Органов местного самоуправления для дачи заключения по делу

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:

- обращение в суд с иском в защиту и прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц (иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица);

- вступление в процесс (по своей инициативе или по инициативе суда или участвующих в деле лиц) для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей.

Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наиболее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе о том, как следует разрешить спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое находится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу.

Например, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК РФ). Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и прокурора.

Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии под­готовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение.

Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномоченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики.

Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Заключение государственного органа имеет большое значение для участия в гражданском процессе государственных органов, правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда несогласий с выводами, содержащимися в заключении.

Заключение государственного органа, органа местного самоуправления следует отличать от заключения эксперта.

Эксперт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие зависит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.

Представительство в суде

Представительство в суде — это совершение в рамках возникшего гражданско-процессуального правоотношения одним лицом (представителем) процессуальных действий в объеме предоставленных ему полномочий от имени и в интересах представляемого.

Судебное представительство возможно по всем категориям гражданских дел на всех стадиях гражданского процесса.

Согласно ГПК граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. В случае личного участия они также имеют право на участие в деле и представителя.

Дела организаций в суде ведут их органы или представители. В случае ликвидации организации, являющейся субъектом спорного правоотношения, ее интересы в деле будет представлять уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Классификация представительства в суде в зависимости от основания возникновения.

1) добровольное (договорное);

2) законное;

3) на основании уставов, положений и других специальных основаниях.

Добровольное (договорное) представительство. Данный вид представительства называют также договорным, ибо его основу, как правило, составляет договор поручения или трудовой договор. Главная черта такого представительства заключается в том, что оно возникает только при соглашении сторон.

Законное представительство. Для возникновения данного вида представительства необходимо прямое указание закона при наличии определенного фактического состава. Согласно ст. 52 ГПК права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Представительство на основании устава, положения и других специальных основаниях. Указанный вид представительства основывается в первую очередь на специальных законах. К ним относятся Консульский устав, по которому консулы осуществляют в судах представительство интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, Кодекс торгового мореплавания, по которому капитан судна признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания. По делам, возникающим из этих сделок, капитан осуществляет и судебное представительство.

Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или иными учредительными документами.

Общественное представительство заключается в том, что профсоюзы и другие общественные организации (изобретателей, писателей, художников, артистов и др.) создают специализированные юридические консультации и оказывают правовую помощь своим членам, в том числе представляя их интересы в судах. Однако одного факта членства в этих общественных организациях не достаточно для возникновения отношений по представительству. Необходимо заключение соответствующего договора поручения, который заключается только с членами этих организаций, что позволяет рассматривать его как один из видов договорного представительства.

Представителями могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела или имеющие полномочия в силу закона. Не могут быть представителями судьи, следователи и прокуроры (кроме случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.)

Судебные представители ведут процесс, совершают процессуальные действия от имени и в интересах представляемых (граждан или юридических лиц).

Полномочие на ведение дел в суде дает представителю право на совершение практически всех процессуальных действий, за исключением тех, на совершение которых, в силу закона требуются специальные полномочия.

В соответствии со ст. 54 ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом, право представителя на:

- подписание искового заявления, предъявление его в суд;

- передачу спора на рассмотрение третейского суда;

- предъявление встречного иска;

- полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера;

- признание иска, изменение предмета или основания иска;

- заключение мирового соглашения;

- передачу полномочий другому лицу (передоверие);

- обжалование судебного постановления;

- предъявление исполнительного документа к взысканию;

- получение присужденного имущества или денег.

Согласно ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены

- в нотариальном порядке;

- организацией, в которой работает или учится доверитель,

- товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом,

- управляющей организацией по месту жительства доверителя,

- администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении,

- командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей.

Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

Законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером юридической консультации на ведение дела.

Полномочия юрисконсульта удостоверяются общей или разовой доверенностью. Полномочия на совершение правораспорядительных действий требуют в ней специальной оговорки. Сотрудники организаций, как правило, предъявляют разовые доверенности на ведение дела.

Полномочия законных представителей недееспособных (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) специального оформления не требуют. Достаточно предъявления документа, подтверждающего, что они являются законными представителями (предъявление паспорта, свидетельства о рождении или усыновлении, опекунского или попечительского удостоверения). Если же законный представитель передоверяет ведение дела другому лицу, то он от своего имени выдает доверенность.

Наши рекомендации