Этикет юриста в служебной деятельности.

В служебном этикете чётко проявляется несколько функций:

- выделяющая - демонстрирует принадлежность сотрудника к особой социальной группе, характер которой определяется принципами обществен­ного долга и офицерской чести, традиции которых уходят в глубь Рос­сийской военной истории;

-регламентирующая- определяет формы взаимоотношений с сослужив­цами и с гражданами;

-адаптационная - позволяет в минимум времени включится в систему служебных отношений, с наименьшими потерями (например, эмоциональный дискомфорт) и с наибольшей эффективностью;

-камуфлирующая- создающая определенное позитивное впечатление, за которым " потеряются" истинные устремления;

-коммуникативно-презентативная - общение в среде воспитанных лю­дей "на равных" или создание привлекательного образа, возбуждение симпатии.

Деловое общение представителей различных юридических спе­циальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с граж­данами может происходить в условиях различных ситуаций и прини­мать разнообразные формы.

I. Повседневное служебное общение:

1. Беседы, встречи, переговоры.

2. Прием посетителей.

3. Совещания, собрания, заседания, конференции.

4. Посещение организаций, учреждений.

5. Посещение граждан по месту жительства.

6. Дежурство, патрулирование, охрана.

II. Специфические формы служебного общения:

1 Общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами.

2. Общение преподавателей со слушателями в процессе обуче­ния.

3. Деловые контакты с иностранными гражданами

II.Экстремальные формы служебного общения:

1. Общение в условиях конфликтной ситуации.

2. Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей.

3. Общение с задержанными во время обыска.

4. Общение со спецконтингентом.

III.Невербальные и неспецифические формы общения:

1. Публичные контакты с журналистами, интервью.

2. Выступления по радио, телевидению, в печати.

3. Телефон, телетайп, радиосвязь.

4. Деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, ко­торых также следует тщательно придерживаться.

Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.

Служебные отношения строятся по принципу формально - ролевых.

В интересах дела в них не следует

- переносить эмоциональные ожидания и переживания,

- делать свои состояния предметом всеобщего внимания,

- под­менять интересы дела интересами самоутверждения и самовыделения.

Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, перегово­ров.

Не следует отказываться от правил проведения встреч и бесед и при незначительных, на первый взгляд, встречах, по­скольку регулярное соблюдение этих правил приводит к выработке навыков наиболее правильного поведения в таких ситуациях и в ко­нечном счете способствует успеху в деле.

Не каждый контакт, встреча перерастают в беседу. Нетактично и даже неприлично, например, пытаться «втянуть» в разговор человека, с которым только что познакомился и который не расположен к этому разговору. Если человек, с которым вы вступаете в контакт, не на­строен на беседу, то лучше ее отложить. Однако в деятельности юри­ста существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на «мелочи» этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на ре­зультат встречи.

Во время разговора сидят ровно, свободно. Участвуя в деловой беседе, стараются не курить, тем более без разрешения хозяина ка­бинета. Спрашивать у него разрешения закурить не рекомендуется, поскольку отказать вам ему будет неудобно, хотя, возможно, ему не­приятно находиться в прокуренном кабинете или сигаретный дым не переносят другие участники беседы.

Прием населения.

Прием граждан является одним из главных факторов, способст­вующих пропаганде деятельности юристов и укреплению их связи с населением.

Как правило, в подразделении или учреждении определяются конкретные дни и часы приема.

Сотрудник, ведущий прием граждан, должен быть компетентен в вопросах, на которые ему приходится давать ответы посетителям, для чего, зная заранее вопросы, их интересующие, он консультируется со специалистами соответствующих служб.

Принимающий посетителей сотрудник обязан быть вниматель­ным к заявителю, выслушивать каждого без торопливости, не переби­вая, проявляя уважительность и такт, должен быть психологически го­тов к восприятию заявителя, который может быть излишне эмоциона­лен, многословен, даже агрессивен. Он должен владеть приемами нейтрализации этих проявлений и уметь ввести беседу в спокойное русло.

Общение в служебном коллективе.

Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существо­вание коллектива.

Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то и уступить способно­сти разрядить конфликтную ситуацию. На­рушение деловой обстановки не компенсирует самая изысканная вежливость и предупредительность. Уважение к коллегам в нема­лой степени проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги.

Телефонные переговоры.

Телефонное общение при решении служебных вопросов зани­мает едва ли не больше времени, чем личное общение. Поэтому так важно соблюдать правила делового разговора по телефону.

Телефон является одним их психологических раздражителей на работе. Поэтому, во-первых, следует отрегулировать громкость звонка, чтобы он был слышен, но не за­ставлял вздрагивать, и, во-вторых, лучше сразу снимать трубку, как только услышите звонок. К важному телефонному разговору следует хорошо подготовить­ся. Специалисты подсчитали, что плохая подготовка к телефонному разговору, неумение выделить в нем главное, емко и грамотно изла­гать свои мысли у некоторых работников на четверть сокращает их полезное рабочее время.

