Тема 1. Этика как наука о морали
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения и рекомендации по использованию материалов
Введение
Тема 1. Этика как наука о морали
Тема 2. Основные моральные категории этики
Тема 3. Проблема взаимодействия морали и права
Тема 4. Понятия и особенности профессиональной этики
Тема 5. Этические конфликты в деятельности юриста
Тема 6. Профессиональные деформации в деятельности юриста
Тема 7. Этикет юриста, его нормы и функции
Заключение
Перечень вопросов по курсу
Общие положения и рекомендации по использованию материалов
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовой (обязательной) части цикла общегуманитарных и социальных дисциплин, и знакомит студентов с генезисом, эволюцией и современным состоянием морали как основного предмета этики. Представление о добре и зле, нравственности и справедливости, свободе и милосердии – есть необходимое условие успешного становления профессионала в сфере юриспруденции.
Знания, приобретенные в результате изучения дисциплины, будут использоваться при изучении предметов гуманитарного цикла, а также профильных дисциплин.
Цель изучения дисциплины «Профессиональная этика» – является трансляция целостного представления об этике как самостоятельной области знания, посредством рассмотрения основных понятий, категорий, которые являются общими для всех этических систем, позволяет раскрыть сущность морально-этических аспектов профессиональной деятельности юриста.
Задачи изучения дисциплины:
· определить предмет этики и основные исторические вехи ее развития;
· выделить важнейшие понятия и категории этики, опираясь не только на учебный материал, но и философские источники, в которых этическая мысль получила свое выражение;
· провести анализ наиболее насущных проблем профессиональной этики, особенно важных в наше время, оценивая окружающие социальные явления с точки зрения моральных ценностей.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
знать:(ОК -2; ОК-4 – ОК-9; ПК-9; ПК-12; ПК-19)
· основные этические понятия и категории;
· содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
· возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
· сущность профессионально – нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
· понятие этикета, его роль в жизни общества;
· особенности этикета юриста, его основные нормы и функции
уметь:
· оценивать факты и явления с профессиональной деятельности с этической точки зрения;
· применять нравственные нормы и правила; поведения в конкретных жизненных ситуациях;
владеть:
· навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
· навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
Данное пособие рекомендуется использовать в качестве рабочей тетради по профессиональной этике.
Тема 1. Этика как наука о морали
Вопросы:
1. Происхождение и генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность». Предмет и задачи этики.
2. Этика как философская наука.
3. История этических учений. Происхождение морали.
Средневековая этика.
Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством.
Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, который создал мир, весь мир развивается из него, он его непосредственный управитель. Все остальные создания существуют благодаря и для бога. Высшая цель - служить богу. Человек подобен богу, но не более. Он изначально греховен. Греховность человека непреодолима его собственными силами. Это достигается прямым и непосредственным участием бога. На вопрос учеников: "Так кто же может спастись?» Иисус отвечает; «Человекам это невозможно, богу все возможно».
Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
Августин Блаженный считал, что Бог - это начало, средоточие и цель всего, он - отец блаженства и добра.
Несколько иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, который заимствует содержание этики у Аристотеля, но придает ей религиозную форму, переосмысливает ее через призму христианства. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопряжена в этом случае со злом[4].
Этика Нового времени.
Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки.
Поэтому суть нравственного закона, по Гоббсу - "в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы, какую он бы допустил бы у других людей по отношению к себе".
Иначе, чем Гоббс, подходит к пониманию морали Бенедикт Спиноза, хотя он также отрицает ее внеприродное происхождение.
Задача этики, по мнению Спинозы, состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Спиноза строил свою нравственность на эвдемонистическом начале, т.е. на искании человеком счастья. Человек, как и все другие существа, стремится к наибольшему счастью, и из этого стремления его разум выводит нравственные правила жизни, но при этом человек не является свободным, так как он не может делать то, что необходимо вытекает из его природы.
Одним из создателей рациональной этики является И. Кант. Размышляя об основах нравственности, Кант пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга, которое представляет собой свойство человеческого разума, который может создавать правила для поведения человека двоякого рода, одни из них условны, а другие безусловны.
Нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления (категорический императив).
Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:
1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;
3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо[5].
Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.
Совершенно противоположную кантианской теории морали создал свою этику известный немецкий философ 19 века Фридрих Ницше. В соответствии со взглядами Канта, мораль возможна потому, что у человека есть свобода воли. Ницше утверждает, что нет ни свободной, ни несвободной воли, а есть слабая и сильная воля. Это прежде всего- воля к власти, которая является движущей силой жизни. Идеал Ницше - «человек воли», исполненный избыточных жизненных сил и наслаждающийся любым проявлением своей «мощи» - как утверждающим, так и разрушительным[6].
В 40-е годы 19 века формируется марксистская теория, рассматривающая развитие человеческого общества с материалистических позиций.
Основное положение марксистской этики заключается в следующем: чтобы выяснить, что должен делать человек, надо установить, что он есть на самом деле. "Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений'1. Мораль возникает там, где человек встречается с обществом, человечеством. Отношения, в которые вступают люди между собой в жизни в ходе производства и воспроизводства, прежде всего, труда, являются источником их собственного формирования.
