Глава 23. деятельность органов внутренних дел

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПРЕСЕЧЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В СФЕРЕ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

§ 1. Государственная политика в сфере оборота алкогольной
и спиртосодержащей продукции. Органы и должностные лица,
осуществляющие контроль в данной сфере.

В настоящее время российский рынок алкогольной продукции отличается повышенной криминогенной опасностью, что связано с ростом подпольного и одновременно снижением объема легального производства, повышением доли продукции низкого качества и опасной для потребления. Правонарушения в данной сфере характеризуются высокой доходностью, латентностью, наличием «псевдоэкспортной» ликероводочной продукции, которая производится вполне легально, но благодаря пробелам в законодательстве приобретается организованными преступными группировками и в дальнейшем реализуется на внутреннем рынке по более высокой цене, при этом доходность подобных операций по оценкам специалистов составляет более 200%[236].

Милиция является основным субъектом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной сфере, одной из ее задач является проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции.

Требования к обороту алкогольной продукции закреплены в нормативных правовых актах на федеральном уровне, основными из которых являются Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, постановления Правительства РФ «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» от 19 августа 1996 г. № 987, «Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации» от 15 августа 1997 г. № 1019, «Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи акцизных марок от 1 октября 2002 г. № 723», «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 11 декабря 2002 г. № 883, а также в правовых актах субъектов Российской Федерации.

Спиртосодержащая продукция подразделяется на два вида – непищевую и пищевую.

Алкогольная продукция – это вид пищевой спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции, к разновидностям которой относятся этиловый спирт, вино и спиртные напитки (коньяк, водка, ликер и др.).

Пиво не относится к алкогольной продукции и на него не распространяются требования законодательства к ее обороту, однако некоторые ограничения существуют. В частности, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть запрещена реализация пива при проведении массовых культурных и развлекательных мероприятий.

Признание напитка алкогольной продукцией не всегда означает, что его употребление является правонарушением. В ст. 20.20 КоАП РФ впервые закреплена административная ответственность за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, объемное содержание этилового спирта в которой более 12 %.

Оборот алкогольной продукции – это купля-продажа, хранение, перевозка данной продукции юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это соответствующие лицензии, с соблюдением требований федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность в сфере оборота алкогольной продукции имеет три основные особенности.

1. Субъектами такой деятельности могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица (при наличии соответствующей регистрации). Нарушений этих требований влечет за собой неправомерное привлечение к административной ответственности.

Показателен пример из судебной практики.

По постановлению судьи Степановского районного суда Ставропольского края на гражданина И. был наложен штраф в сумме 250 рублей и конфискация 60 бутылок водки за нарушение правил оборота алкогольной продукции – перевозку без акцизных марок. И. обжаловал данное решение, пояснив, что приобрел водку не для реализации, а для собственных нужд у неизвестного лица. Постановлением председателя Ставропольского краевого суда решение было оставлено без изменения. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации отменил решения судов, разъяснив, что субъектами правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции являются только юридические лица и индивидуальные предприниматели[237].

2. Вся деятельность по обороту алкогольной продукции подлежит лицензированию. При этом индивидуальным предпринимателям лицензии выдаются на осуществление только одного вида деятельности – розничную продажу алкогольной продукции, а юридическим лицам – на все виды деятельности по ее обороту (розничную и оптовую реализацию, перевозку, хранение). Соответственно, только за нарушение требований к тому виду деятельности, на который выдана лицензия, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут подвергаться административной ответственности.

Изложенное подтверждает пример из судебной практики.

При проведении проверки деятельности торговой точки индивидуального предпринимателя М. была обнаружена алкогольная продукция, на которую отсутствовали товаротранспортные документы, по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении. Предприниматель М. обратилась с иском в Арбитражный суд Омской области, пояснив, что данная алкогольная продукция не находилась на реализации, поэтому факт правонарушения отсутствует. Арбитражный суд Омской области иск удовлетворил, сославшись на то, что согласно ст. 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» индивидуальный предприниматель может осуществлять только розничную продажу алкогольной продукции, все иные виды деятельности (оптовую реализацию, перевозку, хранение) осуществляют юридические лица, поэтому в действиях М. по хранению алкогольной продукции без товаротранспортных документов состав правонарушения отсутствует.

