Психологические особенности допроса несовершеннолетних

Задача 91

Несовершеннолетний Л. вместе с другими подростками после распития спиртных напитков совершил злостное хулиганство, избив нескольких граждан. Допрашивал его работник дознания в кабинете участковых уполномоченных, где было многолюдно, дверь беспрестанно открывалась и закрывалась. Допрос начался сразу по эпизодам совершенного преступления. Л. не признавался в хулиганстве. Тогда работник дознания предложил ему собственноручно написать объяснение, а сам время от времени выходил из кабинета. Допрос, который длился несколько часов, ничего не дал.

Следователь, принявший дело к производству, организовал допрос Л. так, чтобы тот не отвлекался. Допрос, проходивший в форме беседы, начался с выяснения анкетных данных. Л. было разъяснено, что он должен говорить правду, а затем следователь заговорил о жизни подростка, о его родителях, материальных условиях, о круге его интересов. Л. охотно рассказал о себе, о своей жизни, об отце, который часто выпивает и от которого он научился этому, хотя и понимает, что так делать нехорошо, о книгах, которые прочитал. Затем он дал показания обо всех эпизодах совершенного преступления[80].

Проанализируйте взаимосвязь обстановки допроса и коммуникативной активности Л.

Задача 92

Александр К. был привлечен к уголовной ответственности вместе с двумя другими несовершеннолетними за совершение ограблений. Следователь запланировал вызвать для участия в допросе отца обвиняемого. Однако еще до того, как тот должен был явиться, следователь в ходе допроса свидетеля выяснил, что брак родителей Александра расторгнут. Подросток периодически проживает то с отцом, то с матерью и отчимом. Отец Александра, в прошлом судимый за убийство, систематически пьянствует, и неоднократно приобщал к выпивке сына. Кроме того, между Александром и матерью сложились ненормальные отношения в связи с тем, что он отказывается постоянно проживать в новой семье и периодически уходит психологические особенности допроса несовершеннолетних - student2.ru
к отцу, на почве чего между матерью и сыном происходят крупные ссоры. И еще одно немаловажное обстоятельство было выяснено при подготовке к допросу несовершеннолетнего. Александр с уважением относился к отчиму, рабочему машиностроительного предприятия. Отчим желал дать хорошее воспитание Александру, стремился воспитать его честным, правдивым, трудолюбивым. Было ясно, что если бы не поведение отца Александра, последний, возможно, не совершил бы преступления.

Основываясь на этих обстоятельствах, следователь принял решение привлечь к участию в допросе Александра не его отца, а отчима, полагая, что участие отчима обеспечит необходимый психологический контакт между участниками допроса, и будет способствовать успешному его проведению.

Оцените правильность принятого следователем решения.

Задача 93

Михаил М. изменил ранее данные показания, а затем вновь вернулся к первоначальным. На допросе он заявил: «В присутствии матери я дал правдивые показания, а потом изменил их потому, что хотел вывернуться, не признаваться, что я был на месте преступления. Неправду говорить меня никто не учил. Сейчас я дал правдивые показания».

Каковы психологические аспекты участия родителей в допросе их несовершеннолетних детей?

Задача 94

При рассмотрении в народном суде дела по обвинению несовершеннолетних Ю. и У. возник вопрос о причинах изменения показаний, данных ранее потерпевшими Валентином Д. и Юрием Б., также несовершеннолетними. В материалах дела имелось указание на то, что к потерпевшим и к их родителям неоднократно обращались родители Ю. и У. и настойчиво просили «не губить их сыновей». Изменение показаний потерпевшими под влиянием этих просьб серьезно осложнило выяснение существенных обстоятельств дела.

Какие приемы психического воздействия на потерпевшего, свидетеля может применить следователь при допросе, если у него есть основания полагать, что заинтересованными лицами предпринимаются различные меры (в том числе и через родителей несовершеннолетнего), направленные на изменение показаний в пользу обвиняемого?

Будет ли зависеть выбор приема психического воздействия на несовершеннолетнего от мотивов, побуждающих родителей этого потерпевшего, свидетеля повлиять на изменение им показаний?

