Тема. Российское государство и право в период Нового времени (к. ХVII - нач. ХХ вв.)

К концу XVII в. в России стала складываться абсолютная монархия, для которой было характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности, а также наличие сильного и разветвленного профессионального бюрократического аппара­та, сильной постоянной армии, а также ликвидации всех сословно-представительных органов и учреждений. Российская абсолютная монархия имела ряд особенностей в отличие от монархии в Европе, которые заключались в том, что абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества, в его опоре на крепостное дворянство.

В области экономической идеологии господствующей стала идеология ориентиру­ющая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление и бережливость.

Крестьянские повинности не регламентировались законом, этот факт усиливал произвол помещиков. Государственные крестьяне имели право перехода в иные со­словия, менять место жительства, зачастую освобождались от налогов. Частновла­дельческие крестьяне составляли к концу XVIII века большинство крестьянского населения. Однако многочисленной была группа и помещичьих крестьян. Указом 1769 г. подчеркивалось, что земли, на которых проживали владельческие крестья­не, принадлежат владельцам этих крестьян. Большое число крепостных крестьян были дворовыми людьми помещика, находясь на содержании общины. Помещики могли перемещать крестьян из одного состояния в другое (из дворовых в пашен­ные), из одного селения в другое — для этого, начиная с 1775 г. требовалась подача заявления в верхний земской суд и уплата подати за год. Только помещики разре­шали браки крепостных, а вышедшие замуж без разрешения помещика, считались беглыми. На покупку женихов из других вотчин были отпущены определенные сум­мы. Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещи­ка. Имевший лавку или завод уплачивал помещику поземельный сбор. Крестьянс­кое имущество наследовалось только по мужской линии и только по согласованию с помещиком. На имя помещика крестьяне могли приобретать населенные земли. В 1721 г. был издан указ, который разрешал купцам и заводчикам приобретать насе­ленные деревни, чтобы обеспечить рабочими руками вновь созданные предприя­тия. С 1722 г. уже разрешается приписка к фабрикам и заводам работающих на них беглых и пришлых людей. С 1736 г. к предприятиям навечно приписывались рабо­тавшие на них мастера, а их владельцам выплачивалась компенсация. С 1743 г. к приписным приравнивались незаконнорожденные и разночинцы.

Процесс дальнейшего закрепощения крестьянства продолжался в интересах дво­рянства, в виду того, что земельная собственность оставалась экономической осно­вой существования дворянского сословия.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии с одной стороны и усиление крепостнической системы с другой стороны разрушили систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим клас­сом, захватившим в центре почти все места в государственном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Аналогичные позиции дворянство имело и в городах.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о еди­ноначалии 1714 г. и в дальнейшем, Табелем о рангах 1722 г. Их принятие свидетель­ствовало о ряде новых обстоятельств:

1)профессиональные качества и личная преданность становятся определяющим для продвижения по службе,

2)устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, свой титул он мог передавать по наследству, таким образом принцип выслуги подчинял принцип аристократический,

3)после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели весьма важный чин,

4)часто обучение дворянских детей осуществлялось в принудительном порядке, а за уклонение от учебы налагались взыскания. От уровня подготовки дворянских детей зависели многие их личные права (например, право на вступление в брак).

Усиление административной централизации выразилось в мерах организаци­онного и финансового характера, в 1679 г. была проведена, новая перепись земель и дворов, в 1679 г. введено подворное обложение и упорядочено взимание налогов.

В 1711 г. во время нахождения Петра I в военном походе был образован чрез­вычайный орган — Сенат, в компетенцию которого входили судебная и организацион­но-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль а также внешнетор­говые и кредитные полномочия. Все издаваемые указы должны собственноручно подписываться всеми членами Сената, с 1714 г. изменился порядок принятия реше­ний в Сенате, вместо единогласного достаточно было простое большинство голосов. Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, а сами заседания протоколиро­вались. С 1712 г. была восстановлена при Сенате Расправная палата, которая рас­сматривала дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстан­ции. За деятельностью самого Сената в 1715г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого позднее сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора, которым были подчинены прокуроры при коллегиях.

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из чис­ла дворового и посадского населения, а также владельческих крестьян были сформи­рованы два полка. К 1705 г. было собрано двадцать семь полков. Управление армией осуществлял Разрядный приказ и Приказ военных дел, обеспечение армии осуществ­ляли генерал-комиссары. Централизация армии была завершена созданием Военной коллегии (1719 г.) и Адмиралтейства (1718 г.) В 1720 г. был принят Морской устав.

Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона, сами за­конодательные акты издавались или монархом, или от имени Сената. Все учрежде­ния империи должны были исполнять указы и постановления монарха. Монарх ут­верждал все основные должности, производство в чины, стоял во главе орденской и наградной системы империи. Кроме того, монарх являлся верховным судьей и источ­ником всей судебной власти и мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов. Решения монарха отменяли любые другие решения, ему принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров. Для решения любых дел, не урегулированных законодательством и судебной практикой, достаточно было только воли монарха. Царь был также и верховным главнокоман­дующим армии, ведал формированием полков, устанавливал порядок и план боевых действий. Что же касается вопросов церковной власти, то монарх также превратился в юридического главу церкви, т. к. решал все вопросы организации церкви и назна­чал иерархов. Таким образом, церковь потеряла свою роль идеологической оппози­ции светским властям, т. к. любые решения монарха не подвергались сомнению.

После смерти Петра I роль Сената в Государственной жизни России стала сни­жаться, но с 1744 г. его деятельность вновь оживилась, была восстановлена долж­ность генерал-прокурора. С 1763 г. Сенат превращается в высшее административ­но-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов, которые ведали: госу­дарственными финансами и секретным делопроизводством, судебными делами, де­лами провинций, военными делами, местной администрацией, местными судами.

С 1801 г. Сенат окончательно превращается в высшую судебную инстанцию. С се­редины XVIII в. надзор за печатью осуществляли Сенат и коллегия, с 1785 г. назнача­ются цензоры, а с 1790 г. обязанности по цензуре возлагаются на Управы благочи­ния. Городские тюрьмы находились в ведении полицейских органов, с 1775 г. стали создаваться смирительные дома, где содержались лица, подвергнутые заключению в административном, но не судебном порядке. Для содержания неимущих (мелких воров, бродяг и беспризорников) были созданы работные дома, включенные в сис­тему мануфактурных и иных государственных производств.

Основным источником права в период становления абсолютной монархии про­должало оставаться Соборное Уложение 1649 г., правовая сила которого неоднок­ратно подтверждалась указами. Письменное оформление законов и их публикации становятся обязательными, впервые была сделана ссылка на то, что закон обратной силы не имеет и была подчеркнута неукоснительность его исполнения.

Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего монарху, стала по­степенно распространяться на центральные государственные учреждения и специаль­ные комиссии. Публикация и толкование законов возлагались на Сенат, который предлагал свое толкование императору, принимавшему окончательное решение.

В 1730 г. была создана кодификационная комиссия Сената, результатами ее ра­боты стали:

—утверждение в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства. Каждый артикул описывал отдельный вид правона­рушения и назначал определенную санкцию,

—утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охва­тывал всю сферу нового административного законодательства, устанавливая при этом, состав и категории служащих и нормы административной деятельности,

—кодификация норм частного права обобщала судебную практику, дополняла и изменяла предшествующее законодательство о наследовании. Время вступления нормативного акта в силу, как правило, не устанавливалось. Сфера действия пра­вового акта зависела от его формы. Уставы издавались для определенного ведом­ства (воинский. Морской) или для регулирования определенной отрасли права.

Преступления подразделялись на умышленные, неосторожные и случайные. За­конодатель обращал внимание на степень случайности, выделив субъективную сто­рону преступления, законодатель не отказался от принципа объективного вмене­ния, зачастую неосторожные действия наказывались так же, как и умышленные, для суда мотив преступления значения не имел. Вместе с преступником несли ответствен­ность его родственники, преступления не совершавшие. Ответственность снималась или смягчалась в зависимости от ряда объективных обстоятельств. Так к смя­гчающим обстоятельствам закон относил состояние аффекта (внезапно возникшее волнение), служебное рвение, в пылу которого было совершено преступление, а так­же неведение и давность. Отягчающими обстоятельствами закон впервые признал состояние опьянения, которое ранее расценивал, как смягчающее обстоятельство. Впервые законодателем было введено понятие крайней необходимости (кража в результате тяжелого стечения обстоятельств) и необходимой обороны. Преступле­ние делилось на стадии его совершения, к которым законодатель относил покуше­ние на преступление и законченное преступление. Покушение на преступление мог­ло быть оконченным и неоконченным, закон предусматривал добровольный отказ от совершения преступления (отказ от дуэли, сошедшим к барьеру дуэлянтам).

