Задачи и система органов внутренних дел на транспорте
Ежегодно железнодорожный, воздушный и водный транспорт России перевозит миллиарды тонн грузов, огромное количество пассажиров пользуются его услугами.
Четкая и бесперебойная работа транспорта зависит от ряда объективных факторов, в том числе и от состояния общественного порядка. Нарушения правопорядка на транспорте часто влекут тяжкие последствия. Они дезорганизуют пассажирские и грузовые перевозки, наносят материальный ущерб, приводят к авариям, крушениям и другим несчастным случаям. Потерпевшие от преступлений пассажиры попадают в тяжелое положение, оставшись без денег, вещей и документов, часто в таких условиях трудно установить время и место совершения преступления. В связи с этим обеспечение должного общественного порядка и безопасности является одним из условий успешного решения задач по перевозке пассажиров и грузов.
С учетом того, что выше были даны общие понятия общественного порядка и общественной безопасности, целесообразно обратить внимание на понятие общественной безопасности на транспорте.
Общественная безопасность на объектах транспорта – это система общественных отношений, которые возникают в процессе пользования источниками повышенной опасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок на основе правовых и организационно-технических норм (правил) в целях недопущения (предупреждения и пресечения) вредных последствий, обеспечения нормального состояния и функционирования объектов транспорта, сохранности жизни и здоровья пассажиров и перевозки грузов[113].
Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на транспорте осуществляется в сложных специфических условиях деятельности транспортной системы.
К таким условиям (факторам) относятся:
– значительная протяженность участков оперативного обслуживания;
– объективно обусловленное распределение транспортно-экономических связей, т. е. грузопотоков и пассажиров;
– сосредоточенность на сравнительно небольших территориях большого количества материальных ценностей и лиц, занятых или причастных к транспортному процессу;
– сезонность работы транспорта;
быстрота перемещения грузов;
– непрерывность, цикличность и взаимосвязанность производственного процесса;
– специфичность обработки пассажирских операций, грузов и сопроводительной документации;
– строгий режим работы и особая государственная дисциплина.
Организационное построение органов внутренних дел на транспорте определяется спецификой отдельных видов транспорта, обслуживаемых конкретными органами внутренних дел.
В целях разграничения объектов оперативного обслуживания и избежания споров между территориальными и транспортными подразделениями органов внутренних дел по вопросам работы в «пограничных» зонах 12 декабря 1991 года МВД России издало приказ № 220, в котором четко обозначены эти границы.
Объектами сферы ведения органов внутренних дел на железнодорожном транспорте согласно вышеуказанному документу являются:
– станции в пределах их границ (вдоль пути границами станции являются входные и выходные стрелки или семафоры, а по сторонам – внешнее ограждение, при его отсутствии – основание насыпи или край пешеходной тропинки, идущей вдоль крайнего рельса) со всеми объектами МПС, перегоны, подвижной состав, находящийся в границах станции;
– вокзалы с привокзальными пристройками; остановочные пункты; платформы; пешеходные переходы и виадуки, на территории станции; подъездные пути МПС от стрелки примыкания до знака и границы подъездного пути, кроме путей, сданных в аренду;
– грузовые дворы и контейнерные площадки в пределах ограждений (при отсутствии ограждения границы – периметр складирования грузов);
– стационарные склады, пакгаузы, помещения грузового хозяйства МПС в границах станции.
Относятся к ведению территориальной милиции и, соответственно, не являются объектами транспортной милиции, следующие объекты:
– привокзальные площади; пристанционные скверы и сады; населенные пункты; прижелезнодорожные почтамты; инженерные сооружения вне границ станции; железнодорожные пути предприятий;
– культурно-бытовые, медицинские и иные помещения МПС, не связанные непосредственно с эксплуатацией железнодорожного транспорта.
Объектами сферы деятельности органов внутренних дел на воздушном транспорте являются: аэродромы в их границах; аэровокзалы; воздушные суда.
Не являются объектами обслуживания органов внутренних дел на воздушном транспорте:
– объекты, расположенные вне границ аэродромов и аэровокзалов;
– площади перед аэровокзалами;
– здания и почтовые помещения Минсвязи РФ;
– аэропорты и посадочные площадки при небольших населенных пунктах, где нет подразделений транспортной милиции.
