Формы обращений граждан в государственные органы
Форма обращения | Причина обращения |
Заявление | Это обращение граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, вступлении в общественное объединение и т.д. |
Предложение | Это обращение граждан, направленное на улучшение деятельности государственных органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнение автора: - по борьбе с правонарушениями; - по совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д. |
Жалоба | Это обращение гражданина с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами его прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют особый правовой статус. |
Ходатайство | Это письменное обращение граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод. |
Коллективное обращение граждан | Это обращение двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях. |
Петиция | Это коллективное обращение граждан в органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения местного законодательства. |
Важно запомнить, что все обращения гражданина, вне зависимости от их формы, в государственные органы и к должностным лицам пользуются одинаковыми конституционными гарантиями на их рассмотрение.
Конечно, самой распространенной формой обращения граждан является жалоба. Её особый правовой статус обусловливается следующим:
1) основанием для обращения гражданина с жалобой служит только нарушение, по его мнению, его прав и законных интересов (в такой форме обращения, как заявление, тоже может содержаться ссылка на нарушенные права и законные интересы, но только как обоснование или пояснение заявления);
2) правом подать жалобу обладает только сам гражданин, чьи права и законные интересы нарушены, либо от его имени его законные представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель), либо адвокат;
3) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки и письменная форма.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина,без его согласия.Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.