Задача 95

В посадках подсолнуха на окраине села обнаружили труп подростка В. По заключению баллистической экспертизы, пули, извлеченные из трупа, были выстреляны из малокалиберной винтовки, принадлежащей бывшему бухгалтеру колхоза — Алексееву. После его ареста был установлен очевидец преступления — 10-летний Миша Н., который вместе с матерью временно проживал в селе.

На первом допросе Миша рассказал, что около часа дня, проходя мимо дома Алексеева, он увидел лежащего на тропинке Виктора и недалеко от него Алексеева, который пригрозил Мише и просил не

рассказывать об увиденном. Вскоре мальчик от своих показаний отказался и вместе с матерью срочно выехал из села. Было очевидно, что мать, опасаясь мести со стороны Алексеева, запретила сыну рассказывать об известных ему обстоятельствах. Возникла необходимость в повторном допросе Миши.

Полагая, что мать, по всей вероятности, будет препятствовать получению от сына правдивых показаний, следователь решил провести допрос неожиданно для Миши. Он был произведен сразу же после окончания занятий в школе, с участием классного руководителя, которого Миша очень уважал и с мнением которого не мог не считаться.

Следователь постарался расположить к себе мальчика, объяснил ему, какое значение для изобличения опасного преступника могут иметь его показания, сообщил, что Алексеев находится под стражей и опасаться его, нет оснований. Это возымело действие, и Миша не только повторил все, что сообщил на первом допросе, но и назвал односельчанку, которая также была очевидцем преступления, но тщательно скрывала это.

Попросив педагога оставить мальчика в школе делать уроки, следователь направился к нему домой. Важно было допросить мать Миши до встречи с ним, так как не исключалось, что она вновь принудит сына изменить показания.

Вначале Н. заявила, что ни она, ни Миша ничего не знают об Алексееве, но затем, узнав, что сын дал правдивые показания, расплакалась и призналась, что запретила ему рассказывать о преступлении. Следователь постарался рассеять опасения Н., разъяснил, какое отрицательное влияние она оказывает на сына, принуждая мальчика лгать. Он разговаривал спокойно, участливо, без излишней назидательности. Мать Миши, подтвердив правдивость показаний сына, пообещала снять свой запрет. Дальнейшее поведение Миши как в с стадии расследования, так и при рассмотрении дела в суде свидетельствовало, что Н. сдержала свое обещание[81].

Какие существуют приемы нейтрализации нежелательного психического воздействия родителей на несовершеннолетнего свидетеля?

Задача 96

По делу о развратных действиях Н. возникла необходимость допросить в качестве свидетеля девятилетнюю девочку. Ее мать, получившая повестку, пришла к следователю и сказала: «Я прошу вас Таню не вызывать, так как она ничего не помнит и вызов ее на допрос бесполезен». И только после разъяснения следователем важности получения показаний от девочки мать согласилась с тем, что вызов Тани действительно необходим, признавшись, что она не беседовала с дочерью и не знает, помнит ли та что-либо о фактах, интересующих следствие, и сказала так потому лишь, что не хотела, чтобы Таня вспоминала и рассказывала «об этой отвратительной истории».

Каким образом следователь должен подготовиться к допросу Тани?

Какие приемы психического воздействия на родителей несовершеннолетнего свидетеля могут применяться для преодоления возникшего у него отрицательного отношения к факту вызова на допрос своего ребенка из опасения, что это может травмировать его психику?

Задача 97

По делу о краже товаров из продовольственной палатки несовершеннолетними О., В. и Р., проживающими в доме, рядом с которым расположена палатка, был вызван на допрос вместе с отцом десятилетний М., проживающий в том же доме и бывший свидетелем происшествия. Отец, с которым следователь предварительно не беседовал, не только не помог получить правдивые и полные показания от сына, но и значительно затруднил проведение допроса, так как в присутствии М. сказал следователю: «Мой сын ничего не знает об этой краже, и я прошу вас не впутывать его в эту историю».