Объектами сферы деятельности органов внутренних дел на водном транспорте являются:
а) объекты морского транспорта: морские порты в границах акваторий; морские вокзалы; гидротехнические сооружения и навигационное оборудование в пределах акватории порта; места хранения, складирования и переработки грузов на территории порта;
б) объекты речного транспорта: речные порты; речные вокзалы и пристани; причалы, кроме причалов лодочных станций, баз отдыха, водно-моторных клубов; охраняемые территории шлюзов; пункты отстоя и ремонта судов государственного концерна «Росречфлот»; основной фарватер рек и каналов;
– суда и другие плавсредства концерна «Росречфлот», находящиеся на основном судовом ходу, в пунктах ремонта и отстоя, у пристаней и причалов портов; плавучие знаки навигационной обстановки.
Не являются объектами обслуживания органов внутренних дел на водном транспорте:
– острова с объектами гражданского и промышленного строительства, расположенные в водных акваториях портов и рек;
– набережные населенных пунктов и расположенные на них культурно-бытовые объекты;
– береговые знаки навигационной обстановки; плавучие базы отдыха (гостиницы); пляжи; причалы и дебаркадеры.
Органы внутренних дел на транспорте создаются в соответствии с направлениями деятельности и объемом решаемых задач. Основные силы состоят из личного состава криминальной милиции и милиции общественной безопасности.
В структуре центрального аппарата МВД России имеется Департамент обеспечения правопорядка на транспорте, ему подчинены управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. На конкретных узловых железнодорожных станциях (аэропортах, морских и речных портах) созданы линейные отделы (отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте и входящие в их структуру линейные пункты милиции. На каждом уровне эти подразделения решают свои определенные задачи.
Высшим звеном системы управления органами внутренних дел на транспорте является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. Это самостоятельное структурное подразделение аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основные задачи Департамента обеспечения правопорядка на транспорте:
– разработка общей стратегии государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
– совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения правопорядка;
– обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина на объектах транспорта;
– организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений на объектах транспорта;
– обеспечение охраны общественного порядка на объектах транспорта;
– организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия в организациях, осуществляющих деятельность на объектах транспорта;
– организация специальных и воинских перевозок по Российской Федерации;
– управление органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Эти задачи определили и функции Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России. Основные функции на этом уровне следующие:
Основными функциями Департамента являются:
– организация и осуществление комплексного анализа и прогнозирования состояния и развития оперативной обстановки на объектах транспорта;
– разработка предложений руководству Министерства по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
– анализ эффективности деятельности ОВДТ по обеспечению правопорядка на объектах транспорта и принятие мер к её совершенствованию;
– обобщение практики применения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения правопорядка на объектах транспорта, выработка мер по повышению эффективности правоприменительной практики ОВДТ;
– участие в формировании федеральных целевых программ в установленной области деятельности;
– разработка либо участие в разработке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти проектов международных договоров Российской Федерации в установленной области деятельности;
– разработка либо участие в разработке проектов межведомственных соглашений по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
– разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
– подготовка или участие в подготовке отзывов и заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, их сопровождение в федеральных органах государственной власти;
– организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производства дознания, розыска лиц и похищенного имущества в интересах обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
– организация борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на объектах транспорта; обеспечение контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;
– организация на объектах транспорта производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
– разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на объектах транспорта;
– участие в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в ОВДТ и подразделениях спецперевозок;[114]
Вторым звеном системы являются управления (отделы) внутренних дел на транспорте. Они создаются в масштабах регионов, железной дороги, пароходства, авиакомпании и дислоцируются в местах расположения их органов управления.
На практике сложилось несколько видов управлений и отделов внутренних дел на транспорте:
– управления и отделы, обслуживающие все три основные вида транспорта (железнодорожный, воздушный, водный);
– управления и отделы, обслуживающие два вида транспорта;
– управления и отделы, обслуживающие один вид транспорта (только объекты железнодорожного транспорта).
В юридической литературе, однако, можно встретить и иную классификацию[115].
Задачи и функции УВДТ сходны с задачами и функциями территориальных органов внутренних дел, однако они отличаются спецификой обслуживания конкретных объектов.
В составе управлений внутренних дел на транспорте имеются отделы (отделения) обеспечения общественного порядка. Они наиболее многочисленны и в их функции входит в основном надзорная деятельность в пределах железных дорог, пароходств и авиакомпаний. В этих подразделениях анализируется состояние общественного порядка и безопасности. Они обеспечивают взаимодействие с администрацией обслуживаемых объектов и другими организациями по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.