3. При осуществлении действий по обороту алкогольной продукции должны присутствовать, помимо лицензии, документы, подтверждающие легальность ее оборота – товаротранспортные документы, сертификаты соответствия и маркировка.

Специфика деятельности по выявлению и пресечению правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, обусловленная значительным объемом требований законодательства к ее обороту, вызывает необходимость создания специальных подразделений милиции, основной задачей которых являлось бы противодействие незаконному обороту алкогольной продукции. В настоящее время такие подразделения отсутствуют, эти функции частично возложены на отделы по борьбе с экономическими преступлениями, отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковых уполномоченных милиции. Однако то, что для сотрудников этих подразделений выявление и пресечение правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции является второстепенной задачей объясняет низкое качество производства по делам об административных правонарушениях данной категории, и, как следствие, большое количество дел, возвращенных на дополнительное расследование и дел, производство по которым прекращено.

§2. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции
в органах внутренних дел

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции проводится административное расследование в течение месяца. Это обусловлено сложностью составов данных правонарушений и, соответственно, необходимостью применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест алкогольной продукции), проведения процессуальных действий (ревизий, экспертиз, инвентаризаций) и иных мероприятий (истребование сведений, направление запросов), что требует значительных затрат времени.

Кодекс РФ об административных правонарушениях не отнес к компетенции начальника органа внутренних дел рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, поэтому деятельность сотрудников милиции в производстве по делам данной категории ограничена определенными рамками – она начинается с момента выявления и пресечения правонарушения и заканчивается составлением протокола об административном правонарушении и направлением его на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу. В ряде случаев эта деятельность прекращается еще до составления протокола об административном правонарушении (при пресечении правонарушения и отправлении материалов для расследования по подведомственности, при выявлении деяний, содержащих признаки преступления, сотрудниками милиции, для которых это не является основной задачей).

В абсолютном большинстве случаев поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях в области оборота алкогольной продукции является непосредственное обнаружение сотрудниками милиции достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, которые выявляются при проведении целевых оперативно-профилактических мероприятий, рейдов, причем не только в сфере торговли, но и в сфере безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка.

В ряде случаев поводом для возбуждения дел могут выступать материалы из контролирующих органов (государственной инспекции по налогам и сборам, лицензионной и регистрационной палат, центров стандартизации и сертификации и др.) о нарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, направленные по подведомственности. Так, ч. 2 п. 1 Указа Президента РФ «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты» от 14 декабря 1996 г. № 1680[238] на органы внутренних дел возложена обязанность незамедлительно информировать налоговые органы о выявленных нарушениях налогового законодательства, соответственно, налоговые органы сообщают о правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями криминальной милиции зачастую получают информацию о правонарушении оперативно-разыскным путем, она также является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

Помимо установления повода к возбуждению дела, необходимо выяснение оснований для его возбуждения, которые представляют собой значительный объем достаточных данных о правонарушении, что обусловлено сложностью составов правонарушений данной категории. К ним относятся данные о статусе субъекта правонарушения (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), первоначальные объяснения владельца алкогольной продукции.

На основании полученных повода и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудник милиции принимает решение о возбуждении дела, которое оформляется составлением процессуального документа – протокола о применении меры обеспечения производства по делу (протокола изъятия, ареста алкогольной продукции, осмотра помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в котором осуществлялось ее хранение или изготовление), протокола об административном правонарушении (если на месте выявления правонарушения есть возможность установить все признаки состава правонарушения). Такое решение может приниматься не только сотрудником милиции, к компетенции которого отнесено составление протоколов об административных правонарушении по данной категории дел (оперуполномоченным отдела по борьбе с экономическими преступлениями, инспектором отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковым уполномоченным милиции), но и сотрудниками других подразделений милиции, которые выявили правонарушение в процессе выполнения своих основных обязанностей по охране общественного порядка, прав граждан, собственности, интересов государства (сотрудники ППС, ГИБДД). Однако дальнейшее административное расследование по делу будет проводить сотрудник того подразделения милиции, к компетенции которого относится осуществление производства по данной категории дел.