Современная этика.
Этика ненасилия - это совершенно иной подход к разрешению конфликтов, исключающий насилие. Идеи ненасилия сформулированы еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если, "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую". В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивается как проявление добра[7].
Значительное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого , считавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия.
Одной из интереснейших философских концепций 20 века является этика благоговения перед жизнью, основоположник которой выдающийся гуманист современности - Альберт Швейцер. В основе этой теории находится принцип благоговения перед жизнью в любой форме, облегчение страданий всех живущих. Благоговение перед жизнью, по мнению А. Швейцера, относится как к природным, так и к духовным явлениям, так как преклонение перед естественной жизнью необходимо влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.
Для заметок
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Парадокс счастья
Счастье и несчастье соседствуют друг с другом. Соседствуют — не только в непосредственном смысле слова «соседство»: мол, один сосед счастлив, а другой — несчастлив. Счастье и несчастье соприсутствуют в жизни каждого человека. Несчастье – это не просто невезение, и довольно редко — черта характера. Никому не дано полностью избежать оплошностей, ошибок, проступков, а также болезней и невзгод, деятельного недоброжелательства соперников и, наконец, потери близких и дорогих людей — того, что чаше всего и бывает причиной несчастья[12].
Счастье одних всегда соседствует с несчастьем других, а также нередко оказывается опосредствованным, а то и обусловленным несчастьем других. Право, нравственность, религия по-разному и в разной степени выполняют важную функцию ослабления и сглаживания противоречий между членами общества.
Философы расходятся в мнениях относительно того, является ли такое состояние общества преходящим или оно в принципе неизбывно. Однако почти все согласны в том, что при таком положении вещей самоограничение, самопожертвование, смирение являются важнейшими добродетелями в плане выживания и воспроизводства сообществ, успешного взаимодействия людей и благотворного общежития. Это дало основание английскому моралисту Дж. Миллю высказать следующее утверждение: «Сознательная способность жить без счастья составляет самое надежное орудие для достижения всей той полноты счастья, какая только теперь достижима»[13].
В этом состоит парадокс счастья. Строго говоря, это высказывание действительно парадоксально с логической точки зрения, при которой предполагается, что каждое слово употребляется в одном и том же значении. С семантической же точки зрения, при которой принимается во внимание возможность изменчивости значения слов в зависимости от контекста, это высказывание не выглядит столь уж парадоксальным, поскольку слово «счастье» в данной формуле Милля употребляется в разных значениях[14].
Для заметок
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понятие этикета.
Что же подразумевается под понятием "Этикет?"
Этикет (от франц. etiquette) - установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манера и одежда).
В него входят те её требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Под этикетом понимается принятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Этикет охватывает те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Стремление вести себя прилично уходит своими корнями далеко в глубь истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, получило отражение в эпических произведениях поэтов прошлого. Это стремление определяется условиями совместной жизни людей и естественного желания человека заслужить одобрение окружающих, общественное признание.
Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 веке в Испании, откуда довольно быстро распространились по другим западноевропейским странам.
Изначально этикет выполнял социально-дифференцирующую функцию.
Он предназначался для имущих классов.
Владение правилами этикета было признаком благородства, атрибутом поведения знати в своем кругу. - Это отразилось и в истории термина "этикет".
В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале 18 века.
Следует отметить, что в России традиции оформления правил и норм поведения в письменные уложения также имела не только большую историю, но и своеобразие.
В отличие от Западной Европы правила обязательного и приличного поведения отличались большим демократизмом, распространялись на более широкие социальные слои.
Так, изданный ещё в середине 16 века "Домострой" был своеобразным кодексом правил, адресованных зажиточным жителям городов.
В "Домострое" нашло отражение сословно-иерархическое деление русского общества того времени, подчинение младших старшим.
В этом своде правил прослеживаются две линии:
- одна регламентирует отношение горожанина к светской власти, церкви, и другим институтам государства,
- другая закрепляет принцип подчинения младших старшим.
Правила охватывали разные стороны городской жизни России того времени- бытовые обряды, ведение торговых дел, воспитание детей, домоводство, обхождение с гостями, отношение домочадцев и слуг.
Но наряду с определенным демократизмом в "Домострое" отразилась и другая национальная черта - деспотизм.
Он утверждал и поддерживал беспрекословную, неограниченную личную власть, не терпящую никаких преград.
Этикет в современных отношениях претерпевает определенные изменения - упрощаются его формы в связи с демократизацией отношений и ускорением темпов социальной жизни.
Этикет - форма социально-одобряемого общественного поведения.
Для реализации этикета человек, в том числе (и особенно) сотрудник милиции:
- должен знать правила поведения (результат воспитания, образования и самовоспитания);
- должен уметь применять правила и приемы этикета как форму естественного и привычного поведения;
- должен верно отличать ситуации, в которых можно пренебречь правилами этикета от тех, в которых следование его предписаниям является обязательным;
- иметь практику применения этикетных норм.
Этикет делового общения.
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах,среди которых главными являются следующие:
1.В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактеру юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
2.Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
— обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
— умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3.Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро — главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе».
4.Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения и рекомендации по использованию материалов
Введение
Тема 1. Этика как наука о морали