Третьим и основным звеном системы органов внутренних дел на транспорте являются линейные отделы внутренних дел. Эти подразделения находятся непосредственно на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах.
Практические задачи ЛОВДТ решают в пределах установленных границ обслуживания, в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, организациями и общественными формированиями.
Основные задачи ЛОВДТ:
– обеспечение безопасности личности;
– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в своих границах;
– предупреждение и пресечение правонарушений, в том числе преступлений;
– раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, скрывшихся от правоохранительных органов, без вести пропавших;
– исполнение административных взысканий, отнесенных к компетенции ОВДТ;
– оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным формированиям в осуществлении их законных прав и интересов;
– принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях по спасению людей, оказанию им доврачебной помощи, охране мест происшествия, имущества;
– выдача разрешений на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов подразделениям военизированной охраны транспортных ведомств;
– организация и осуществление комплексных мер по планам гражданской обороны;
– участие в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случаях его введения на подведомственных участках;
– осуществление производства по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
– охрана, конвоирование и содержание лиц, задержанных или заключенных под стражу;
– на воздушном транспорте проведение совместно с работниками аэрофлота или таможенниками досмотра ручной клади и багажа пассажиров, при необходимости и личного досмотра пассажиров;
– осуществление контроля за соблюдением предприятиями и должностными лицами противопожарных требований, обеспечение объектов средствами пожаротушения и противопожарной автоматики.
В линейных отделах внутренних дел организацию охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями осуществляют руководители отдела, в линейных пунктах – их начальники. Правовое положение системы органов внутренних дел на транспорте позволяет оперативно решать вопросы охраны общественного порядка в пределах собственной оперативной зоны обслуживания, разрабатывать и осуществлять совместно с администрацией объектов обслуживания мероприятия по профилактике правонарушений.
§2. Особенности обеспечения охраны общественного порядка
и общественной безопасности на железнодорожном,
воздушном и водном транспорте
Под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на транспорте принято понимать систему мер по осуществлению надзора за соблюдением правил, действующих на его объектах, которые обеспечивают:
– общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан;
– нормальное функционирование средств транспорта и обслуживающих его систем;
– предупреждение и пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям.
Органы внутренних дел на железнодорожном транспорте
Железнодорожный транспорт по объему грузопассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на этом виде транспорта определяется его особенностями и учитывает факторы, влияющие на распределение сил и средств подразделений органов внутренних дел на транспорте.
К особенностям работы железнодорожного транспорта относятся: большая протяженность участков оперативного обслуживания, круглосуточный режим работы, постоянное перемещение больших масс людей и большого количества грузов, подверженность перевозок сезонным колебаниям, широкие возможности использования транспорта преступными элементами, притягательность железных дорог для несовершеннолетних и бродяг, значительное сосредоточение материальных ценностей и относительно свободный доступ к ним и т. д.
Все эти факторы оказывают влияние на организацию работы транспортной милиции. Так, протяженность участков обслуживания значительно удаляет личный состав патрульно-постовых нарядов друг от друга и от линейных отделов внутренних дел, иногда до 200 километров. Это затрудняет управление, взаимодействие, контроль и оказание помощи нарядам милиции. В ряде случаев постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах. При сопровождении поездов на обслуживаемых участках имеется множество вокзалов, станций, платформ, железнодорожных составов, вагонов и других объектов транспорта.
Концентрация большого количества пассажиров на вокзалах, дает возможность укрытия преступников. Ежегодно на транспорте задерживается около 30% лиц, разыскиваемых правоохранительными органами. Наиболее криминальными зонами на железнодорожном транспорте являются платформы, поезда, кассовые залы и залы ожидания.
Принимая решение на охрану общественного порядка, начальники линейных отделов внутренних дел должны учитывать специфику работы транспорта, возможности, особенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы их работы. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания, и возможности ее изменения в ближайшей и отдаленной перспективе. Затем всесторонне должны быть учтены такие факторы, как:
– время суток. В часы пик на объектах транспорта при большом скоплении людей чаще совершаются правонарушения, несчастные случаи с людьми. Поэтому иногда необходима быстрая перегруппировка сил и средств, непрерывный маневр ими;
– график следования транспортных средств – летний, зимний, не предвидится ли переход работы транспорта с одного графика на другой;
– пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка требует уплотнения закрываемости территориального обслуживания, усиления нарядов;
– виды транспортных средств, так как в зависимости от этого выделяются различные силы для их приема, обработки, сопровождения;
– виды станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные);
– наличие собственных сил и средств и их возможности;
– расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов ВОХР, воинских нарядов и их возможности;
– наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности.