В процессе административного расследования по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции в большинстве случаев необходимо проведение экспертиз, ревизий, инвентаризаций.

Виды экспертиз в отношении алкогольной продукции и перечень вопросов, решаемых при их проведении регламентированы в нормативных правовых актах (информационном письме бывшего Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту») и криминалистической литературе[239].

Наиболее часто по делам рассматриваемой категории проводится пищевая экспертиза с целью определения состава алкогольной продукции, соответствия ее ГОСТ и техническим условиям. Право на ее проведение предоставлено аккредитованным лабораториям Госсанэпиднадзора, органов стандартизации, метрологии и сертификации, пищевым лабораториям экспертно-криминалистических центров при областных управлениях внутренних дел. При этом вопрос о возможной опасности употребления продукции для жизни и здоровья человека не входит в компетенцию пищевого эксперта, на него могут ответить лишь эксперты при проведении судебно-медицинской экспертизы.

Технико-криминалистические экспертизы проводятся для определения переклеенных этикеток, подлинности акцизных марок, фальсификации документов с помощью поддельных печатей, штампов в экспертно-криминалистических отделах на уровне окружных управлений внутренних дел.

О назначении экспертизы уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ выносится определение, в котором указываются вопросы, поставленные на разрешение эксперта, а также производится запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Перед направлением определения в экспертное учреждение уполномоченное должностное лицо обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяснить им их права.

В ряде случаев в процессе административного расследования по делам данной категории назначается ревизия. В основном она проводится для установления суммы незаконно полученного дохода от реализации алкогольной продукции без лицензии, так как если сумма дохода превышает 200 МРОТ, деяние признается преступлением. Порядок назначения сотрудниками правоохранительных органов ревизий и взаимодействие с ревизорами в процессе их осуществления регламентированы приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717

О назначении ревизии должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение.

Также по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории может проводиться инвентаризация, сущность которой состоит в точном установлении фактического наличия, состава, состояния материальных ценностей и денежных средств и их соответствия с документальными данными. Для правоприменителей разработаны различные методические рекомендации по проведению этого мероприятия[240].

На стадии административного расследования в целях сбора доказательств уполномоченное лицо может истребовать необходимые ему сведения в различных организациях (например, в департаменте недвижимости – об учредителях юридического лица, в государственной инспекции по налогам и сборам – декларацию о доходах, у работодателя – характеристику на работника, копию трудового договора), использовать данные информационных учетов (при проверке на судимость, о привлечении ранее к административной ответственности). В ряде случаев получение таких сведений связано с определенными проблемами, когда граждане и должностные лица отказываются предоставлять необходимую информацию, ссылаясь на коммерческую тайну, на отсутствие возбужденного уголовного дела. Эти доводы не соответствуют закону, так как в соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы, которые подлежат исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня его получения. В ст. 19.7 КоАП РФ закреплена ответственность граждан и должностных лиц за непредоставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Административное расследование дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, предусмотренных различными статьями КоАП РФ, имеет специфические особенности.

1. По ст. 6.14 КоАП РФ составляются протоколы об административных правонарушениях за производство или оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ, санитарных правил и гигиенических нормативов. При этом правонарушением является и фактическое несоответствие продукции требованиям правил и стандартов, и отсутствие документального подтверждения этого соответствия. Фактическое несоответствие имеет место в том случае, когда на алкогольную продукцию имеются сертификаты, удостоверения качества, подтверждающие ее соответствие ГОСТ, однако фактически она не соответствует предъявляемым требованиям, что подтверждается заключением экспертизы. Документальное неподтверждение предполагает отсутствие документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям ГОСТ, гигиенических нормативов и санитарных правил.