При подготовке к служебному телефонному разговору прежде всего нужно определить цель разговора. У вас хорошая память, но ка­кой бы она ни была, желательно записать вопросы, которые вы хотите решить, или сведения, которые вы хотите получить. Записанные во­просы помогут вам вернуться к нужной вам теме, если разговор уйдет в сторону, а также не упустить чего-то важного, чтобы потом не при­шлось еще раз обращаться по этому вопросу. Повторные звонки не очень хорошо характеризуют звонящего, говорят о его несобранности, нечеткости в ведении дел.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники и литература, использованные про подготовки рабочей тетради:

Аракелов Ю. С., Джегутанов Б. К., Олейников В. С. Профессиональная этика юриста — СПб.: Питер, 2006.

Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.

Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. – М., 1974.

Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Изд.группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. и Дубова Г.В. ( год издания – любой).

Этика: Энциклопедический словарь / Под ред: Р.Г.Апресяна, А.Л. Гусейнова. – М., 2001.

Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004.

Перечень вопросов к зачету:

1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Генезис и эволюция этих понятий. Предмет и задачи этики

2. Место этики в системе научного знания

3. Уровни этического знания. История нравов и социология морали. История этических учений.

4. Происхождение морали

5. Моральные ценности и идеалы морали.

6. Высшие моральные категории этики – добро, справедливость, долг, честь, совесть, честь, достоинство.

7. Добро и зло как моральные антиподы.

8. Долг и совесть как морально-психологические механизмы самоконтроля личности.

9. Совесть, стыд, вина – взаимосвязь с пониманием добра и долга. Альтруизм и эгоизм.

10. Любовь и дружба как высшие моральные ценности, их роль в становлении личности и социума.

11. Заповедь любви: различные трактовки проблемы. Особенности представлений о моральных категориях в русской православной цивилизации.

12. Право как совокупность норм, установлен­ных государством, зафиксированных в юридических актах.

13. Мораль как процесс утверждения, развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости.

14. Совесть как внутренний гарант морали. Совесть и закон: эволюция понятий в истории человеческого общества.

15. Государство во взаимоотношениях морали и права.

16. Закон, нравственность, право, мораль – основные категории. Безнравственные законы и внеправовая мораль – негативное взаимодействие

17. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали.

18. Профессионализм как нравственная черта личности.

19. Общая система нравственности и кодексы профессиональной морали: корпоративизм, гуманизм, профессиональная честь и достоинство.

20. Профессиональный долг как совокупность моральных норм.

21. Виды профессиональной этики: педагог, бизнесмен, управленец, юрист.

22. Долг и ответственность юриста – профессионала . Понятие и особенности этики юриста.

23. Становление и развитие этики юриста.

24. Понятие этического конфликта. Сущность и природа этического конфликта.

25. Этические конфликты в деятельности юриста: понятие, особенности виды.

26. Причины возникновения этических конфликтов в деятельности юриста. Основные пути разрешения этических конфликтов в деятельности юриста

27. Понятие и виды профессиональных деформаций в деятельности юриста.

28. Основные причины и факторы, влияющие на характер и степень профессиональной деформации.

29. Коррупционное поведение как наиболее опасная форма профессиональной деформации юриста.

30. Пути профилактики профессиональной деформации в деятельности юриста.

31. Понятие этикета юриста.

32. Нормы этикета и их роль в деятельности юриста.

33. Функции норм этикета.

34. Этикет юриста в консультационной деятельности.

35. Этикет в деятельности следователя и прокурора.

36. Этикет судьи.

37. Понятие, особенности и виды этикета судебного разбирательства

[1] См. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.

[2] Н.Капнис Профессиональная этика юриста

[3] См. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.

[4] Там же.

[5] См. Кант И. Критика чистого разума

[6] См. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.

[7] См. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.

[8] См. Аракелов Ю. С., Джегутанов Б. К., Олейников В. С. Профессиональная этика юриста — СПб.: Питер, 2006.

[9] См.: Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 321-322.

[10] Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.

[11] См. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. С.78-82

[12] См. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

[13] Миллъ Дж.С. Утилитарианизм // Указ. изд. С. 113—114.//Цит. по: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

[14] См. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

[15] См.: Шпренгер Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости. // Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 16.

[16] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорий нравственности. Спб, 1907. – С. 502.

[17] Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.

[18] Сафьянов В. И. Этика общения // http://www.hi-edu.ru.

[19] Конфликты в межличностных отношениях сотрудников правоохранительных органов: Учебно-методическое пособие.-СПб.:СПбГИЭУ, 2003.

[20] Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 года.

[21] См. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова. М., 2004.

Наши рекомендации