Такое отношение отца к событиям, по поводу которых М. должен был давать показания, мальчик воспринял, как приказ ничего не рассказывать следователю и на все вопросы отвечал, что ничего не знает, отрицая даже свое знакомство с подростками, совершившими кражу. И только после беседы следователя с отцом М., проведенной перед повторным допросом, и последующего разговора отца с М. мальчик начал давать показания.

Охарактеризуйте психологические особенности несовершеннолетних младшего школьного возраста (10—// лет).

Всегда ли целесообразно ориентировать родителей несовершеннолетних, которые вызываются на допрос, на предварительную беседу с ними?

В каких случаях вызов несовершеннолетних свидетелей на допрос через их родителей нецелесообразен?

Задача 98

В дежурную часть райотдела милиции в ночь на 24 апреля поступило сообщение от Осипова о том, что его жена покончила жизнь самоубийством, повесившись в ванной комнате. Далее он изложил обстоятельства, при которых им был обнаружен труп жены, и описал свои действия до сообщения об этом факте в милицию и «скорую помощь». При этом Осипов заявил, что все рассказанное им может подтвердить его восьмилетняя дочь Вера, которая находилась неотступно при нем.

Вера не спала и в то время, когда производился осмотр трупа. Когда ее спросили, что случилось с мамой, она подтвердила слова отца.

В процессе расследования были собраны доказательства, опровергающие версию о самоубийстве Осиповой.

На одном из допросов ложь Осипова стала очевидна. Сразу же после этого была допрошена Вера в присутствии ее школьной учительницы.

Из предварительной беседы с учительницей, знавшей девочку в течение двух лет, следователь выяснил, что обстановка в семье Осиповых крайне тяжелая, Вера очень боится отца и была сильно привязана к матери. Узнав, что ей придется пойти к следователю, поинтересовалась, вернется ли домой отец, и сказала, что если следователь его не отпустит, она расскажет правду.

Учитывая нервозность Веры, тяжелые переживания в связи со смертью матери, следователь постарался создать на допросе непринужденную обстановку. Он, Вера и учительница сели за маленький столик, и разговор следователь начал с того, как Вера учится, какие предметы любит, кто ее подруги, как она проводит свободное время. Девочка сначала смущалась, но вскоре успокоилась и стала бойко рассказывать о своих школьных делах.

Следователь постепенно приближал вопросы к интересующей его теме: как она занимается, помогают ли ей выполнять домашние задания, кто из родителей больше помогает, не мешает ли ей что-нибудь заниматься дома. Вера рассказала, что дома иногда трудно заниматься, так как папа приходит домой пьяный и ругает маму. Она спросила следователя: «Вы отпустите папу домой?» Следователь задал встречный вопрос: хочет ли она, чтобы он отпустил домой папу? Вера ответила отрицательно и объяснила, что пьяный папа не только ругал маму, но и часто бил ее, а также ругал ее и трехлетнего брата Вадика.

Убедившись, что девочка полностью освоилась, спокойна, прониклась доверием к следователю, он попросил ее рассказать все, что ей известно о смерти мамы. По словам Веры, в тот вечер мама ушла провожать свою подругу тетю Машу и вернулась домой вместе с папой, который ходил в магазин. Отец был пьяный, он стал ругать маму, а потом ударил ее по лицу и разбил губу. Вера и Вадик в это время лежали на тахте и не вставали, так как боялись отца. Мама заплакала, прилегла к ним на тахту и стала их убаюкивать, и Вера не заметила, как уснула. Когда она проснулась от какого-то шума, в комнате горел свет. Она встала и хотела пойти на кухню, но увидела, что папа на руках несет из кухни маму. В комнате он положил ее на пол. Когда Вера спросила, что с мамой, отец ответил, что она умерла, и рассказал, как обнаружил ее в петле в ванной комнате. Вере он приказал говорить, если будут спрашивать, что она не спала, находилась все время с отцом и видела, как он, ворвавшись в ванную комнату, перерезал шнур, освободил мать из петли и перенес ее в комнату. Положив мать на пол, он пытался делать ей искусственное дыхание, но она была уже мертва.

Выяснив все интересующие его обстоятельства, следователь сказал Вере, что они сейчас то, что она рассказала, запишут, а потом вместе прочитают и посмотрят, что у них получилось. Девочка охотно согласилась.

