику, например о признании решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью недействительным.
Право определения предмета иска принадлежит только истцу, который, например, по спору из гражданских правоотношений должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав: признание права, присуждение к исполнению обязанностей в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки и т. д. в соответствии со ст. 12 ГК РФ.
Под основанием иска понимаются обстоятельства, из которых вытекает право требования истца, на которых истец их основывает.
Основание иска также можно подразделить на фактическое и правовое. Фактическое основание иска – это совокупность юридических фактов, а правовое – указание на конкретную норму права, на которых основывается требование истца (или совокупность норм).
Элементы иска являются главным критерием при определении тождества исков, поскольку тождество исков определяется совпадением предмета, основания и сторон иска. Если не совпадают стороны, предмет или основание иска, например, появляются новые юридические факты в основании иска, то, соответственно, нельзя говорить о тождестве исков и истец вправе вновь обращаться с иском в суд.
Предмет и основание иска определяют границы предмета доказывания, пределы судебного разбирательства. Право на их изменение принадлежит только истцу.
Содержание иска – определенное действие суда, о совершении которого просит истец, обращаясь за защитой своих нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.
Различают следующиевиды исков:
v по процессуально-правовому признаку:
- иски о признании требований истца (когда требование истца направлено на признание наличия или отсутствия спорного материально-правового отношения между ним и ответчиком). Например, иск о признании права собственности на недвижимость, иск о признании неподлежащим исполнению документа, по которому взыскание проводилось в бесспорном порядке). В исках о признании истец не требует совершения каких-либо действий в отношении ответчика. Решение по искам о признании не нуждается в принудительном исполнении. Защита права осуществляется непосредственно самим решением.
- иски о присуждении – иски, направленные на понуждение ответчика к совершению каких-либо действий в пользу истца либо воздержанию от действий, нарушающих права истца. Например, иск о взыскании денежных сумм, о возмещении убытков.
- преобразовательные иски – иски, направленные на прекращение, изменение и возникновение спорного материального правового отношения, существующего между истцом и ответчиком. Например, иск о ликвидации юридического лица, иск об изменении условий договора или иск о расторжении договора.
v по материально-правовому признаку различают иски по отраслям и институтам права (гражданскому, административному, налоговому, земельному и иных отраслей);
v по характеру защищаемого интереса:
- личные иски, направленные на защиту собственных субъективных прав и законных интересов лица, которое обращается за защитой. Например, иски, возникающие из обязательственных отношений кредитора и должника;
- иски в защиту публичных интересов направлены на защиту имущественных интересов государства, либо общества в целом. Например, иск прокурора о признании сделки приватизации недействительной в интересах государства;
- иски в защиту прав других лиц, которые могут предъявлять прокурор и соответствующие органы, когда интересы государства и имущественные интересы государственных предприятий совпадают;
- производные (косвенные) иски направлены на защиту интересов лиц, которые обращаются в суд, но не прямо, а опосредованно или косвенно. Примерами производных исков могут служить иски по спорам между акционером и акционерным обществом, вытекающим из деятельности этого общества.
- иски в защиту неопределенного круга лиц (групповые иски) имеют своей целью защиту интересов большого круга лиц, персональный состав которых на момент возбуждения дела определить невозможно. Примером группового иска является обращение в суд прокурора о признании нормативного правового акта недействующим.
Исходя из того, что иск в арбитражном процессе представляет собой единое понятие, имеющее две стороны – материальную и процессуальную, право на иск также является комплексным образованием и включает в себя право на предъявление иска(право на обращение в суд) и право на удовлетворение иска (принудительное осуществление гражданского права через суд). Оба этих правомочия тесно связаны между собой и выступают в единстве. Если у истца имеется право на предъявление иска и право на удовлетворение иска, то суд выносит решение в его пользу, которое может быть исполнено, т.е. нарушенное или оспариваемое право получит защиту в арбитражном суде.
Возникновение у заинтересованного лица права на предъявление иска обусловлено следующими обстоятельствами:
1) арбитражная процессуальная правосубъектность;
2) подведомственность дел арбитражному суду.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что у лица отсутствует право на удовлетворение иска, например, из-за недоказанности обстоятельств дела, либо по причине пропуска срока исковой давности без наличия на то уважительных причин, суд вправе отказать в удовлетворении иска.
Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Прежде всего, следует отметить, что Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ, введенный в действие с 15 сентября 2015 года, не внес каких-либо изменений в процедуру рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как видно, круг рассматриваемых дел является открытым и не ограничивается их перечислением в АПК РФ.
