Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (от 22.11.1991г.).

Статья 1.

(1) Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
(2) Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.

Статья 2.

(1) Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.

(2) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

Статья 3.

(1) Все равны перед законом и судом.
(2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

(3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
Статья 22.

(1) Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.
(2) Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
Статья 23.

(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.
(4) Принудительный труд запрещен.
Статья 24.

(1) Каждый работник имеет право на отдых.
(2) Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

Статья 29.

(1) Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.

(2) Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

Статья 30.

Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

Статья 31.

Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 32.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.

¾ Международные нормативные акты

Международное регулирование труда осуществляется на всех уровнях межгосударственного сотрудничества: двустороннем, региональном, общемировом. К органам международного регулирования труда относятся в первую очередь ООН и МОТ.

Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений на основе ратифицированных норм международных организаций и международных договоров.

Þ Среди международных нормативных актов в первую очередь следует назвать; Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и другие права.

Всеобщая декларация прав человека одобрена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. К числу основных неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека отнесены следующие права в сфере труда: на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы; равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения; создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов; отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.

В 1966 г. Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В Пакте в частности, закреплены запрет принудительного труда и свободное осуществление права на объединение, включая создание профсоюзов. Наряду с указанными актами отдельные конвенции ООН содержат нормы, имеющие значение для трудовых отношений.

В соответствии с Уставом ООН в целях создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, ООН содействует:

· повышению уровня жизни, полной занятости населения и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития;

· разрешению международных проблем в экономике, социальной сфере, здравоохранении и т. д.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

· всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Þ Широко известны правовые акты Международной организации труда (МОТ), созданной в 1919 г. как учреждение Лиги наций и в настоящее время являющейся специализированным учреждением ООН. Акты МОТ принимаются в виде конвенций или рекомендаций, последние из которых не требуют ратификации и проводятся в жизнь путем принятия закона соответствующей страной.

Цели МОТ: продвижение и претворение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда; расширение возможностей для обеспечения достойной занятости; увеличение доступности и эффективности социального обеспечения; и социального диалога.

В 1988г. была принята обязательная для всех этих стран Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». В ней определено, что все страны-участницы, даже если они не ратифицировали основополагающих конвенций, в силу самого факта их членства в МО Г обязаны соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь следующие принципы: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Þ Ряд нормативных актов по вопросам труда принят Советом Европы (СЕ).

Совет Европы (с 1949г.)— региональная европейская международная организация, созданная в целях зашиты прав человека, развития демократии и утверждения верховенства права на территории всех входящих в нее стран. Наиболее значимый акт — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Ее особенностью является то, что в рамках данной организации создан Европейский Суд по правам человека. Он принимает и рассматривает жалобы от физических лиц и неправительственных организаций, считающих, что их права, признанные в Конвенции или Протоколах к ней, нарушены.

В 2009 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию.

В сфере социально-трудовых прав Россия приняла на себя обязательства в отношении следующих положений Хартии:

(Хартия - (лат. charta - письмо, сочинение) документ публично-правового и политического характера.В международном праве X. именуются некоторые международно-правовые акты (договоры или декларации).

· право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола;

· право работников на получение информации и консультаций на предприятии, которое включает право на получение регулярной и исчерпывающей информации об экономическом и финансовом положении предприятия, за исключением конфиденциальной информации; участие в консультациях по поводу предлагаемых администрацией предприятия решений, которые могут существенно затронуть интересы работников, особенно решений, оказывающих серьезное влияние на ситуацию с занятостью на предприятии;

· право работников на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды на предприятии;

· право работников на защиту от увольнений: право всех работников не быть уволенными без уважительных причин;

· право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение;

· право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях;

· право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях.

Европейский Союз (с 1992г.)— организация, созданная в рамках интеграционных процессов в Европе.

К се задачам относятся создание единого европейского рынка, в том числе единого рынка рабочей силы, обеспечение мобильности трудовых ресурсов в Европе. Европейский Союз рассматривается как наднациональная организация, поскольку это в наибольшей степени отражает его основную функцию как правового объединения. Европейский Союз, его органы обладают только теми полномочиями, которыми их наделили страны-участницы. К целям ЕС отнесены: содействие экономическому и социальному прогрессу и высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию между мужчинами и женщинами; сбалансированное и устойчивое развитие, особенно путем создания пространства без внутренних границ. Создание единого внутреннего рынка стран ЕС обусловило необходимость принятия большого количества правовых норм в сфере регулирования социально-трудовых отношений, направленных на сближение правовых предписаний стран-участниц.

В компетенцию ЕС входят такие вопросы, как улучшение производственной среды для защиты здоровья и безопасности работников; условия труда; информирование и заслушивание работников; профессиональное включение лиц, находящихся за пределами рынка труда; равноправие мужчин и женщин на рынке труда и равное обращение с ними на рабочем месте; преодоление социальной обособленности. Также это социальные гарантии и социальная защита работников; защита работников при расторжении трудового договора; представительство и коллективный учет интересов работников и работодателей, включая участие в управлении, если это не является вмешательством в компетенцию национального законодателя; условия занятости граждан третьих стран, которые правомерно находятся на территории ЕС.