К примеру, все государственные преступления разбирались в Тайной канцеля­рии и Преображенском приказе. Смертной казни подлежали недоносители, знав­шие о готовящемся преступлении и т. п.

Закон запрещал азартные игры, была установлена практика конфискации всех денег, задействованных в игре, и наложение штрафов на игроков. Уголовное нака­зание стало применяться за пьянство, было запрещено нищенство, нищие посыла­лись в монастыри, а подающие милостыню подвергались штрафу.

Уклоняющиеся от службы или вербовки наказывались ссылкой на галеры или на каторгу, их укрыватели — конфискацией имущества, которое могло быть пере­дано доносчикам. Жестоко наказывалось дезертирство, беглых ссылали на галеры, перебежчиков и невозвращенцев из плена подвергали смертной казни. Строго нака­зывалось неисполнение приказу неуважительное отношение к указам и судьям. Вме­сте с тем, офицерам под угрозой наказания запрещалось использовать солдат и мат­росов на работах, не относящихся к их службе.

В разряд преступлений против жизни закон относил самоубийство, так неудач­но покушавшийся на самоубийство после его спасения, приговаривался к смертной казни, также действовал закон и в отношении дуэлянтов, оставшиеся в живых дуэ­лянты наказывались повешением, а тела погибших на дуэли подвергались надруга­тельству. Вызов на дуэль наказывался весьма мягко — конфискацией имущества.

Из имущественных преступлений наиболее тяжелыми были разбой, причем уча­стниками этого преступления считались как сами разбойники, так и укрыватели, недоносители и пособники. Впервые именно в этот период грабеж был окончатель­но отделен от разбоя по степени опасности для жизни потерпевших.

Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, сочетающееся с публичностью, т. к. казнь всегда производилась на людном месте и зачастую пре­вращалась в своего рода спектакль. Таким образом, исполнение наказания явля­лось частью ритуала по осуществлению государственной власти. Наказание и его применение характеризовалось некоторыми особенностями:

—отсутствием индивидуализации, когда вместе с преступником подлежали на­казанию и его родственники,

—неопределенностью формулировок, усиливающих в приговоре состояние страха,

—отсутствием формального равенства перед законом, подразумевалась разная ответственность за одно и то же преступление для представителей разных сословий.

Смертная казнь была предусмотрена в 122 случаях и подразделялась на про­стую и квалифицированную.

К простой смертной казни относились отсечение головы, повешение и расстрел. К квалифицированным видам казни было отнесено четвертование, колесование, закапывание в землю заживо.

С 1720 г. при надворных судах были учреждены должности прокуроров, кото­рые следили за правильностью судопроизводства. В отдаленных от провинциаль­ных центров городах воевода назначал судебного комиссара получавшего право рассматривать незначительные уголовные дела и гражданские. Апелляционной ин­станцией для провинциальных судов оставались надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь. Одновременно образовывались суды военные, рассматривающие наиболее важные дела, связанные с государственными и воинскими преступлениями. Военные суда были органом коллегиальным, при каждом из них состоял аудитор, который на­блюдал за законностью правосудия.

Таким образом, новыми чертами организационной системы суда стали:

—коллегиальность,

—попытки отделить судебную систему от административной,

—учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учреж­денных органов-прокуроров и аудиторов,

—совмещение гражданской и военной юстиции. Судебный процесс подразде­лялся на три части:

1)формальное оповещение о начале процесса и заслушивание показаний ответчика,

2)разбирательство и прения,

3)вынесение приговора и его исполнение.

Закон допускал отвод судей при: наличии определенных оснований, например, между судьей и стороной прогресса сложились неприязненные отношения или дол­говые обязательства.

Свидетелей допрашивал только судья и только в суде, что же касается знатных особ, то им было разрешено давать показания у себя дома.

Дача ложных показаний наказывалась отсечением пальцев руки, если судья счи­тал необходимым, то для выяснения обстоятельств дела к свидетелям могли приме­нять во время допроса пытку.

Специальным видом доказательств являлось принесение присяги, когда другим способом доказать обвинение было невозможно. Принесший присягу ответчик счи­тался оправданным, а отказавшийся принести присягу, признавался виновным. Та­ким образом, присяга переводила процесс за рамки рассмотрения юридических воп­росов в область этических и религиозных норм.

