Понятие исправления осужденных, отбывающих наказания в ИУ.
Исправление – это устранение человеком отклонений в своем развитии, возвращение своего поведения к (правильной) норме.
Исправление (человека, осужденного) – это процесс качественного позитивного изменения личности осужденного в результате целенаправленной воспитательной деятельности, направленной на то, чтобы привить ему нравственные ценности, помочь избавиться от недостатков, отрицательных привычек, пороков характера в соответствии с правилами (требованиями), существующими в обществе.
Конкретные задачи исправления осужденных в ИУ должны ставиться сотрудниками соответствующих структур с учетом анализа обстановки, выявленных проблем, достигнутых результатов в данном виде деятельности за предыдущий период, происшедших изменений в законодательстве, уяснении новых приказов, требований-распоряжений, исходящих от руководства Федеральной службы исполнения наказаний и других факторов.
В чем же состоит суть процесса исправления, организуемого в исправительных учреждениях?
Перед каждым вступающим в самостоятельную жизнь человеком стоит проблема: усвоил ли он правила проживания в обществе?
Знает ли каждый, что только одобряемые в обществе формы поведения являются правильными?
А если кто-либо не соблюдает правила, то общество добивается того, чтобы он исправился, т.е. после принятия к нему мер, соблюдал общепринятые правила?
Взаимодействие индивида с реальностью можно представить шестью способами.
1. Приспособление к кому-то (обретение зависимости).
2. Противодействие реальности.
3. Болезненное противостояние реальности.
4. Уход от реальности.
5. Игнорирование реальности.
6. Приспособление к реальности.
Кратко рассмотрим только отдельные способы.
Следует отметить, что основная масса осужденных в местах лишения свободы (может быть это связано с диктатом криминальной субкультуры) строит свое поведение и взаимоотношения с окружающими таким образом, как это характерно для людей, имеющих зависимый тип.
Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости:
1) неспособность принимать решения без советов других;
2) готовность предоставить возможность другим принимать для него решения;
3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым;
4) затруднения начать любое дело самостоятельно;
5) готовность выполнять унизительные работы в надежде найти любовь окружающих;
6) плохая переносимость одиночества;
7) ощущение опустошенности, когда обрывается близкая связь;
8) охваченность страхом быть отвергнутым;
9) легкая ранимость, податливость малейшей критике.
В соответствии с концепцией Пезешкианасуществуют четыре вида бегства от реальности:
• бегство в тело,
• в работу,
• в контакты или одиночество,
• бегство в фантазии.
Проявления подобных «бегств» имеют место и в среде осужденных в местах лишения свободы. В такой же последовательности обозначим: часть осужденных, пользуясь случаем, решаются за казенный счет поправить свое здоровье и стараются все возможное получить от врачей исправительного учреждения; кто-то занимается тайно от администрации ИУ разукрашиванием своего тела татуировками; отдельные стараются не быть в отрядах и под любыми предлогами реализуют свое желание уйти на работу на производственный объект и готовы там находиться почти все время даже без выхода в жилую зону; имеются в отрядах лица, которые усиленно ведут переписку с кем бы то ни было или же наоборот такие, которые сразу же по прибытию в ИУ «сворачивают все свои прежние контакты и связи» и пребывают в таком состоянии до освобождения; также есть такая категория, которые начинают заниматься писательством, сочинительством, реализацией своих фантазий, которых несметное множество и все порой на одну или несколько тем; такие фантазии реализуются в попытках писать книги, стихи, картины, складывать выдуманные истории, апробируют себя в возможностях плести интриги на основе своих фантазий; имеется и проявляет себя такая категория, которая и в период пребывания в местах лишения свободы пытается реализовать свои корыстолюбивые начала: «нажить себе состояние за счет участиях в негласно проводимых играх «под интерес» и различных манипуляций с людьми, рядом пребывающими» - у отдельных это почти удается, у большей части – заканчивается весьма негативно.
Термин «исправить» означает – «освободиться от каких-нибудь недостатков, измениться к лучшему[1]».
Исправление предполагает замену отрицательных качеств, свойств социального объекта на положительные.
Исправительная функция тех структур (учреждений), которые ее имеют, предполагает применение для этого ряда определенных методов: информирования, убеждения, внушения, поощрения и принуждения. Здесь имеются еще и другие методы, которые имеют в своем распоряжении социальная педагогика, а также пенитенциарная педагогика – это, прежде всего, направленные на активизацию ресурсов личности, стимулирование и даже принуждение. Социальная психология и пенитенциарная психология несомненно ответят на вопрос: как организовать такую деятельность и воздействия на человека. Нам понятно, что есть два пути: первый – надо человека мотивировать на исправление - искоренение всего негативного в чертах личности и поведении, а также стимулирование на правопослушное поведение, второй - если он не желает на него встать, то необходимо применять к нему меры воздействия, исходя даже из того, что любое воспитание – принуждение. Следует заметить, что в международных документах отсутствуют нормы, предусматривающие возможность принуждения лиц, содержащихся в местах лишения свободы к исправлению, и говорится только о том, что осужденные в местах лишения свободы должны иметь возможность избирать применение к ним тех или иных исправительных (либо других – образовательных, трудовой адаптации) программ на добровольной основе. В первом случае предполагается - сознательное соблюдение объектом установленных в обществе правил поведения, во втором - соблюдение под страхом возможного применения новых, а возможно и более строгих мер принуждения. Но реально ли в современных условиях деятельности уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний создать такой процесс, в котором решалась бы эта двуединая задача в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания за совершенные ими преступления? Ответ лежит на поверхности: анализ деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, проведенный компетентными международными и внутренними структурами, показывает, что эффективность их деятельности низка. И такая оценка дается международными структурами подавляющему количеству пенитенциарных систем большинства стран, входящих в систему Организации Объединенных Наций.
