Классификация источников трудового права.
¾ Конституция ПМР и Декларация прав и свобод человека и гражданина.
¾ Международные нормативные акты,
¾ Конвенции Международной организации труда, их соотношение с законодательством о труде ПМР.
¾ Трудовой Кодекс ПМР.
¾ Законы ПМР и подзаконные нормативные акты, их соотношение с Трудовым Кодексом ПМР.
¾ Локальные нормативные акты.
¾ Конституция ПМР и Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Конституция ПМР (тек. ред. на 27.07.2016г.)
РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 10
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.
В соответствии с ст.10 Конституции ПМР общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы ПМР.
До появления данного пункта в Конституции ПМР (данная норма появилась в Конституции ПМР 2005г.) нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ (Международная организация труда) о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории СССР (в том числе и Приднестровья) не применялась. Вплоть до 2002г. (в соответствии со статьей 91 Трудового кодекса ПМР с 22 июля 2002г., нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 (сорока) часов в неделю.) норма рабочего времени в ПМР составляла 41 час в неделю. Казалось бы, работники могли потребовать на основании данной Конвенции МОТ оплаты одного часа как сверхурочной работы за весь период с 1956 по 1992 год. Однако до принятия Конституции ПМР нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему ПМР. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции ПМР, то есть с 2005 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции ПМР имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.
РАЗДЕЛ II
ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
Статья 16
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 17
Все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Преимущества и привилегии могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
Статья 35
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 36
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Статья 37
Государство гарантирует каждому право собственности.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.
Запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.
Глава 3 Верховный Совет ПМР
Статья 71
Пункт 4. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.