С учетом специфики работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений милиции. На станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты в местах, наиболее удобных для наблюдения за гражданами. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, ведущие наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.
Наряды милиции на транспорте обязаны:
– предупреждать и пресекать правонарушения, задерживать и доставлять правонарушителей;
– своевременно выявлять, задерживать и удалять с вокзалов и станций лиц, склонных к совершению правонарушений;
– оказывать содействие администрации вокзалов в обеспечении порядка в залах ожидания, билетных кассах, при посадке и высадке, упреждать большие скопления и давки пассажиров;
– предотвращать посадку пассажиров, находящихся в состоянии опьянения, и принимать к ним установленные законом меры;
– при выбрасывании из подвижного состава каких-либо подозрительных предметов обратить на это внимание очевидцев и действовать в зависимости от ситуации.
По окончании несения службы обо всех происшествиях наряды докладывают рапортом начальнику линейного отдела (отделения) внутренних дел.
Тактика предупреждения и пресечения административных правонарушений нарядами милиции включает в себя:
– постоянное патрулирование территории;
– нахождение постового в удобном для наблюдения месте;
– упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта;
– применение мер административного предупреждения и пресечения;
– проявление смекалки и находчивости.
В последние годы на транспорте широко применяются наряды сопровождения. Эти наряды, приступив к работе, наблюдают за посадкой пассажиров и, после отправления состава, через поездную бригаду по трансляции извещают пассажиров о работе в поезде наряда милиции. Во время движения наряд периодически передвигается по составу. В часы «пик» наряд находится в тамбуре одного из вагонов. При обнаружении правонарушителя перед его задержанием гражданам разъясняется суть правонарушения, его потенциальная опасность и законность задержания правонарушителя. После задержания правонарушителя, установления свидетелей необходимо тактически грамотно удалить правонарушителя из состава на той из ближайших станций, где есть линейный орган внутренних дел, с тем, чтобы иметь возможность в дальнейшем, сопровождать поезд. По прибытии на конечную станцию наряд сопровождения наблюдает за высадкой пассажиров и осматривает вагоны после окончания высадки.
Численный состав наряда сопровождения определяется руководством органа внутренних дел, но для сопровождения поездов специального назначения, туристических поездов, поездов с призывниками и демобилизованными, освобожденными из мест лишения свободы и другими лицами, следующими в организованном порядке, назначается усиленный наряд. Сопровождение может осуществляться до конечного пункта в границах ЛОВДТ (УВДТ) и передается сотрудникам соседнего органа внутренних дел на транспорте, если состав идет дальше.
На крупных станциях из числа сотрудников ОВДТ создаются посадочные группы. Их задача – предупреждение проникновения на объекты транспорта правонарушителей и обеспечение общественного порядка на платформах. Состав таких групп зависит от пассажиропотоков, категории платформы, планировки станций, интенсивности движения поездов и т. д. Каждой посадочной группе определяется место дислокации. В состав этих групп могут включаться работники транспорта и представители общественности.
К отдельному виду тактических действий на объектах железнодорожного транспорта относится осуществление специальных операций и рейдов. Эта форма охраны общественного порядка представляет собой совокупность согласованных действий государственных органов и общественных формирований, направленных на выполнение поставленных задач. Проведение указанных действий позволяет заметно улучшить оперативную обстановку на конкретных участках.
Все эти мероприятия проводятся по специально разработанным планам с участием администрации, общественности и территориальных органов внутренних дел. Существуют типовые планы специальных операций и рейдов: «Электропоезд», «Правопорядок», «Пассажир» и т. д., отличающиеся высокой эффективностью и результативностью.
Важной организационно-тактической формой работы по обеспечению охраны общественного порядка являются заслоны. Эти наряды ОВДТ, блокирующие или перекрывающие одно или несколько железнодорожных направлений в целях недопущения проникновения преступных элементов в населенные пункты, где проводятся массовые мероприятия любой направленности. Заслоны также обязаны пресекать кражи грузов и своевременно задерживать правонарушителей. Организуют работу заслонов сотрудники из числа руководящего или оперативного состава ОВДТ. В состав заслонов входят: сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности в том числе подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и другие. Количество личного состава заслона, как правило, не превышает 15 человек.
