Транспорта, связи, радиовещания
ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ,
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЕЛЬ ИНОГО
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ,
ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЕЛЬ ИНОГО
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Самостоятельную категорию земель составляют земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее также — земли специального назначения). В законодательстве перечень нужд, для которых могут быть предоставлены земельные участки данной категории, не является исчерпывающим. Такое положение легко объяснимо, поскольку в связи с постоянным развитием науки, техники появляются новые виды деятельности и возникает потребность в установлении специального правового регулирования отношений по использованию земель, предоставляемых для этих видов деятельности (например,
334
относительно новые виды деятельности — это телевидение, информатика, космическая деятельность). В науке земельного права уже не один десяток лет для удобства обозначения рассматриваемой категории земель использовался термин «земли специального назначения», который получил отражение и в современном законодательстве.
Землями специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В основном земли специального назначения используются в качестве пространственного базиса для размещения иных объектов, поэтому значение имеет не их плодородие, а иные характеристики (место нахождения, наличие инфраструктуры и т. п.). Земли специального назначения имеют «ленточную» форму расположения под линейными сооружениями (земли транспорта, охранные зоны подземных кабелей связи и др.) или расположены компактно — так называемые площадные (традиционные) земельные участки.
Ленточные земельные участки располагаются под сооружениями связи, транспорта, промышленности, предназначенными для транспортировки или передачи продукции (услуг) различных отраслей экономики (линии связи, линии электропередачи, трубопроводы и т. п.). Такие сооружения обычно размещаются на территориях земельных участков различных категорий (населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др.). Земельные участки, предоставляемые для линейных объектов, характеризуются протяженностью и наличием полосы отвода. Исходя из того, что земли специального назначения отграничены от земель иных категорий (и, как подчеркивается в их легальном определении, — это земли, расположенные за границами населенных пунктов) — при расположении соответствующих сооружений на территории поселений земельные участки под этими объектами входят в состав земель населенных пунктов, а не специального назначения.
На площадных земельных участках размещаются вокзалы, склады, цехи и другие объекты.
В зависимости от характера специальных задач, для решения которых используются или предназначены земли специального назначения, они подразделяются на:
• земли промышленности;
• земли энергетики;
• земли транспорта;
• земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
• земли для обеспечения космической деятельности;
• земли обороны или безопасности;
• земли иного специального назначения.
Площадь земель иного специального назначения, отнесенных к данной категории, составила 0,7 млн га. Земли иного специального назначения представлены участками, выделенными мелким организациям, автозаправочным станциям, объектам энергетики и т. п. Сюда относятся участки под выкупленными в собственность цехами промышленных предприятий, под зверохозяйствами, а также под объектами соцкультбыта, расположенными за чертой поселений, такими как школы, больницы, ветеринарные пункты, индивидуальные жилые дома, свалки, кладбища, монастыри и пр. Таким образом, в настоящее время к землям иного специального назначения отнесены предоставленные для различных целей земельные участки, не учтенные в других категориях земель.
Общая площадь земель рассматриваемой категории на 1 января 2007 г. составила 16,7 млн га (из них земли обороны и безопасности составляют 71,4 %). В 2006 г., в сравнении с предшествующим годом, площадь земель данной категории сократилась на 12,8 тыс. га. Основные изменения связаны с переводом в установленном порядке земель, занятых поверхностными водными объектами, в категорию земель водного фонда.
Особенности правового режима каждого вида земель специального назначения устанавливаются ЗК РФ (ст. 88—93) и учитываются при проведении зонирования территорий.
В состав земель специального назначения могут включаться зоны с особыми условиями использования земель. Охранные, санитарно-защитные, охранно-защитные, зоны вредного воздействия и иные зоны с особыми условиями использования земель создаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов. Установление вокруг ука-
336
занных объектов зон с особыми условиями использования земель связано с наличием повышенной экологической опасности этих объектов и деятельности на них людей.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Так, могут быть установлены запреты на применение химических средств борьбы с вредителями растений.
Ширина устанавливаемых зон с особыми условиями использования земельных участков различна и зависит от характера объекта.
Таким образом, установление зон с особыми условиями использования имеет двоякую цель: обеспечение экологической безопасности людей, предотвращение (ограничение) негативного воздействия определенных объектов на окружающую среду, генетический фонд, а также обеспечение функционирования этих объектов.
Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования определяется ч. 5 ст. 87 ЗК РФ.
Большое количество земельных участков из земель специального назначения принадлежит на праве собственности Российской Федерации, например земельные участки, занятые объектами атомной энергетики, земли железнодорожного транспорта, но в целом земли данной категории могут находиться в различных формах собственности: частной, муниципальной, государственной. Субъектами, использующими земли специального назначения, являются, как правило, юридические лица. Земли специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование, втом числе работникам организаций отдельных отраслей экономики в виде служебного надела. Также не исключается предоставление этих земель на праве аренды и пользования.
По данным на 1 января 2007 г. в частной собственности находилось 82,8 тыс. га (0,5 % всех земель специального назначения), в том числе в собственности граждан — 10,8 тыс. га и в собственности юридических лиц — 72,0 тыс. га. В государственной и муниципальной собственности находилось 16,6 млн га (99,5 %), из них в федеральной собственности зарегистрировано 8208,5 тыс. га земель, в собственности субъектов РФ — 40,7 тыс. га, в муниципальной собственности — 6,9 тыс. га.
337
Одной из особенностей правового режима данной категории земель является нормирование земельных участков, предоставляемых для специальных нужд. В нормативных актах устанавливаются нормы отвода для железных дорог, трубопроводов, нефтяных и газовых скважин, аэродромов, под опоры линий электропередачи и в других случаях. Когда же нормы отвода законодательно не установлены, то размеры выделяемых земельных участков определяются в соответствии с проектной и иной технической документацией с учетом требований к эксплуатации объектов.