Приговор составлялся только в письменном виде и подписывался всеми члена­ми суда, президентом и аудитором. Секретарь в присутствии сторон зачитывал при­говор, в котором излагалась суть дела и основания для вынесения решения. Приго­воры, где применялась пытка, утверждались высшим чиновником (фельдмаршалом или генералом), которые могли изменить меру наказания.

На приговор низшего суда можно было жаловаться только в высший суд, кото­рый заново рассматривал дело в апелляционном порядке. Только после этого при­говор приводился в исполнение.

Гражданское право в значительной степени было заимствовано из западноев­ропейского, поэтому более определенно начинает прослеживаться индивидуализа­ция частных имущественных и обязательственных прав. Начинают формироваться следующие виды договоров:

—договор подряда стал дополняться договором поставки, заказчиком в котором выступало государство, его органы или крупные частные и смешанные компании. При нарушении договора вместе с имущественными санкциями стали применяться уголовно-правовые и административные (тюремное заключение, телесные наказания),

—договор личного найма заключался для выполнения работ на дому, земле, в промыслах, цехах, на мануфактурах и в торговых предприятиях,

—договор имущественного найма, который включал операции с недвижимым имуществом и движимым. При этом выдавалось свидетельство, указывающее срок пользования и наемную плату, которые были определены соглашением,

—договор купли-продажи, обязательными условиями которого были предмет, цена и качество предмета. Кроме того, продавец должен был гарантировать поку­пателю защиту от притязаний на покупку со стороны третьих лиц, была предусмот­рена купля-продажа с рассрочкой платежа, выплатой аванса или предоплаты,

—договор поклажи, он являлся реальным и считался заключенным с момента пе­редачи вещи на хранение, именно с этого момента возникала ответственность хранителя,

—договор займа часто был связан с залогом, где гарантией уплаты долга ста­новился заклад земли или движимого имущества. Неплатежный должник мог быть подвергнут уголовному или административному наказанию, злостная неуплата дол­га приравнивалась к воровству.

Что касается семейных взаимоотношений, то на вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся, а для военнослужащих и начальства, кроме того для вступающих в брак дворян было необходимо знание арифметики и геометрии. Для крестьян требовалось разрешение господ. Кроме того, по закону требовалось свободное согласие брачующихся, что должно быть подтверждено актом, запреща­ющим принудительные браки.

Признавался только церковный брак, с 1721 г. разрешено заключать смешан­ные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами), брак с иновер­цами запрещался. При несогласной жизни супругов практиковалось их временное раз­лучение, сопровождающееся отсылкой в монастырь. Власть мужа декларировалась, он мог наказывать жену, она следовала с ним повсюду, правовое положение жены определялось статусом мужа. В отношении детей родители пользовались почти такой же властью как и раньше, их можно было наказывать, отправлять в монастырь и отда­вать в работу на срок по найму. По закону отец должен был содержать своих незакон­норожденных детей, но в то же время не имели имущественных прав и не могли пре­тендовать на участие в наследовании по закону и на имущество их отца при жизни.

Соблюдение законов объявлялось важнейшей задачей всех органов власти и управления, а также должностных и частных лиц.

В XVIII в. изменилась социальная и экономическая структуры общества, форми­ровалась новая идеология, в рамках которой монарх рассматривался не просто как «отец нации», а как блюститель законности, в официальную идеологию начинают проникать идеи всесословного характера власти. Это нашло свое отражение в том, что права и обязанности каждого сословия были регламентированы. Дворянство ос­тавалось правящим сословием. В 1776 г. дворянство получает существенную льго­ту — на шесть лет отменяются пошлины на вывоз хлеба из их хозяйства, а уже в 1787 г. дворянству разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. По указу 1760 г. дворяне получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь, в 1765 г. им пре­доставлялось право отдавать крестьян на каторжные работы. Заключительным ак­том правового и привилегированного оформления дворянского сословия стала Жа­лованная грамота дворянству (1785 г.). В правовом положении сословие субъекта оп­ределяло его права и обязанности, главенствующее положение в этой системе было отведено дворянству, дворяне располагали личными правами на герб и титул, они не подвергались аресту, если на то не было оснований и доказательств или решения суда. Без решения суда их нельзя было признать виновными, кроме того, дворяне освобож­дались от телесных наказаний. В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещенную законом. В сфере наследствен­ного права дворянство получало полную свободу. Кроме того, дворяне имели существенные привилегии при приеме на государственную службу и увольнении с нее.

Правовой статус крестьянского сословия был производным от прав дворянства, последнему были предоставлены все права над крестьянами за исключением пыток и наказания кнутом.

