Ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира

Основанием ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира является соответствующее правонарушение. Составы правонарушений, за которые наступает административная ответственность, перечислены в КоАП РФ и могут быть дополнительно установлены законами субъектов РФ.

Согласно КоАП РФ к административным проступкам относятся:

• уничтожение или повреждение знаков, устанавливаемых
пользователями животным миром или специально уполномо
ченными государственными органами по охране, контролю
и регулированию использования объектов животного мира,
отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их
обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих
указанным пользователям и органам (ч. 2 ст. 7.2);

• пользование объектами животного мира и водными биологи
ческими ресурсами без разрешения (лицензии) (ст. 7.11);

Порядок ведения мониторинга водных биоресурсов установлен постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. № 226 «Осоздании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1243; 2003. № 29. Ст. 3000; 2006. № 52. Ст. 5587.

536

* уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

* нарушение правил охраны среды обитания или путей мигра
ции животных (ст. 8.33);

* нарушение установленного порядка создания, использования
или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34);

* уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезнове
ния видов животных или растений (ст. 8.35);

* нарушение правил переселения, акклиматизации или гибри
дизации объектов животного мира и водных биологических
ресурсов (ст. 8.36);

* нарушение правил пользования объектами животного мира
и водными биологическими ресурсами (ст. 8.37);

* нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
(ст. 8.38);

* непредоставление сведений (информации) (ст. 19.7);

* непринятие мер по устранению причин и условий, способ
ствовавших совершению административного правонаруше
ния (ст. 19.6).

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают суды; органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания; органы рыбоохраны.

Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 256—259 УК РФ.

Часть 1 ст. 256 (незаконная добыча водных биологических ресурсов) предусматривает ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях, в заказниках либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Часть 2 устанавливает санкции за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

И наконец, ч. 3 ст. 256 устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2, совершенные лицом с использова-

537

нием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Преступление, предусмотренное ст. 256, считается оконченным с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо оттого, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные. Исключение составляет преступление, связанное с причинением крупного ущерба, которое образует оконченный состав лишь при наличии реального ущерба.

За нарушение правил охраны водных биологических ресурсов установлена уголовная ответственность в ст. 257 УК РФ. Нормами данной статьи признается уголовно наказуемым производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать возникновение заболеваний водных биологических ресурсов; уничтожение мест размножения рыбы; крупные убытки, связанные с восстановлением качества природной среды; экологическую катастрофу в пределах водного объекта и т. п. Таким образом, этот состав является материальным, и уголовная ответственность наступает только при наличии указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной и неосторожной формами вины. Субъектом преступления выступает лицо, обязанное соблюдать правила охраны рыбных запасов.

Уголовно наказуемой незаконная охота (ст. 258 УК РФ) является только в тех случаях, когда она совершена: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Квалифицирующим признаком по названной статье является совершение указанного деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 258).

538

Охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Как и незаконная добыча водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), незаконная охота считается оконченной с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо оттого, были ли фактически добыты животные. Незаконная охота, связанная с причинением крупного ущерба, образует оконченный состав лишь при наличии реального ущерба.

Одним из элементов экологических преступлений, предусмотренных в ст. 256, 259 УК РФ, является крупный ущерб. Для решения вопроса о признании ущерба крупным нужно учитывать количество добытого, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, а также иные обстоятельства. К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибель большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отлов или уничтожение животных, занесенных в Красную книгу.

В ст. 259 УК РФ законодатель устанавливает жесткие санкции за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов, — ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок. Эта норма является новой для уголовного законодательства.

Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения правил пользования объектами животного мира, производится независимо от привлечения виновного лица к уголовной или административной ответственности в соответствии с положениями ГК РФ (гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда»), ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», а также с учетом приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 25 мая 1999 г. № 399, которым были утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов

539

животного мира, отнесенных к объектам охоты, согласно приложению.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 59 ФЗ «О животном мире» определяет, что незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ. Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания. Указанные объекты животного мира в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученная из них продукция подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ. При этом безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Литература

Веденин Н. Н. Животный мир: проблемы охраны и использования // Журнал российского права. 2002. № 12.

Малая Т. Н. Понятие, признаки и состав фаунистического фонда // Правоведение. 1998. № 3.

Неудахина О. М. Водные животные и растения как предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ // Экологическое право. 2006. № 3.

Романов В. Охрана и использование животного мира // Российская юстиция. 2001. № 9.

Сиваков Д. О. Законодательство о водных биоресурсах // Экологическое право. 2006. № 4.

