Основные формы оказания органами внутренних дел содействия

Избирательным комиссиям

Отдельным направлением деятельности ОВД по обеспечению избирательных кампаний является оказание последними содействия избирательным комиссиям всех уровней в осуществлении их полномочий. Конкретные задачи, решаемые данными органами в этой сфере, закрепляются в положениях действующего законодательства и в ведомственных приказах, принимаемых в рамках текущих избирательных кампаний. К основным из них относятся следующие:

1.) представление сведений для составления списков избирателей. Такая функция в основном осуществляется подразделениями паспортно-визовой службы и заключается в своевременной передаче достоверных данных об избирателях, зарегистрированных на конкретных территориях, в соответствующие избирательные комиссии. Указанные сведения в последствии вносятся в базу данных Государственной автоматизированной системы «Выборы» и используются последними для обобщения информации об избирателях в рамках избирательных округов, субъектов федерации, Российской Федерации в целом[347]. Кроме того, в процессе выполнения этой функции подразделения ПВС в целях оказания содействия избирательным комиссиям по подготовке и уточнению списков избирателей обеспечивают своевременную регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, снятие с регистрационного учета выбывших граждан, принимают необходимые меры по своевременной выдаче паспортов и документов, их заменяющих, находящихся на оформлении в ОВД;

2.) представление по запросам избирательных комиссий сведений о наличии у кандидатов неснятых или непогашенных судимостей, в т.ч. судимостей по уголовному закону иностранного государства за деяния, признаваемые преступлением в соответствии с УК РФ. Данная функция возлагается на Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, Департамент уголовного розыска МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, которые в рамках своей деятельности осуществляют комплекс целенаправленных мероприятий по недопущению проникновения криминальных элементов, лидеров и авторитетов преступной среды на выборные должности.

В случае выявления неснятой или непогашенной судимости указанные органы в срок до 10 дней со дня поступления запроса, а в случае если запрос поступил в течение 10 дней до дня голосования (включая день голосования) – незамедлительно, представляют ответ в соответствующие избирательные комиссии. Ответ должен содержать фамилию, имя, отчество, дату и место осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер и наименование статьи (статей) УК РФ, на основании которой был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства СССР и союзных республик, срок и вид наказания, дату освобождения. Ответ представляется за подписью Министра внутренних дел, руководителя МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации либо лиц, их заменяющих.

Следует отметить, что в случае появления в средствах массовой информации сведений о наличии у кандидатов в депутаты неснятых или непогашенных судимостей ОВД должны начинать соответствующую проверку, не дожидаясь представлений избирательных комиссий, и сообщать им о её результатах, а в случае недостоверности опубликованных сведений и при наличии к тому достаточных оснований ставить вопрос об ответственности средств массовой информации в установленном законом порядке[348];

3.) представление по запросам избирательных комиссий сведений об имуществе, принадлежащем кандидатам на праве собственности (в частности – о транспортных средствах). Данная функция в деятельности ОВД также является одной из ключевых и осуществляется в период проведения всех избирательных кампаний. Она проявляется в том, что в рамках проведения выборов депутатов Государственной Думы окружные избирательные комиссии при проверке достоверности сведений об имеющихся у кандидата на праве собственности автомобилях направляют представление в ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, если кандидат постоянно проживает на территории того субъекта Российской Федерации, где образован избирательный округ. Если кандидат постоянно проживает на территории другого субъекта Российской Федерации, то окружная избирательная комиссия направляет представление в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. К представлению прилагается копия сведений об имуществе кандидата по форме, установленной законом о выборах. Результаты проверки представляются ОВД в соответствующую избирательную комиссию в течение 10 дней с момента получения запроса;

4.) принятие в установленном порядке мер по пресечению противоправной агитационной деятельности, а также незамедлительное информирование избирательных комиссий о выявленных фактах противоправной агитационной деятельности и принятых мерах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая функция осуществляется МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и заключается в предотвращении изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятии, установлении изготовителей указанных материалов и источников их оплаты; пресечении любых действий, направленных на препятствие, срыв предвыборной агитации, митингов, организованных с нарушением установленного порядка, попыток умышленного уничтожения, повреждения агитационных печатных материалов, попыток вывешивания агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, попыток подкупа избирателей и др.;

5.) направление специалистов по запросам соответствующих избирательных комиссий для работы в контрольно-ревизионных службах при ЦИК России и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации на срок не менее шести месяцев, а в контрольно-ревизионных службах при окружных избирательных комиссиях – на срок не менее четырех месяцев. К такой деятельности в основном привлекаются работники экспертно-криминалистических подразделений и работники паспортно-визовой службы. При этом в целом участие сотрудников ОВД в работе контрольно-ревизионных служб при соответствующих избирательных комиссиях является относительно новым специфическим родом деятельности ОВД. Она заключается, с одной стороны, в осуществлении присущих только ОВД организационно-практических мероприятий (например, проведение оперативных проверок), с другой стороны, в проведении работы, ранее не входившей в обязанности ОВД и ставшей возможной только при современном уровне организации выборов в Российской Федерации (например, проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах; анализ и обобщение поступивших от избирательных комиссий сведений об избирательных фондах кандидатов; проверка финансовых отчетов избирательных объединений и т. д.)[349];

6.) обеспечение на безвозмездной основе охраны общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов, охраны помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, сопровождения и охраны транспортных средств, перевозящих избирательные документы. Такая функция в основном осуществляется определенными департаментами МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и проявляется в привлечении в городах и населенных пунктах к патрулированию на улицах военнослужащих внутренних войск МВД России, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России; организации оперативного прикрытия мест возможных пикетов и несанкционированных массовых выступлений граждан; разработке основных и запасных маршрутов перевозки избирательных бюллетеней; организации круглосуточной охраны объектов проведения выборов; доставке протоколов об итогах голосования в соответствующие территориальные избирательные комиссии и т. д., а также выполнении общих функций по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению.

В заключении хотелось бы отметить, что деятельность ОВД в рамках избирательных кампаний можно рассматривать как функционирование в особых условиях. Предпринимая меры по обеспечению избирательных прав граждан последние, зачастую, осуществляют организационные, оперативно-служебные, профилактические, административные, уголовно-процессуальные, материально-технические и другие мероприятия, не всегда характерные для обычной обстановки. Это требует от сотрудников различных служб и подразделений обладания высоким уровнем профессионализма, знания нормативной правовой базы, регулирующей общественные отношения в данной сфере, владения навыками решения сложных задач в условиях осложняющейся криминогенной ситуации.

РАЗДЕЛ XI

Обеспечение общественного порядка
и безопасности в чрезвычайных обстоятельствах

Глава 33. Деятельность органов внутренних дел
по обеспечению общественного порядка
и общественной безопасности
в условиях чрезвычайных обстоятельств

Наши рекомендации