Кодификация римского права. свод законов юстиниана.

Кодификация РЧП – это процесс с-матизации основных источников РЧП в период империи.

Причины кодификации:

1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права.

2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты.

3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента путём искусно подобранных цитат из источников, что повлекло за собой ослабление юридического творчества, юр. техники. Конституции императоров, составлявшиеся императорскими чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью изложения и пробелами. Поэтому потребность в упорядочении многочисленных правовых норм становилась всё более актуальной.

Основной целью кодификации была "очистка" римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю.

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

- Институции – элементарные учебники римского права.

- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

- Кодекс – собрание императорских конституций;

- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический хар-р–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.

Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный хар-р. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).

Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем нес-матизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

После выхода в свет кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась – все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», с-матизированные уже после смерти Юстиниана.

Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina – в VI–VII вв., остальные – в VIII–XI вв.


Наши рекомендации