В развитии трудового права ЕС существенную роль играет особая процедура правотворчества, которая применяется в сфере социальной политики, — социальный диалог. Перед внесением законодательных предложений по социальным вопросам Европейская комиссия должна заслушивать мнение европейских социальных партнеров. Если им удастся в течение девяти месяцев выработать согласованную позицию по законодательному предложению, то она становится основой для дальнейшего правотворчества. За время существования ЕС с 1992г. его органами было принято большое число трудоправовых норм:

· свободное передвижение работников внутри ЕС;

· равноправие мужчин и женщин в трудовых отношениях;

· равноправие других групп работников;

· индивидуальное трудовое право;

· коллективное трудовое право.

¾ Конвенции Международной организации труда, их соотношение с законодательством о труде ПМР.

Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших.

Международная организация труда ведет активнуюнормотворческую деятельность. За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда.

Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

· средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;

· метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;

· средства поддержания трудовой дисциплины;

· средства наказания за участие в забастовках;

· меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.)

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.)

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

№ 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы.

№ 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;

№ 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;

№ 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

В целом можно выделить следующиеосновные направления правового регулированияМОТ:

ü основные права человека;

ü занятость;

ü социальная политика;

ü регулирование вопросов труда;

ü трудовые отношения и условия труда;

ü социальное обеспечение;

ü правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

- Законы ПМР и подзаконные нормативные акты, их соотношение с Трудовым Кодексом ПМР.

Основным законом ПМР, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 3.07.2002 года является Трудовой кодекс ПМР (ТК ПМР). Другие законы и подзаконные акты республиканского уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК ПМР.

Источниками трудового права являются Законы ПМР, которые действуют наряду с ТК ПМР. Их материальное выражение соблюдает правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК ПМР.

- Закон ПМР "О занятости населения". В ТК раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

- Закон ПМР "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Источником трудового права является Закон ПМР "Об охране и безопасности труда», который дополняет положения ТК ПМР.

-К числу источников трудового права следует отнести и Закон ПМР " Об основах охраны здоровья граждан».

-К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Закона ПМР "О социальной защите инвалидов" и др.

Данный перечень законов ПМР, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим.

Источниками трудового права, принятыми на республиканском уровне, являются также указы Президента ПМР. Например, Указ Президента ПМР № 183 «О государственных должностях ПМР»

На республиканском уровне принимаются постановления Правительства ПМР, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права -

Постановление правительства ПМР «О трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (САЗ 13-26).

Перечень постановлений Правительства ПМР, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. При применении постановлений Правительства ПМР при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК ПМР, республиканскими законами и указами Президента ПМР.

К числу источников трудового права республиканского уровня относятся нормативные правовые акты Министерства по социальной защите и труду ПМР (Минтруд), которые обязательны для исполнения.

Нормативные правовые акты Минтруда ПМР не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК ПМР и других республиканских законах, указах Президента ПМР и постановлениях Правительства ПМР.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Гостехнадзора, Госсанэпидемнадзора ПМР.

Республиканские министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам

¾ Локальные нормативные акты.

1. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ

Всякий коллективный труд требует согласованных действий, для чего необходимы должная организация труда и управление трудовым процессом, четкий трудовой распорядок. Без подчинения всех участников трудового процесса определенному распорядку, координации деятельности и слаженности в работе невозможно достижение той цели, для которой организуется совместный трудовой процесс.

Правила внутреннего трудового распорядка — это локальный акт, действующий у работодателя (ст. 186 ТК ПМР). Главная цель — способствовать поддержанию правопорядка в организации, укреплению трудовой дисциплины, надлежащей организации управления, производственного процесса и труда, рациональному использованию рабочего времени и в конечном итоге повышению эффективности производства.

Статья 186 ТК ПМР определяет дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом ПМР, трудовым договором.

Положение об оплате труда

Государство устанавливает исходные параметры определения размера заработной платы для работников организаций бюджетной сферы финансирования, оказывает, главным образом, лишь косвенное воздействие на размер оплаты труда отдельного работника, а также на размер фонда оплаты труда организации (через налоговое законодательство). Это весьма важно для разработки и принятия в установленном порядке в организациях соответствующих ЛНА, касающихся оплаты труда работников различных категорий (рабочих, служащих, руководителей).

Решение проблемы локального регулирования оплаты труда путем разработки и принятия в организации специального положения об оплате труда представляется наиболее демократичным и удобным для применения: все положения, касающиеся заработной платы, согласованы между собой и собраны в едином акте.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда, разработке премиальной системы

Наши рекомендации