Глава 23

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Одним из актуальных вопросов во многих странах является вопрос о праве собственности на природные ресурсы. Зарубежное законодательство исходит из установления на земельные ресурсы частной и государственной собственности. В большинстве стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность (например, в Англии — это «собственность Короны»), объекты которой находятся в исключительной собственности государства, используются только в общем благе и не могут быть предметом гражданского оборота. К публичной собственности обычно относятся морские берега, территориальное море и т. п.

В некоторых странах наряду с государственной и частной собственностью выделяется и муниципальная собственность. Такое положение существует, в частности, в США. В целом же, '/3 всей территории принадлежит федеральному правительству США. Федеральная собственность выделяется во всех штатах. В отдельных штатах в федеральной собственности находится значительная часть их территорий. Так, на Аляске федерации принадлежит почти 90 % всех земель. В зависимости от компетенции выделяются четыре категории федеральных земель, находящихся в исключительной, конкурирующей, частичной и распорядительной собственности федерального правительства. Исключительная собственность предполагает передачу федеральному правительству всех полномочий на земельный участок (это в основном земли, занятые национальными парками, административными зданиями и военными базами). Конкурирующее право собственности на переданные земли характеризуется закреплением всех полномочий за федерацией с

541

сохранением за штатами возможности реализации тех же полномочий (это земли Аляски). Право частичной собственности на земельный участок связано с передачей федеральному правительству части регистрирующих и управленческих полномочий, остальные полномочия остаются за штатами. Право распорядительной собственности предполагает предоставление федеральному правительству полномочий по распоряжению и охране только тех земель, контроль за использованием которых является неотъемлемой частью мер по обеспечению надлежащего состояния земельной собственности (имеется в виду деятельность, влияющая на состояние федеральных земель: лесопользование, разведка и добыча полезных ископаемых и др.). Возможность приобретения земель, находящихся в федеральной собственности штатов, в частную собственность ограничена.

Первоначально во всех странах право собственности на частные земли распространялось по общему правилу не только на земную поверхность, но и недра, воздушное пространство над земельными участками. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Франции, которые нашли отражение и во многих других странах, собственность на земельный участок включала собственность на все, что находится от «центра земли и до неба» (ст. 522). Собственность на участки давала право и на все то, что с ними естественно или искусственно соединено: плоды, постройки и т. п. (ст. 546).

К концу XIX — началу XX в. происходит выделение прав на добычу полезных ископаемых, прав на водные объекты и т. п., и право собственности на земельные участки ограничивается. Так, согласно § 904 Гражданского уложения Германии право собственника земельного участка распространяется как на пространство, находящееся над поверхностью, так и на недра земли. Однако собственник не может воспретить воздействие, осуществляемое на такой высоте или глубине.

Еще в большей степени ограничивается право собственности на земельные участки в Швейцарии, где каждый собственник недвижимости обязан дозволять прокладку водопроводов, труб для орошения, газовых и т. п., равно как электрических, воздушных или подземных проводов, за предварительное полное возмещение причиненных этим убытков, поскольку прокладка без использования его участка не может быть произведена совсем или лишь с чрезмерными затратами (§ 691 Швейцарского гражданского уложения).

Постепенно законодательство развитых стран лишило собственника земельного участка возможности по своему усмотрению

542

добывать полезные ископаемые. Например, в 1810 г. во Франции принимается закон, в силу которого разработка залежей полезных ископаемых может производиться лишь на основании разрешения (концессии) со стороны правительства, но независимо от воли собственника земельного участка (под которым находятся залежи), получавшего только возмещение.

Современное законодательство многих стран предъявляет различные требования к лицам (физическим и юридическим), использующим лесные, сельскохозяйственные и некоторые иные участки. В ряде стран (Франции, Швейцарии, Австралии и др.) требуется наличие специальной правоспособности: специальная профессиональная подготовка к руководству сельскохозяйственным или лесным предприятием либо опыт работы в сельском и лесном хозяйстве, молодой или средний возраст, необходимый капитал или кредит и т. д.

Ограничения коснулись не только вещных прав на земельные участки, но и договорных отношений (конец XIX — начало XX в.). В законодательстве об аренде земель в большинстве стран различаются три вида аренды в зависимости от срока: краткосрочная (обычно 5—9 лет), среднесрочная (до 10—18 лет) и долгосрочная. Как правило, арендатор не вправе передавать земельный участок в субаренду.