Проанализируйте деятельность следователя при подготовке и проведении допроса Веры.

Задача 99

По делу об изнасиловании трехлетней девочки было установлено следующее.

Сразу же после события преступления с дочкой разговаривала мать. Из лепета ребенка она поняла, что, когда дочь собирала цветы за домом на пригорке, к ней подошел дядя, взял на руки и отнес в лес. Там он снял с нее сапожки, спустил колготки и трусики и лег на нее. Когда девочке стало больно, и она громко заплакала, дядя стал душить ее за горло. Через некоторое время дядя поднялся, натянул ей трусы и колготки, обул, показал, как идти домой, а сам направился в глубь леса.

При допросе девочки удалось выяснить, что «дядя» был одет в черный костюм, белую с высоким воротом рубашку и черные туфли. Особенно девочке запомнились туфли, так как когда преступник обувал ее, она смотрела на его ноги. О возрасте и других приметах «дяди» девочка ничего конкретного сказать не могла.

Какие существуют тактические приемы допроса малолетних, основанные на психологических особенностях детей младшей возрастной группы?

Задача 100

Девятилетняя девочка правильно назвала номер автоцистерны, шофер которой изнасиловал ее, последовательно давала показания о важных для дела обстоятельствах, уверенно опознала подозреваемого.

Две малолетние свидетельницы (шести и девяти лет) тоже дали непротиворечивые показания и опознали шофера.

Следователь, проводивший расследование, отметил: «Строить обвинение на показаниях одних детей было рискованно, так как известно, что дети склонны к фантазии, искажению фактов и вследствие неправильного восприятия тех или иных событий легко поддаются внушению со стороны взрослых».

Следует ли отдавать предпочтение показаниям взрослых? Во всех ли случаях показания детей менее полны и точны, чем показания взрослых?

Наличие, каких групп психологической информации необходима для правильной психологической оценки малолетнего свидетеля и его показаний?

Задача 101

Вечером 1 сентября исчезли два семилетних мальчика, Витя Б. и Юра С. Последний раз их видели играющими около рынка примерно в 18 час. Родители искали детей, обращались за помощью в милицию, об их исчезновении объявлялось по местному радио, но безрезультатно.

Утром 3 сентября на окраине поселка, в кустарнике около рва, был обнаружен труп Вити, а неподалеку, в реке (максимальная глубина которой в этом месте 0,5 м) — труп Юры. Анализ обстановки места происшествия, заключение судебно-медицинского эксперта позволили сделать вывод о том, что в отношении Вити был совершен акт мужеложства, а непосредственной причиной смерти послужила механическая асфиксия от сдавливания шеи руками и, возможно, каким-то мягким предметом. Смерть Юры наступила от асфиксии вследствие утопления в воде, куда он попал в атональном состоянии, вызванном сдавливанием шеи (вероятнее всего, руками). Смерть мальчиков наступила примерно за 36 часов до их осмотра на месте происшествия, то есть вечером 1 сентября.

С целью установления лиц, причастных к убийству, были опрошены жители района, прилегающего к месту обнаружения трупов. Проверке подвергались также транспортные средства и их владельцы, поскольку нахождение трупов потерпевших на значительном расстоянии от рынка указывало на то, что Витя и Юра были доставлены туда на каком-то транспортном средстве.

4 сентября был допрошен семилетний Петя Д., который рассказал следующее. Утром 1 сентября он пошел в школу, а после обеда гулял с Витей и Юрой. Подъехавший к ним на автобусе шофер угостил их конфетами и предложил покататься. Юра и Витя сели в автобус, а Петя попросил шофера подождать, пока он сбегает домой и наденет тапочки. Но когда он вернулся, автобуса уже не было, больше он Витю и Юру не видел.

Однако допрошенный на следующий день отец Пети поставил под сомнение показания сына, пояснив, что 1 сентября, около 17 час, он вернулся с работы, и мальчик все время был у него на глазах, а примерно в 17 час, 30 мин они уехали на огород, откуда возвратились лишь в 21 час.