Купцы освобождались от прямых податей и имели право судиться в особом ку­печеском суде.

Монархическая форма правления признавалась неизменной и единственно воз­можной для России.

Накануне реформы территория России была разделена на губернии, провинции и уезды. Такое деление осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. В основу де­ления был положен количественный принцип — это численность населения. Во гла­ве губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Финансовые и налоговые вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохра­нения и образования ведал приказ общественного прозрения. Надзор за законнос­тью осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. Руководство не­сколькими губерниями осуществлял ганерал-губернатор. Реформа 1775 г. усилила власть губернатора, упрочила положение административного аппарата на местах.

Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого, уездный судья и два заседателя избирались дворянством на три года. Апелляционной ин­станцией для уездных судов стал верховный земский суд, состоявший из двух депар­таментов — по уголовным и гражданским судам.

Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магис­тратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседате­лей, избираемых из состава горожан. Государственные крестьяне судились в уезд­ной нижней расправе, где уголовные и гражданские дела рассматривались назнача­емыми властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы ста­ла верховная расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

Сенат продолжал оставаться высшим органом для судов всей системы.

Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами, полицейс­кое воздействие охватывало нарушение общественного порядка при богослужении, крестьянском ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулач­ные бои и т. п. Кроме того, полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, продуктов, наблюдала за поряд­ком торговли в городе и санитарным состоянием. В обязанности полиции входили организация городской стражи, борьба с бродяжничеством и грабителями, пожар­ными, нарушителями спокойствия и тайными сборищами, на полицию также во­злагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, орга­низацией праздников и налогообложением.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, являю­щаяся коллегиальным органом, в который входили полицмейстер обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел выборные от граждан рат­маны-советники. Руководство полицией возлагалось на губернские власти, само губернское правление решало вопросы о назначении или смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

В своей деятельности полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции, по политическим преступле­ниям полиция следствия не проводила — это являлось компетенцией других органов. Полиция могла применять следующие виды наказаний: штраф, запрещение определен­ной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

Процесс консолидации дворянства был завершен «Жалованной грамотой дво­рянства» 1785 г., которая состояла из вводного манифеста и четырех разделов, в ней устанавливались принципы организации местного дворянства, личные права дво­рян и порядок составления родословных дворянских книг. Дворянское звание рас­сматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное и распространя­лось на всех членов семьи дворянина. Основаниями для лишения дворянского зва­ния являлись уголовные преступления, в которых отражалось моральное падение преступника. «Жалованная грамота» закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельнос­ти. Единый правовой статус городского населения основывался на признании горо­да особой организованной территорией. Принадлежность к мещанскому сословию была основана в «Жалованной грамоте» на трудолюбии конкретного лица. Лише­ние же мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина с перечислением полного перечня противоправных деяний. Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу. К имущественным правам мещанства относилось право собственности на принад­лежащее имущество, право владения промышленными предприятиями, промысла­ми, право на ведение торговли.

В городе создавалась общая городская Дума, в которую входили избранные городской голова и гласные по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города. Общая городская Дума образовывала свой ис­полнительный орган — шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседа­ниях которой участвовали один представитель от каждой категории. В компетен­цию городской Думы входило обеспечение в городе тишины, согласия и благочи­ния, а также наблюдение за городским строительством.

В 1785 г. был разработан проект сословной грамоты «Сельского положения», в которой были закреплены права государственных крестьян, к которым были отне­сены право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость, за исключением деревень, заводов и крестьян, право отказываться от уплаты незаконных податей, право заниматься зем­леделием, промыслами и торговлей. Данный проект не стал в дальнейшем законом, но государственная и правовая политика в отношении крестьянства вполне ясно были определены. Право наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены.

Государственные крестьяне и свободные крестьяне имели право на защиту в суде и на полное владение, но не распоряжение предоставленными землями, на полную собственность в движимом имуществе.

Свободными людьми были казаки, они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели право на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крестьянами), торговать товарами собствен­ного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, а их дома — от постоя.

В 1803 г. был принят «Указ о вольных хлебопашцах», по которому помещики получали право отпускать своих крестьян на волю за установленную самими поме­щиками выкуп. Мерой, направленной на изменение крепостнических отношений, стала организация военных поселений, в которых с 1816г. стали размещаться госу­дарственные крестьяне. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством, отдавая половину урожая государству и нести военную службу. Им запрещалось уходить на заработки, торговать, их жизнь была регламентирована Воинским уста­вом. Эта мера не могла дать свободных рабочих рук для развития промышленнос­ти, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве которые будут использованы государством несколько позже.