Органы внутренних дел на воздушном транспорте.
Органы внутренних дел на воздушном транспорте были созданы в 1971 году. Гарантия надежности воздушных перевозок потребовала создания этих специальных подразделений. На воздушном транспорте есть свои специфические особенности. Это относительная ограниченность обслуживаемой территории, значительная концентрация людей и материальных ценностей на ней. Интенсивность миграционных факторов. Потенциальная возможность захвата самолетов преступными элементами и другие. Специфической функцией нарядов милиции является оказание помощи сотрудникам аэропортов при проведении досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.
Досмотр, в зависимости от класса аэропорта, проводится работниками службы перевозок аэропорта, контролерами пограничных контрольно-пропускных пунктов, инспекторами таможенных постов. В небольших аэропортах досмотр проводят работники этих аэропортов, но при получении оперативной информации о наличии у пассажиров, запрещенных к перевозке предметов и веществ, к досмотру привлекаются сотрудники территориальных органов внутренних дел. Досмотр производится в специально оборудованных пунктах досмотра.
Задачей досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушного судна лиц с предметами и веществами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров в целях захвата и угона самолета или явиться причиной летного происшествия. Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушных судах гражданской авиации, утвержден Министерством гражданской авиации СССР в 1981 году по согласованию с прокуратурой, МВД и ФСБ.
В этот перечень входят восемь групп предметов и веществ:
1. Огнестрельное и холодное оружие всех видов.
2. Взрывчатые вещества и предметы, средства взрывания: порох, патроны, капсюли, динамит, тол, аммонал, тротил и др.
3. Легковоспламеняющиеся жидкости: ацетон, бензин, метанол, тормозная жидкость и др.
4. Воспламеняющиеся твердые вещества: калий, натрий, кальций, фосфор и др.
5. Ядовитые и отравляющие вещества: бруцин, стрихнин, никотин, ртуть, антифриз, циклон и др.
6. Сжатые и сжиженные газы: бутан-пропан и др.
7. Едкие и коррозирующие вещества: кислота соляная, серная, азотная и др.
8. Все другие вещества, грузы и предметы, подпадающие под указанные выше признаки.
В случае обнаружения запрещенных предметов и веществ составляется протокол об административном правонарушении, производится изъятие таких предметов и веществ; в случае необходимости – личный досмотр пассажира. Правом налагать административные наказания за различные нарушения на территории аэропортов наделены руководители органов внутренних дел (статья 23.3 КоАП РФ) и органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (статья 23.42 КоАП РФ).
С учетом имеющегося опыта работы воздушного транспорта комплекс безопасности воздушных перевозок включает в себя:
– ограждение территории и служебных помещений, изоляцию их от территории общего пользования;
– поддержание пропускного и внутриобъектового режима;
– охрану воздушных судов;
– предполетный осмотр самолетов и вертолетов по перечню мест осмотра;
– досмотр ручной клади, багажа, грузов и личный досмотр пассажиров;
– поддержание высокого уровня бдительности личного состава милиции и работников аэрофлота.
Во взаимодействии с сотрудниками милиции на предприятиях авиатранспорта осуществляются следующие меры по повышению безопасности полетов:
– изоляция кабин пилотов от пассажирских салонов пуленепробиваемыми переборками и специальными запорами;
– установка в самолете специальных сигнализационных и переговорных устройств;
– вооружение на время полета членов экипажа табельным огнестрельным оружием и специальными средствами в дежурных частях линейных органов внутренних дел;
– обучение и тренировки летного состава действиям на пресечение правонарушений в полете и т. д.
Органы внутренних дел на водном транспорте.
Обеспечение безопасности работы водного транспорта тоже требует четкого соблюдения целого ряда норм и правил. При организации и осуществлении охраны общественного порядка на объектах водного транспорта следует учитывать целый ряд специфических условий.
Задачи по охране общественного порядка на объектах водного транспорта в ряде случаев совпадают с задачами на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, но есть и некоторые отличия.
На органы внутренних дел на водном транспорте возложено обеспечение следующих функций:
– обеспечение общественного порядка при проведении водноспортивных мероприятий и праздников на воде;
– предупреждение несчастных случаев и спасение людей, терпящих бедствие на воде;
– санитарно-профилактическая охрана отдельных закрытых водных бассейнов;
– содействие пограничным войскам в поддержании пограничного режима;
– оказание содействия органам рыбоохраны;
– оказание содействия подразделениям Государственной инспекции по маломерным судам;
– оказание содействия природоохранительным организациям.