В большинстве случаев реализация алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ, обнаруживается непосредственно сотрудниками милиции при проверках деятельности торговых точек путем выявления осадка на дне бутылок, обычно в красном вине. Конфликтные ситуации между собственниками продукции и сотрудниками милиции возникают в тех случаях, когда на момент проверки существовали достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушении (в бутылках был виден осадок, отсутствовали сертификаты соответствия на продукцию), а после проведения экспертизы было установлено, что продукция соответствует ГОСТ. В частности, в некоторых сортах красных вин допускается наличие осадка, о чем имеется отметка в сертификатах. В таких случаях следует руководствоваться принципом усмотрения в деятельности сотрудника милиции, так как, в соответствии с п. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении возбуждается, соответственно, алкогольная продукция изымается из незаконного оборота при наличии достаточных данных о событии правонарушения, а не при установлении всех признаков его состава, которые, в данном случае, подтверждаются экспертизой. При этом при проведении административного расследования по данной категории дел необходимо не только изъять из оборота алкогольную продукцию, которая по убеждению сотрудника милиции не соответствует требованиям ГОСТ, но и зафиксировать другие признаки правонарушения – изъять сертификаты и удостоверения качества, в которых указан срок годности вина, опросить понятых, присутствовавших при изъятии по факту наличия осадка.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное этой статьей, несут индивидуальные предприниматели или представители юридических лиц, поэтому даже в случае проведения контрольной закупки алкогольной продукции ненадлежащего качества у продавца, ответственность за совершение данного правонарушения будет нести собственник продукции, независимо от того, кто из них выставил ее на реализацию и формы вины.

Санкции рассматриваемой статьи предполагают, помимо штрафа, обязательную конфискацию, но только той алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая использовалась для производства.

2. При составлении протокола об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе следует учитывать, что помимо общих требований к рекламе, которые закреплены в Федеральном законе «О рекламе от 18 июля 1995 г. № 108»[241], к рекламе алкогольной продукции предъявляются дополнительные требования. Так, в материале, рекламирующем алкогольную продукцию, должны быть указаны номер лицензии, наименование органа, выдавшего эту лицензию, пометка «подлежит обязательной сертификации». Недостоверной признается реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения, стоимости товара на момент распространения рекламы, использование терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и т. п., если их невозможно подтвердить документально. Реклама алкогольных напитков не должна содержать демонстрацию процесса потребления алкогольных напитков, распространяться в радио– и теле– программах с 7 до 22 часов местного времени, на первых и последних полосах газет, страницах и обложках журналов. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по ее производству и обороту, при этом не менее половины рекламного времени (площади) должно использоваться для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и о способах определения их фальсификации.

3. По ст. 14.5 КоАП РФ квалифицируются деяния, связанные с реализацией алкогольной продукции при отсутствии установленной информации. Понятие «установленная информация» является очень широким и подразумевает те обязательные данные, которые должны быть доступны покупателям при приобретении ими алкогольной продукции. К ним относятся данные о реализуемой алкогольной продукции (наименовании и цене, проведении сертификации, производителе, государственных стандартах, требованиям которых должна соответствовать продукция, ее объеме в потребительской таре, наименовании ингридиентов, влияющих на вкус и аромат, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаниях к применению, дате изготовления и сроке годности) и продавце (наименование организации, юридический адрес, режим работы, номер и срок действия лицензии, орган, ее выдавший). При этом правонарушением признается не только отсутствие информации, но и нарушение требований наглядности и доступности при ее предоставлении – она должна находиться в месте, удобном для ознакомления покупателю, например, в торговом зале магазина.

4. По ст. 14.7 КоАП РФ квалифицируется деяние, заключающееся в обсчете, обмере, а чаще всего в введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качеств алкогольной продукции.