В дальнейшем было установлено, что в качестве транспортного средства преступником использовался не автобус, а мотоцикл.

Какие психологические особенности несовершеннолетних младшего школьного возраста должны учитываться при их допросе в качестве свидетелей?

Каким образом следователь должен был подготовиться к допросу Пети Д.?

Задача 102

Д. убил П. с целью хищения якобы имевшихся у П. 10 тыс. руб.. Одним из свидетелей обвинения был девятилетний Геннадий К., который видел, как Д., одетый в плащ, входил в дом к П.

Плащ у Д. был коричневого цвета. Однако Геннадий утверждал, что Д был одет в красный плащ. Чтобы определить, насколько правильно, мальчик называет цвет предмета, следователь предъявил ему несколько вещей разных цветов и оттенков — от красного до коричневого. Геннадий показал на коричневую сумку и сказал, что такого же цвета был и плащ Д.

В судебном заседании Геннадий вновь назвал плащ красным. Тогда судья предложил ему указать на какой-нибудь предмет такого же цвета, что и плащ Д. Мальчик указал на свою коричневую шапку и сказал: «Этот дядя был одет в темно-красный плащ, как моя шапка, или даже темней»[82].

Знание, каких закономерностей развития цветовых ощущений у детей помогли следователю правильно организовать допрос Геннадия К.?

Параллельно ли развиваются у детей чувственные дифференцировки цветов и дифференцировки цветов по наименованиям?

Задача 103

В гинекологическое отделение больницы доставили семилетнюю Марину. Отец девочки сообщил, что накануне вечером ее изнасиловал неизвестный мужчина. Заключение судебно-медицинской экспертизы подтвердило наличие у потерпевшей тяжких телесных повреждений, характерных для изнасилования малолетних.

Со слов потерпевшей, 6 октября около 19 час. она гуляла во дворе своего дома. К ней подошел незнакомый мужчина, стал разговаривать и попросил проводить его сначала до столба, затем до соседнего дома и дальше, до пустыря, где изнасиловал ее. Потом он проводил девочку домой и просил никому не говорить о случившемся.

Установить личность преступника оказалось весьма сложно, так как никто, кроме потерпевшей, его не видел, а Марина, пережившая тяжелое потрясение, давала сбивчивые, неточные показания о его внешности: то говорила, что он высокий, то низкий, одет то в серый плащ, то в черный костюм. Она сообщила, что на нем была черная фуражка с красными полосками и значком, как у милиционера. Однако когда следователь предъявил ей для опознания девять разных фуражек, девочка показала сначала на милицейскую, а затем на черную с белым кантом, но потом заявила, что фуражка была черная с красными полосками.

В процессе расследования подозрение пало на А., бортмеханика местного аэропорта, носившего форменную одежду. Убедившись, что следствие располагав доказательствами его виновности, А. написал заявление следователю, в котором сообщал, что не насиловал девочку, а совершил лишь действия, которые случайно причинили ей вред и не могут расцениваться как изнасилование.

Однако эта уловка оказалась несостоятельной. Потерпевшая помнила все его действия и подробно описала их в своих показаниях, которые были в дальнейшем подтверждены другими доказательствами.

Нет ли психологического противоречия между способностью малолетних адекватно описывать действия человека и сбивчивыми и противоречивыми описаниями его внешности и одежды?

Задача 104

По делу об убийстве мужем своей жены возникла необходимость допросить их сына, четырехлетнего Яшу, который был единственным свидетелем преступления.

С мальчиком сначала познакомился и расположил к себе опытный педагог, который и привел его к следователю. Объяснив ему по возможности, кто он такой, следователь стал показывать Яше детские книжки, что очень заинтересовало живого и любознательного мальчика. Когда он освоился, следователь приступил к допросу, который фиксировался на магнитофонную ленту:

— Расскажи, Яша, с кем ты живешь?

— С папой и мамой.

— А как зовут твоего папу?

— Не хочу, — неожиданно заявил мальчик

— Что не хочешь?

— Папку не хочу.

— Почему?

— Водку пьет, дерется.

— А маму ты любишь?