Так, арбитражные суды рассматривают экономические споры по требованиям:
§ о возврате налогоплательщикам и налоговым агентам из-лишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней (гл. 12 НК РФ), о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов, которым предоставлено право взыскания в безакцептном (бесспорном) порядке, а также исполнительных документов (постановлений) о взыскании налога за счет имущества организации-налогоплательщика или налогового агента (ст. 47 НК РФ);
§ об аннулировании лицензий (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
§ об обратном взыскании неосновательно взысканных соответствующими органами штрафов, пеней и иных санкций, исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
В статистике рассмотрения дел арбитражными судами экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений в 2014 году составили 279 тыс. дел, за исключением 134 тыс. дел, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях, то есть 19,6%, в 2013 году – 283 тыс. (без дел об административных правонарушениях) или 20,3%.
В 2014 году взыскано с организаций и граждан обязательных платежей и финансовых санкций, если не предусмотрен иной порядок их взыскания по 69,4 тыс. дел 5 млрд. рублей., что составляет только 46% от суммы заявленных требований, то есть около 80 тыс. на одно удовлетворенное требование), из них дела по заявлениям органов Пенсионного фонда Российской Федерации составляют 89 % , взыскано (4 млрд. 462 млн. руб.).
В 2014 году рассмотрено 1,3 тыс. дел оспаривании нормативных правовых актов (в 2013 г. – 1,4 тыс.). По результатам рассмотрения судами признаны недействующими 335, 234 из которых были приняты органами местного самоуправления и 64 – государственными органами субъектов Российской Федерации[11].
Правовая природа дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что при их рассмотрении арбитражный суд разрешает спор о праве, который возникает между юридическим лицом, гражданином-предпринимателем, с одной стороны, и органами, наделенными властными полномочиями, - с другой, что свидетельствует о юридическом неравенстве спорящих сторон. Споры по данной категории, закрепленные в ст. 27, 29 АПК РФ, носят экономический характер, так как возникают в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей.
Материально-правовым отличием такого спора является то, что этот спор идет между участниками публичного и частного интересов. Однако неравенство участников в материально-правовом отношении не влияет на эффективность защиты их прав в арбитражных судах в силу независимости суда, состязательности процесса, процессуального равноправия сторон. К исключениям из правил искового производства для рассматриваемой категории дел относится запрет на участие в судебном разбирательстве арбитражных заседателей, а также возможность истребования по инициативе суда доказательств от государственных и иных органов в случае их непредставления (ч. 6 ст. 200; ч. 5 ст. 210; ч. 5 ст. 215 АПК РФ).
К числу особенностей рассмотрения дел, возникающих на административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ относит особенности распределения бремени доказывания (ст. 189). Так, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акт, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Законодатель по таким категориям дел предусмотрел возможность примирения сторон, если федеральный закон не ограничивает такую возможность (ст. 190 АПК РФ).
Общей особенностью рассматриваемой категории дел является подача в арбитражный суд не искового заявления, а заявления.
Стороны спора в делах административного судопроизводства занимают положение, аналогичное положению истца и ответчика, и в соответствии с этим пользуются как материальными, так и процессуальными правами и несут обязанности соответствующей стороны, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Установлены короткие сроки апелляционного обжалования судебных актов по таким делам: 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения (ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Общей особенностью административного судопроизводства является право суда признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и в случае неявки – подвергнуть их судебному штрафу (ч. 3 ст. 194; ч. 3 ст. 200; ч. 4 ст. 205; ч. 3 ст. 210: ч. 3 ст. 215 АПК РФ).
Заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ. Исключения составляют заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, которые подаются по месту нахождения или месту жительства заявителя, а не органа, принявшего решение (ч. 1 ст. 208 АПК РФ).
Для дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключение мировых соглашений в целом нехарактерно.
Закон № 186-ФЗ установил, что ВС РФ может пересматривать решения (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ):
· административного органа,
· арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности,
· арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов.
В АПК РФ отсутствуют указания на конкретную Судебную коллегию Верховного Суда РФ, которая выполняет функции «второй кассации» по административным делам. Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, обжалуются во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях. Этот вывод можно сделать из ст. 206 и 211 АПК РФ. Там сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ. В свою очередь в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).
Изменение подведомственности
Новшества затронули также некоторые вопросы подведомственности. Изменения коснулись рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и кадастровой стоимости.
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов
Изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь эти споры разрешают суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам продолжает принимать решения по таким делам в пределах своей компетенции. Соответствующие изменения внесены в ряд других федеральных законов.
Глава 23 АПК РФ в прежней редакции была посвящена рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов. Первоначально эту главу планировалось исключить в связи с изъятием у арбитражных судов обязанности рассматривать дела об оспаривании нор