В настоящее время, как и прежде, на вопрос о том: возможно ли вообще исправление преступников - имеет место наличие двух абсолютно противоположных взглядов (1-й – исправление невозможно, 2-й исправление возможно). Однако в связи с тем, что законодательно Россия уже обозначила свою приверженность теории исправления, будем следовать этому, т.к. все остальное относится к разряду теоретических предположений.
Тем не менее, беспокоит вопрос: созданы ли в настоящее время реальные условия для проведения исправления? Способны ли одни исправлять, готовы ли они к этому профессионально? Хотят ли лица, лишенные свободы, исправляться? Ответы на эти вопросы имеют значение для уяснения сути возможности организации исправления и ресоциализации осужденных.
А если реально посмотреть на возможности организации исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе в настоящее время. Чем мы располагаем? (Заметим, что данная точка зрения не бесспорна). Есть ли какие-либо недостатки в существующей современной системе организации исполнения наказаний в виде лишения свободы и без него? Может быть, у нас все хорошо или до определенной степени мы еще можем себе позволить совершенствовать эту исправительную деятельность в местах лишения свободы? Или уже о себе заявили определенные явления, которые либо необходимо использовать, либо от иных, существующих – придется отказаться. Или только наступает пора что-либо менять, но это придется делать несколько позже и когда? Мы же знаем, на сколько практически во многих странах пенитенциарная система консервативна, т.е. на частую смену законодательства, применение инновационных технологий – рассчитывать не приходится. И современную ситуацию в УИС России необходимо однозначно расценивать, как определенный прорыв для проведения мероприятий, связанных с совершенствованием ее деятельности. Однако пока с количественными показателями общей и рецидивной преступности справиться не совсем удается. При этом с определенной долей оптимизма многие государственные деятели и сотрудники правоохранительных структур считают, что ситуацию к лучшему у нас можно изменить.
Для надлежащей организации исправительно-воспитательного процесса лицам, его организующим, необходимо уяснить сущность исправления осужденных.
Теория исправления основана на принципе исправимости личности. Согласно этому принципу личность представляет собой относительно устойчивый набор определенных качеств, целостную динамическую систему, постоянно развивающуюся, совершенствующуюся, в которой отдельные психические образования и качества изменяются, преобразуются. Исправление было бы невозможным, если бы личность не обладала бы изменчивостью. Под этим понимается способность человека перестраиваться под влиянием внешних и внутренних условий. Исправление осужденных требует усилий и связано с преодолением использования ими различных «защитных» психологических механизмов, инертности их психики, изменением привычек, взглядов, черт характера и сложившихся форм поведения. Процесс замены старого типа поведения и выработки нового может быть болезненным и сопровождаться внутренними конфликтами. Его иногда называют процессом систематического преодоления противоречий, возникающих между личностью и средой, а также происходящих внутри личности. Процесс обновления личности может происходить у разных людей не одинаково по времени и по прочности. И здесь трудно отрицать значение проведения систематических упражнений в ведении нового образа жизни.Исправление будет считаться законченным, если новый способ поведения укрепится на столько, что станет естественным. В итоге, можно считать, что изменение поведения правонарушителей возможно при надлежащей организации процесса исправления их личности.
Как известно для обеспечения исправления необходимо применять, прежде всего, определенные средства воздействия. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (п.2 статья 9) обозначено, что «основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие». Однако, поиск средств, которые можно использовать для обеспечения наибольшей эффективности исправления и ресоциализации осужденных не прекращался никогда, хотя в научной литературе встречаются суждения отдельных ученых о достаточности предусмотренных законодательством средств для достижения цели исправления лиц, лишенных свободы. И здесь уместно подвести итог, что в понятие «исправления осужденных» входит -устранение человеком отклонений в своем развитии, возвращении его к норме, усложненный процесс воспитания, то есть не просто вначале устранение отрицательных, а затем формирование положительных свойств личности. Оба этих процесса происходят одновременно.
Ресоциализация – повторный процесс усвоения человеком норм, которые он не усвоил в период первичной социализации, а также новых норм, знаний, навыков проживания в обществе, а также устранение недостатков развития личности (Ресоциализация – повторная социализация).
Исходя из 2-х этих формулировок явствует, чтоисправление соотносится к процессу ресоциализации как часть к целому и является понятием более узким, чем ресоциализация.
На наш взгляд с оговорками можно согласиться с формулировкой понятия «исправление», данном в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Здесь оно определяется так: «исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения» (п.1 ст.9 УИК РФ). По-видимому, процесс «устранения негативных черт личности» поглотился термином «формирование» и далее по тексту.
Кроме уяснения понятия исправления следует также рассмотреть, хотя бы поверхностно и кратко воздействие каждого предусмотренного средства исправления осужденных в исправительном учреждении в современных условиях.