— Маму люблю.

— А как зовут маму?

— Мама.

— Что ты вчера делал, Яша?

— Гулял.

— С кем?

— С мамой.

— А потом что ты делал?

— Спал.

— Где?

— На печке.

— А где спала мама?

— Мама не спала.

— Почему?

— Билась с папкой.

— Где они бились, Яша?

— У стола.

— Но ты же спал, откуда ты знаешь, что они бились?

— Я проснулся и слез с печки.

— Почему же они бились?

— Папка бил мамку, чтобы водку не пила.

— Как бил ее папа?

— Кулаком, потом ножом.

— Что делала мама?

— Разбила окно, хотела убежать, да папка не пустил. Потом упала, а я испугался и побежал.

— Куда побежал?

— Во двор...[83]

Какими психологическими особенностями определяется при допросе малолетних необходимость направлять их свободный рассказ вопросами следователя?

Задача 105

По обстоятельствам дела чрезвычайно важно было выяснить, не являлась ли автором анонимного письма, отправленного с центрального почтамта Ростова, подозреваемая Карлова. Было известно, что она ездила в Ростов с детьми, но при этом Карлова категорически отрицала свое пребывание в районе почтамта. Когда ее восьмилетнюю дочь следователь спросил, были ли они с мамой около почты, та сразу ответила отрицательно. Было очевидно, что девочка предупреждена о возможности такого вопроса.

Тогда следователь попросил рассказать, что они делали и что видели в Ростове. Девочка охотно сообщила, что они заходили в магазин детской одежды, а затем пошли на центральный рынок, расположенный на той улице, где находится «самая большая церковь». Это означало, что они проходили по переулку Подбельского, мимо здания центрального почтамта[84].

На каких психологических особенностях несовершеннолетних младших возрастных групп основана эффективность выяснения истины?

Задача 106

Попкова, подозревавшаяся в убийстве мужа, утверждала, что он накануне исчезновения из дома пришел пьяный, лег спать на полу, подстелив пальто, а утром уехал в больницу в телогрейке и серых ватных брюках. Между тем было установлено, что эти брюки Попкова уже после исчезновения мужа продала соседке.

Когда следователь вызвал на допрос десятилетнюю дочь Попковых Веру, та, не ожидая вопросов, уверенно заявила, что видела, как отец утром, попрощавшись, отправился в больницу. При этом она описала его одежду, назвав и ватные брюки, которые якобы были на нем. Но как только следователь попытался выяснить, где спал отец, рано ли он встал, завтракал ли перед уходом, девочка стала отвечать неуверенно и неохотно. После долгого раздумья Вера сказала, что отец спал на кровати и перед уходом не завтракал. Когда же следователь напомнил ей о продаже брюк (о чем она знала), девочка призналась, что не видела утром отца, а о том, что он уехал в больницу, ей сказала мама, причем на предложение Веры навестить отца ответила отказом[85].

С учетом, каких психологических особенностей несовершеннолетних младших возрастных групп следователь счел целесообразным применить тактический прием — выведение допрашиваемой за рамки известной ей темы?

Задача 107

По делу об убийстве Локаревым своей жены были допрошены в качестве свидетелей его дети — девятилетний сын и одиннадцатилетняя дочь.

Убив жену по дороге к новому месту жительства, Локарев внушил детям, что мать сошла на станции Татарская и к ним не вернулась, а поэтому позже, в Москве, где они находились проездом, ее с ними уже не было.

Забыв о последовательности событий, дети поверили отцу и подтверждали его показания. Однако, рассказывая о своем пребывании в Москве, они подробно перечислили следователю, куда ходили и какие получили подарки, что, разумеется, интересовало детей больше всего. Так, они сообщили, что в Москве папа купил им мячик, а мама — туфли. Таким образом, стало ясно, что мать была в Москве и, следовательно, исчезла позже, уже по дороге из Москвы[86].

Какие закономерности восприятия последовательности событий несовершеннолетними младших возрастных групп и последующего их воспроизведения следует учитывать при проведении допроса и оценке показаний таких свидетелей?