Развитие законодательства, регулирующего использование земель, характеризовалось установлением и иных ограничений прав собственников и иных пользователей земельных участков. Так, в годы Первой мировой войны из-за острой нехватки продовольствия в десятках стран была введена обязательность обработки сельскохозяйственных угодий, которую отменили в течение первых послевоенных лет в большинстве стран, за исключением тех, которые не имели достаточных угодий и не сохранили колоний (Германия, Австрия и др.). В годы Второй мировой войны к указанной мере вновь вернулись, и после войны ее, как правило, не отменяли. Ограничение прав было связано и с проведением территориального зонирования и планирования.

Зонирование выражается в выделении целевых зон, установлении в границах отдельных зон своего правового режима использования и осуществлении контроля за его соблюдением. В частности, в США с каждым годом происходит углубление дифференциации правовых режимов землепользования, которое выражается в увеличении числа зон и подзон. К этому добавляется тенденция регулирования видов деятельности по использованию земли, уста-

543

новление пределов антропогенной зоны нагрузки на окружающую среду.

С середины XVIII в. в большинстве стран проводятся массовые работы по оценке земель для создания обоснованной системы налогообложения.

Городское территориальное планирование земель получило наиболее раннее и широкое развитие в Англии (с XIV в.). В начале XVII в. (1607) во Франции был впервые введен институт «линии застройки», вдоль которой строились здания, и эти линии ограничивали улицы, дороги и площади от застроенных кварталов, затем начали принимать правила о застройке отдельных земельных участков в городах Франции. Территориальное планирование получило развитие и широкое распространение к середине XX в. Планирование использования всех земель происходило одновременно во Франции, США, Италии, Скандинавских и других странах. Особенно оно расширилось в 1960—1970-е гг.

В современном законодательстве зарубежных стран неоднозначно решается вопрос о праве собственности иностранцев на земельные участки. Чаще всего в зарубежных странах установлен запрет на приобретение этими лицами в собственность сельскохозяйственных угодий (Турция, Марокко, Венгрия, Литва, некоторые провинции Канады, штаты США). В тех же странах, где получение иностранцами сельскохозяйственных угодий разрешено, иногда вводятся ограничения (например, в Испании иностранцы не могут приобрести более 15 % земель каждого муниципалитета, в Бразилии — 25 %).

В отношении несельскохозяйственных земель также в целом ряде стран содержатся различные ограничения. Например, в Японии, Чехии, Бразилии иностранцы могут приобрести земельные участки только в том случае, если постоянно проживают в этой стране; в Великобритании, Монако, Швейцарии, ряде штатов США — если иностранцы получили разрешение на проживание в этой стране. В Италии, Польше, Сальвадоре, ряде штатов США предоставляют иностранцам определенной страны право на приобретение земельных участков при условии, что эта страна взамен предоставляет равные права на землю их гражданам.

Общим правилом земельного законодательства является установление для иностранцев обязательной процедуры получения от государства разрешения на приобретение земли, а в ряде случаев и получения специальной лицензии.

544

В таких странах, как Китай, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Израиль, Албания, Эстония, Румыния, Белоруссия, установлен полный запрет для иностранцев на приобретение любых земель.

Первые попытки выделения «комплексного» земельного права были сделаны в конце XIX — начале XX в. в Великобритании, Германии и Франции. В настоящее время в некоторых странах идет дискуссия о существовании земельного права. Многие ученые признают, что необходим комплексный подход к регулированию отношений по поводу земли, и регулирование этих отношений только нормами гражданского и административного законодательства является недостаточным.

Практически все страны имеют отдельные нормативные акты, направленные специально на регулирование отношений по использованию, охране земель.

Литература

Беэбах В. В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (правовое регулирование). М.,1997.

Быстрое Г. Е. Правовое регулирование земельной реформы в зарубежных странах// Государство и право. 1996. № 9.

Забелышенский А. А. Правовое регулирование земельных отношений в США и Российской Федерации. Екатеринбург, 1996.

Земельное законодательство зарубежных стран. М., 1982.

Земельный участок: собственность, аренда и иные права в Российской Федерации и иностранных государствах / Под ред. ВВ. Залесского. М., 2005.

Фрумкин С. О регулировании оборота земель в Польше // Земельный вестник. 2002. № 3.

Чуркин В. Э. Правовое регулирование аренды сельскохозяйственных земель по английскому законодательству // Журнал российского права. 2000. № 5/6.

545

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................................................................. 3

Принятые сокращения............................................................................................ 5

ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И РОССИЙСКОГО ЗЕМЕЛЬНОГО СТРОЯ....................... 6

§ 1. Основные положения российского земельного

законодательства до 1917 года.................................................. 6

§ 2. Земельное законодательствопосле 1917 года............................ 8

§ 3. Современная земельная реформа................................................. 10

Литература................................................................................... 15

Наши рекомендации