В городах одновременно с сословием мещан стала формироваться социальная группа «рабочих людей».

В первой половине XIX в. император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. С 1810 г. в качестве высшего законосове­щательного органа, разрабатывающего законопроекты, утвержденные императо­ром, был создан Государственный совет, председателем которого стал император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Го­сударственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты — законы

и уставы. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей правовой системы к единообразию. Все делопроизводство Государственного сове­та было сосредоточено в канцелярии, которой руководил государственный секретарь. Канцелярия состояла из шести отделений:

—первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, го­товило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников,

—второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обоб­щение юридической практики,

—третье отделение состояло из восьми отделений и было создано для руковод­ства борьбой с государственными преступлениями,

—четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и жен­скими учебными заведениями,

—пятое отделение было специально создано для подготовки проекта реформыпо управлению государственными крестьянами,

—шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к уп­равлению территорией Кавказа.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земской суд, губернский магистрат и верхняя расправа. С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривающие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. п. Дей­ствовали другие ведомственные суды — военные, морские, лесные, горные, путей сообщения, ведомственные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции. Вся судебная система строилась на сословных началах.

В 1721 г. была создана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. В первой половине XVIII в. определилось право­вое положение императора в церковной системе:

—император стал источником и носителем высшей власти в православной цер­кви, власть церкви стала производной от государственной власти,

—император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного за­конодательства,

—Святейший Синод стал органом распорядительной власти императора, цер­ковная организация стала частью государственного аппарата. Как и государствен­ная, власть монарха была поставлена над церковью.

В брачно-семейных отношениях православные получили определенные приви­легии, допускались браки с лютеранами, но дети от этого брака могли быть креще­ны только в православии. Все незаконнорожденные от православных детей счита­лись православными.

С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1799 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц. В 1817 г. создается Министер­ство духовных дел и народного просвещения, которому передавались администра­тивные функции Синода, устанавливали контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел, но в 1824 г. министерство было ликвидировано. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными од­ному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам, т. о. государство стреми­лось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления, сопровождались кодификацией действующего права. Основные направления рабо­ты были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II, комиссии поручалось составить общие государственные законы действующие на территории всей России. Первоочередной стала задача кодификации законов о судоустройстве и судопроизводстве. Затем следовало приступить к составлению местных законов для частной империи, где не действуют общие законы. Новое Уложение предпола­галось раз делить на шесть частей:

1)законы, определяющие правовой статус императора, его отношения к пра­вительственным органам и подданным,

2)действие законов в пространстве, времени, по кругу лиц, принципы толкования закона, перечень санкций и т. п.

3)общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обяза­тельствам, владению и собственности,

4)уголовные законы,

5)способы приведения законов в исполнение, законы о трудоустройстве и судо­производстве,

6)местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в отдель­ных регионах страны.

В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс, в нем был сохранен сословный подход к квалификации наказания и определению санкций в соответствии с уста­новленными привилегиями. Субъективная сторона преступления подразделялась на:

1)умысел (с заранее обдуманным намерением и внезапным побуждением),

2)неосторожность.

Система наказаний включала в себя наказания уголовные и исправительные. К уго­ловным наказания, относились такие, как лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и каторга, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. К исправительным наказаниям относились ли­шение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправи­тельные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ. Сами наказания подраз­делялись на главные, состоявшие из одиннадцати родов наказаний, и дополнитель­ные, которые следовали за главными (покаяние, конфискация, отдача под надзор полиции, запрещение промысла). Эти наказания были дополнены наказаниями осо­бенными, к которым относились исключение со службы, отстранение от должнос­ти, вычет из жалования и т. п.

Вся система преступлений была разделена на двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Одними из важнейших были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имуще­ственные, против благочиния, законов о состоянии против жизни и здоровья, сво­боды, чести и достоинства частных лиц, а также семьи и собственности.

Кодифицированное и систематизированное "Полное собрание законов Российской империи". Это приводит к тому, что законы, ранее запутанные и противоречивые, стали общеизвестными, что сокращает произвол бюрократии, которая наживалась на неизвестности законов, и подталкивает развитие отечественной юридической науки.

Но проблема была не только в состоянии законов, но и в самой судебной системе, суд был несостоятелен и неэффе<

Наши рекомендации