Задача 108

В дачном поселке, в 20 м от палисадника одного из домов, был обнаружен труп мужчины. Следствие интересовало, слышали ли соседи какой-либо шум и в какое время. Оказалось, что в одном из домов, около которого обнаружен труп, накануне до 12 часов ночи горел свет; в доме в интересующее следствие время находились двое взрослых и один мальчик, ученик 3-го класса Вова У.

Взрослые на допросе ничего не могли сообщить об обстоятельствах, относящихся к событию преступления, и только Вова показал, что слышал на улице какой-то шум и крик, в какое время, он не помнит.

Какой тактический прием в данном случае можно применить при допросе Вовы У.?

Задание к задачам 109—117

По приведенным ниже в задачах характеристикам укажите для каждого случая признаки (симптомы) одного из четырех основных темпераментов.

Укажите, какие тактические особенности следует учитывать при допросе несовершеннолетнего свидетеля.

Задача 109

Борис Р., 3-й класс. Безгранично увлекающийся. Часто берется за работу не по силам. Крайне подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь». Руки не находят покоя. Очень вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы.

Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись!» Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает

военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Когда рассердится, не умеет себя сдержать. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумительная пятерочка!»

Задача 110

Виктор Г., 3-й класс. Медлителен. Походка неторопливая, ходит вразвалку, говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным видом, сам руки не поднимает, но на вопросы обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руки, отвечает односложно: «Да так...». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, но задания выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Пришел в класс в прошлом году, с ребятами сдружился не сразу.

Задача 111

Вася Ф., 4-й класс. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего товарища за плохое поведение, из-за чего они поссорились. Вася даже расплакался: «Я тебе хорошего пожелал, а ты драться!». До конца уроков он был печален, но домой они пошли вместе.

Есть у Васи и недостатки: поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое до конца. К празднику Вася должен был выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через несколько дней у него возникли «уважительные» причины: стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, он уже готов отказаться от выступления.

Задача 112

Лена В., 2-й класс. Очень подвижна, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!» хотя иногда оказывается, что полученные отметки не так уж хороши Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так... случайно...». Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к дисциплине. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

Задача 113

Петя Н., 4-й класс. Живой, энергичный мальчик. Кажется, что энергия его неистощима. Легко справляется с поручениями. Движения быстрые, резкие. На уроках и в общественной жизни активен. Материал усваивает легко и быстро. Задачи тоже решает быстро и правильно. Старателен. Любит во всем быть первым. Речь быстрая, энергичная. Инициатор подвижных игр, любит командовать. Всегда уверен в себе. В спорах с товарищами упорно настаивает на своем.

Часто возбуждается и находится с ребятами в конфликтных отношениях.

Задача 114

Люба Ф., 3-й класс. Малоподвижна, спокойна, серьезна. При выполнении задания обстоятельно обдумывает его. Работу делает медленно, но всегда хорошо. Это лучше всего заметно по ее контрольным работам. Люба почти последней сдает свою тетрадь, но зато у нее всегда все верно решено. Отвечая на уроке, говорит внятно, но монотонно.

Задача 115

Саша Д., 2-й класс. Очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды заплакал только из-за того, что не сразу нашел в портфеле учебник. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется требованиям. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречается с трудностями, легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца. Но если настоять, в большинстве случаев выполняет задания не хуже других.

Задача 116

Валентин Ф., 3-й класс. Спокоен, редко бывает веселым, предпочитает одиночество. Если поссорится с товарищем, целый день не разговаривает с ним. Не верит в свои силы, из-за этого часто плохо отвечает на уроке. Во время занятий устает больше других. Если его поощрять или помогать ему, поручение выполняет лучше и более уверенно.

Задача 117

Коля П., 4-й класс. Серьезен, молчалив. В школе никто не видел его веселым. Редко играет с ребятами, чаще наблюдает за ними или что-нибудь читает. Очень обидчив, обиды помнит долго. Если Коле в резкой форме сделать замечание или во время ответа поправить, сразу умолкает. Очень переживает из-за плохой оценки. Скрытен. Своими мыслями не делится ни с кем. От общественных поручений отказывается, говорит, что не справится, хотя труд любит[87].