Органы внутренних дел на водном транспорте для охраны общественного порядка на подведомственных объектах используют преимущественно патрульно-постовую службу. В организации этой деятельности принимают участие сотрудники милиции общественной безопасности, дежурные части и в ряде случаев оперативный состав. Расстановка сил и средств производится с учетом специфических особенностей водного транспорта.
К ним относятся:
– географическое положение обслуживаемой акватории;
– виды нарядов, профиль их работы и специализация;
– график движения судов;
– профиль водного пути;
– график стоянок и продолжительность отстоев судов;
– интенсивность грузоперевозок и пассажирских рейсов;
– сезонность работы, сроки навигации;
– планируемые перевозки грузов и т. д.
Вся работа также строится на основе взаимодействия с администрацией, общественными организациями, территориальными органами внутренних дел, государственными природоохранительными органами, пограничными и таможенными службами.
В результате постоянной напряженной работы, несмотря на небольшие штаты служб, сотрудники подразделений органов внутренних дел на водном транспорте вносят значительный вклад в дело борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на территории России и особенно в приграничных районах.
§3. Организация взаимодействия органов внутренних дел
на транспорте с территориальными органами внутренних дел
Органы внутренних дел на транспортевыполняют функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности во взаимодействии, прежде всего с администрацией транспортных ведомств, общественностью и с территориальными органами внутренних дел.
Взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами: законности, активности, непрерывности, целеустремленности, конспирации, комплексного использования сил и средств с учетом их предназначения и возможностей.
Взаимодействие обеспечивается: взаимным знанием возложенных законодательством задач, их уяснением и согласованием различных вариантов действий; систематическим уточнением содержания взаимодействия; организацией и поддержанием непрерывной связи и постоянной взаимной информацией об обстановке; созданием единой системы оповещения, опознавания и целеуказания; четко налаженными и постоянно поддерживаемыми контактами между руководителями, командирами и органами управления; постоянным контролем за соблюдением установленного порядка согласованных действий[116].
Организация управления взаимодействующими силами и средствами достигается созданием общей системы управления и поддержанием ее в постоянной готовности. Развитием в ходе совместных действий и тренировок, а также подготовкой и проведением мероприятий по обеспечению ее бесперебойной работы. Взаимное вхождение в систему связи при совместном выполнении оперативно-служебных задач.
Взаимодействие между органами внутренних дел на транспорте, администрациями транспортных объектов, общественностью и территориальными органами внутренних дел представляет в общем виде совместную деятельность по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, проведению профилактических мероприятий и пресечению правонарушений на транспорте.
Основу взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел составляет:
– совместное планирование комплексных операций и рейдов;
– разработка и проведение мероприятий по борьбе с хищениями грузов, кражами с различных объектов;
– обмен информацией, связанной с розыском преступников;
– совместная работа оперативных заслонов при проведении антинаркотических мероприятий типа операции «Мак»;
– совместное изучение причин и условий совершения характерных преступлений и разработка мер по их нейтрализации;
– проведение, в пределах своей компетенции, совместных мероприятий по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
– издание совместных информационных бюллетеней;
– проведение взаимных консультаций и т. д.
При этом взаимодействующие стороны принимают меры, обеспечивающие надежную защиту полученных друг от друга сведений и ограничение круга лиц, имеющих к ним доступ. Запрещается передавать такие сведения другим учреждениям, общественным и иным организациям и отдельным гражданам без разрешения стороны, представившей эти сведения.
Взаимодействие с территориальными органами внутренних дел складывается из взаимной информации, планирования и проведения совместных мероприятий. Подразделения органов внутренних дел на транспорте информируют территориальные органы внутренних дел об авариях, катастрофах, случаях пропажи (хищения, захвата) плавсредств, особенно быстроходных, а также автотранспортных средств. Сообщают о лицах, привлекаемых к ответственности за правонарушения, о выявленных преступных связях, о событиях и фактах, которые могут осложнить оперативную обстановку и других обстоятельствах, которые имеют определенное значение для охраны общественного порядка на обслуживаемой ими территории.
Подразделения территориальных органов внутренних дел уведомляют милицию на транспорте о лицах, совершивших правонарушения или готовящих преступление на его объектах.
Определяющая роль в организации взаимо