Особенности правового статуса транснациональных корпораций (ТНК).
От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора, межведомственного соглашения или законодательства двух и более государств. Особенности правового положения международных юридических лиц определяются в основном в соответствии с международным коммерческим правом. Такие компании представляют собой транснациональные объединения, и их личным законом не может быть право одного государства. Как правило, личный закон и личный статут международных юридических лиц установлены в соответствующем международном соглашении. К международным юридическим лицам относятся прежде всего международные организации.
Транснациональный характер имеют не только международные юридические лица, но и транснациональные корпорации, международные монополии, союзы предпринимателей через границы, картели и синдикаты, компании европейского права. Понятие и правовое положение таких объединений вызывает серьезные проблемы. Особые сложности связаны с определением личного закона транснациональных корпораций (ТНК). ТНК представляют собой сложнейшую многоступенчатую вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (держательские, акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), внучатые производственные компании (юридические лица третьих стран), правнучатые холдинговые компании (юридические лица «четвертых» стран) и т.д.
С правовой точки зрения ТНК является конгломератом юридических лиц различной национальности, управляемых из единого центра (головная корпорация) при помощи холдинговых компаний. Характерная особенность ТНК — несоответствие экономического содержания юридической форме: производственное единство оформлено юридической множественностью. В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, корпорация «Майкрософт»).
Специфическим видом транснациональных компаний являются офшорные компании, в массовом масштабе создаваемые в специальных офшорных зонах. Офшорная зона — это страна или территория, национальное законодательство которой предусматривает возможность регистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление им льготного режима налогообложения. Офшорные зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Кроме того, в государстве регистрации офшорные компании уплачивают регистрационный сбор и ежегодные пошлины (как правило, 3 — 5% от прибыли).
Смысл регистрации компании в офшорной зоне — уход от налогообложения в «родном» государстве (стране действительного происхождения компании). Кроме того, большинство офшорных зон обеспечивает абсолютную конфиденциальность в отношении сведений о владельцах офшорных компаний и их доходах, в результате чего налоговые и правоохранительные органы других государств не имеют возможности проследить движение капиталов действующих на их территории компаний. Одними из основных признаков офшора являются, с одной стороны, абсолютный запрет для иностранных компаний на привлечение местного капитала и ведение хозяйственной деятельности в государстве регистрации, а с другой — обязательное привлечение местного населения к управлению такими компаниями и использование услуг местных юридических (регистрационных) фирм.
Промышленно развитые страны достаточно негативно относятся к практике использования офшорных центров их национальными компаниями. В целяхужесточения контроля за движением капиталов через границы и ограничения количества офшорных компаний во многих странах принято антиофшорное законодательство (США, Великобритания, Франция). В рамках Европейского союза в обязательном порядке проверяются все сделки с компаниями из офшорных зон и все отчисления в адрес офшорных компаний облагаются дополнительным налогом «у источника».
Процесс борьбы с офшорами начался в середине 80-х годов XX в. В России принят Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Одной из основных причин борьбы с офшорами является использование их для отмывания криминального капитала. Привлекательность офшоров для нелегального бизнеса обусловлена льготным налоговым режимом и абсолютной степенью конфиденциальности в отношении капиталов, вывозимых из других государств. Кроме того, в большинстве офшоров не требуется предоставления никаких документов о происхождении капиталов.
Борьба с отмыванием преступных капиталов в офшорах ведется на международном уровне с использованием механизма международных организаций — Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Офшорные юрисдикции поделены на «респектабельные » (имеющие законодательство о борьбе с отмыванием «грязных денег» и не допускающие на свою территорию «сомни- тельные компании» — Багамские острова, Сингапур, Люксембург, Гонконг, Швейцария) и «нереспектабельные» (отсутствует законодательство о борьбе с отмыванием денег — острова Джерси, Гернси, Мэн, Либерия).
В 2001 г. ФАТФ составила «черный» список стран, не оказывающих содействия в проведении международных расследований дел об отмывании денег. На 27 февраля 2004 г. в этот список входят: Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, острова Кука, Филиппины. Россия была исключена из этого списка в октябре 2002 г.