Обман потребителей путем обсчета, обмера осуществляется при реализации алкогольной продукции на розлив. Для выявления доказательств совершения правонарушения сотрудник милиции должен иметь с собой мерный стакан и спиртометр. Осуществляется контрольная закупка алкогольной продукции на розлив, после расчета объявляется, что закупка является контрольной и в присутствии продавца и понятых измеряется крепость и количество проданного алкогольного напитка. Если по одному из этих показателей напиток не соответствует установленным нормам, налицо факт совершения правонарушения.

Кроме того, правонарушение может быть совершено при продаже покупателю алкогольной продукции ненадлежащего качества (например, вина с осадком). Для фиксации умысла на обман, перед покупкой покупатель спрашивает у продавца о качестве продукции, после получения подтверждения этого факта сотрудником милиции объявляется контрольная закупка, истребуются объяснения у продавца, понятых, покупателей, оформляется акт контрольной закупки и протокол осмотра, в котором указывается наличие осадка в вине. Вино изымается и направляется на экспертизу, а после получения заключения эксперта составляется протокол об административном правонарушении. Однако в большинстве случаев продавцы отрицают умысел на совершение обмана потребителей, ссылаясь на невнимательность и иные обстоятельства. При возникновении таких ситуаций умышленное совершение правонарушения доказывается следующим образом. После оформления сотрудником милиции необходимых процессуальных документов (протокола контрольной закупки, описей изъятой продукции, протокола осмотра производственных, складских, торговых и иных мест хранения и использования имущества, объяснений продавца и понятых) вино не изымается, а оставляется на ответственное хранение, продавцу выносится письменное предупреждение о запрете реализации данной продукции. В большинстве случаев продавец по истечении нескольких часов выставляет эту же алкогольную продукцию на продажу, после чего сотрудником милиции осуществляется повторная контрольная закупка, продукция изымается и направляется на экспертизу и после получения заключения эксперта, даже при отказе продавца признать умысел на обман, составляется протокол об административном правонарушении.

Субъектом данного правонарушения является только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Такая позиция законодателя представляется спорной, так как позволяет продавцам, работающим по трудовому договору с предпринимателями, а обычно именно они осуществляют реализацию товара, избегать административной ответственности. По этому поводу в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. разъяснено, что лицо, состоящее в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, отвечает за соблюдение правил торговли алкогольной продукцией, вправе совершать соответствующие сделки, а, следовательно, должно нести ответственность за нарушения правил торговли, в частности, за обман потребителей[242]. В разъяснении Главного следственного управления Генеральной прокуратуры также указано, что к лицу, работающему по договору с индивидуальным предпринимателем, при заключении договора на реализацию товаров и оказание услуг переходят права и обязанности, имеющиеся у предпринимателя, следовательно, продавец является субъектом ответственности за обман потребителей[243].

5. Наиболее распространенными правонарушениями в сфере оборота алкогольной продукции являются правонарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Отсутствие хотя бы одного документа из перечисленных в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ представляет собой правонарушение. Вместе с тем, при отсутствии нескольких документов из данного перечня, составляется один протокол об административном правонарушении.

Не только отсутствие указанных документов, но и предоставление их уменьшенных копий с плохо распознаваемым текстом также квалифицируется по данной норме.

При отсутствии соответствующих документов деяние квалифицируется по ч. 2 данной статьи КоАП РФ, а при отсутствии их на торговой точке в момент проверки – по ч. 3 этой же статьи как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.

По ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ также квалифицируются действия по обороту алкогольной продукции, если данные, приведенные на бутылке (дата производства), на специальной марке (код региона и разряд) и этикетке (производитель, дата производства, емкость, гарантийный срок хранения) не совпадают с данными, приведенными в сопроводительных документах.

Впервые законодатель в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ ввел запрет на продажу алкогольной продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям. Не допускается продажа алкогольной продукции, упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям стандартов, с содержанием этилового спирта более 18 % процентов в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак».