Задача 118

При расследовании уголовного дела было установлено, что несовершеннолетний К. принял на себя вину за кражу, которую совершил его товарищ. Сам К. не только не участвовал в краже, но и пытался отговорить от этого Вячеслава Д.

При допросе К. сказал: «Я пожалел Славку. Он очень хилый. Я думал, что если его посадят, он умрет».

Какие психологические особенности К. повлияли на его самооговор?

Задача 119

В отдел милиции поступило заявление от С. о краже у него велосипеда, который он оставил у клуба колхоза. В краже С. подозревал несовершеннолетнего Л.. Допрошенные свидетели утверждали, что Л. был в тот вечер у клуба. На допросе Л. не отрицал этого, но в краже не признавался. Следователь обратил внимание, что во время допроса Л. ведет себя нервозно, чего-то боится, и истолковал такое поведение как свидетельство лжи, стал более настойчиво вести допрос, предлагал признаться в краже велосипеда. Тогда Л. заявил, что велосипед им похищен и зарыт на огороде. Когда же вышли на место, он отказался от своих показаний. Как отмечалось, Л. оговорил себя из боязни, что его посадят в ИВС.

Впоследствии было установлено, что кражу велосипеда совершил К.[88].

Оцените действия следователя в отношении Л.

Являются ли индикаторами лжи внешние признаки поведения допрашиваемого (в том числе психосоматические реакции)?

Задача 120

Расследуя дело об убийстве из хулиганских побуждений Р., следователь столкнулся с целым рядом трудностей: преступление было совершено два года назад и оставалось нераскрытым, очевидцы убийства не были выявлены, не были найдены и закреплены материальные следы преступления.

Возникло предположение, что очевидцем убийства был ученик 10-го класса Л.. Проверить это можно было только путем допроса. К его проведению следователь готовился несколько дней: побеседовал с преподавателями школы, где учился юноша, его знакомыми и соседями. Оказалось, что Л. исключительно замкнут, погружен в себя, трудно сходится с людьми и никого не пускает «к себе в душу». Реакция на окружающее у него явно замедленная, зато неудачи он помнит и анализирует очень долго. Это человек с ярко выраженным (...?...) типом нервной деятельности, по темпераменту (...?...).

Тактика допроса была разработана в соответствии с психическими особенностями личности Л.. Значительное время заняла так называемая вводная часть. Следователь предложил юноше рассказать свою биографию. Произнеся несколько трафаретных фраз о времени рождения и образовании, тот замолчал. Тогда следователь стал задавать вопросы, из которых Л. понял, что он прекрасно знает его слабые стороны и относится к ним с сочувствием. Несколько раз во время допроса Л. пытался замкнуться, «уйти в себя», но каждый раз следователь задавал именно такой вопрос, на который было легко ответить.

Когда между ними установился полный психологический контакт, и следователь почувствовал, что Л. «оттаял», он осведомился, не носит ли юноша в душе тяжесть, и сам стал рассказывать, как тот провел первую половину дня, когда произошло убийство. Расчет полностью оправдался. По лицу Л. можно было догадаться, какие переживания мучили его последние два года.

— А дальше рассказывай сам, — сказал следователь.

— Вы ведь все знаете, — заявил Л. и начал говорить о том, как

стал невольным свидетелем убийства и как долго мучился, боясь рассказать правду.

Л. не было задано ни одного прямого вопроса об убийстве, но внутренне он уже был подготовлен к рассказу о нем. Л. приводил подробные детали преступления. Даже убийца, который впоследствии признался в совершенном преступлении, мог описать некоторые обстоятельства только в общих чертах и полностью восстановил их в памяти лишь после очной ставки со свидетелем[89].

Определите по описанным признакам тип темперамента Л. Какой тип высшей нервной деятельности является основой данного типа темперамента?

Дайте психологическую оценку примененной следователем тактики допроса Л.

Задача 121

По делу Г. были допрошены в качестве свидетелей восемь девочек разного возраста: пяти, семи, девяти, одиннадцати и двенадцати лет. Почти

Наши рекомендации