За нарушение иных правил розничной реализации алкогольной продукции индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности по ч. 3 ст. 14.6 Кодекса. В частности, нормами различных нормативных правовых актов запрещена продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 % в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро), на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу такой алкогольной продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 м.2, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

Также не допускается продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 18 % лицам, не достигшим 18 лет, в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

6. По ст. 15.12 КоАП РФ квалифицируется деяние, заключающееся в продаже алкогольной продукции без маркировки.

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % от объема готовой продукции маркируется различными видами марок:

– алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;

– алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками;

– алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.

Правонарушением признается не только отсутствие маркировки на упаковке алкогольной продукции, но и маркировка специальными марками не того региона Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее оборот.

§3. Меры пресечения правонарушений в сфере оборота
алкогольной продукции

Под мерами пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции следует понимать разновидность мер административно-правового принуждения, применяемых сотрудниками милиции в пределах своей компетенции по отношению к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицами при обнаружении достаточных данных о совершении деяния, содержащего признаки правонарушения, с целью прекращения этого деяния, предотвращения его повторного совершения, изъятия продукции из незаконного оборота или ограничения такого оборота, обнаружения и закрепления доказательств совершения правонарушения. К ним относятся: изъятие, арест алкогольной продукции, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю производственных, складских, торговых и иных служебных помещений и находящихся там вещей и документов, приостановление деятельности объекта торговли, опечатывание касс, помещений, приостановление действия лицензии.

1. Изъятие алкогольной продукции – мера пресечения незаконного производства и оборота данной продукции, заключающаяся во временном прекращении возможности собственника или владельца продукции распоряжаться ей, осуществляемая уполномоченными на то органами (их должностными лицами) на основаниях и в порядке, установленных законом.

Изъятию подлежит алкогольная продукция при выявлении нарушения требований законодательства к ее обороту – несоответствие ее ГОСТ, отсутствие лицензии, сертификатов соответствия, товаротранспортных документов, маркировки и др.

В некоторых случаях, помимо алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, целесообразно истребовать все документы, подтверждающие ее качество, происхождение, факт реализации (бухгалтерские документы, чек контрольно-кассовой машины), чтобы исключить доводы собственника о том, что продукция не реализовывалась, предназначалась для личного потребления.

Кроме того, необходимо обеспечение присутствия понятых с самого начала проверки, осуществления контрольной закупки, а не с момента изъятия, что позволит устранить вопросы о пропаже продукции и документов во время нахождения сотрудников милиции на торговой точке.

Об изъятии алкогольной продукции составляется одноименный протокол, в котором необходимо указывать применительно к каждому виду продукции такие характерные признаки, как название, емкость тары, данные о производителе, дату розлива, номера специальных федеральных и региональных марок. После передачи изъятой продукции на ответственное хранение на специальное предприятие установить данные моменты при необходимости будет уже невозможно, а в ходе административного расследования они будут являться важными доказательствами совершения административного правонарушения. Статья 27.10 КоАП РФ содержит обязательное требование вручения копии протокола лицу, у которого изымается продукция, о чем оно делает отметку в протоколе «копию протокола получил» и скрепляет ее своей подписью.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» закреплено, что алкогольная продукция, изъятая и конфискованная из незаконного оборота должна передаваться Российскому фонду федерального имущества, либо его отделениям.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ арест алкогольной продукции может применяться при наличии двух оснований – невозможности ее изъятия и обеспечении сохранности без изъятия.

Невозможность изъятия определяется большим количеством алкогольной продукции, отсутствием транспортных средств для ее перевозки, другими причинами (изъятие в выходной день, когда предприятие, куда она направляется на хранение не работает). Однако к таким основаниям не относятся доводы собственника о наличии документов, подтверждающих легальность оборота продукции при их отсутствии в помещении торговой точки на момент проверки.

Арест проводится в присутствии двух понятых и владельца имущества, а в случаях, не терпящих отлагательств – в отсутствие владельца.

О применении данной меры составляется одноименный протокол.

В целях закрепления доказательств правонарушения даже при нало<

Наши рекомендации