Личность следователя и установление коммуникативного контакта с допрашиваемым

Задача 1

Допрос подозреваемого по делу о краже не дал положительного результата. Следователь предположил, что подозреваемый расценил допрашивающего как молодого, малознающего и неопытного человека. К тому же следователь был не в форменной одежде. На другой день следователь явился на допрос в форме старшего лейтенанта с академическим значком на кителе. При разговоре «мимоходом» продемонстрировал свою осведомленность о повадках и образе жизни преступников. На подозреваемого изменения в облике и поведении следователя произвели большое впечатление. Он дал правдивые и полные показания. Как позже он сам признался, на него положительное воздействие оказали «солидность» внешнего облика следователя, знание психологии преступников, тактичность и уверенность.

Другой подследственный на вопрос о том, что ярче всего ему запомнилось на допросах, ответил: «Лицо следователя и его пальто. Следователь приходил на работу небритым, сидел в пальто с поднятым воротником, в валенках с галошами, все время курил, дым от папироски шел прямо мне в лицо. Вид у следователя, как и костюм, был какой-то помятый»[43].

Охарактеризуйте влияние личности следователя на установление психологического контакта с допрашиваемым.

Задача 2

Высказывание следователя: «Будучи расстроена служебными неполадками, я сразу же стала допрашивать Жилину по существу предъявленного обвинения, не изучив ее личность и психологические особенности. Обвиняемая отрицала причастность к убийству и давала неубедительные показания по поводу оказавшихся у нее вещей покойной. Проявляя нервозность и по-человечески понятную, но недопустимую при допросе ненависть к убийце, я так озлобила Жилину, что та упорно запиралась до конца и, плача, заявила: «Пусть вас по службе накажут за то, что вы не смогли с человеком по-человечески говорить, ничего я вам не скажу!»[44].

Какое значение имеет установление следователем психологического контакта с допрашиваемым?

Какое требование к установлению контакта было нарушено в данном случае?

Задача 3

«Уголовное дело, в котором, кажется, все посвящено обвиняемым, содержит характеристику следователя. Это он формулирует вопросы, даже если они не записаны, а остаются между строк — в ответах свидетелей, обвиняемых. Следователь формирует дело в соответствии с собственными представлениями об объеме, полноте, объективности, поэтому дело, которое он расследует, несет на себе печать его индивидуальности. Смените следователя — и то же самое дело, те же эпизоды будут представляться чуть иными; следователь придает ему неуловимую особенность. Так в спектаклях актеры, занятые в разных составах, произносящие одни и те же реплики, играющие одни и те же роли, даже самые второстепенные, все же делают спектакли непохожими один на другой. Что же говорить о главных действующих лицах!

Голос следователя звучит в деле, которое он расследует, участники уголовного дела невольно, чуть - чуть, говорят его языком, повторяют его интонации. Следователь ведет их за собой, он может первым подавать пример прямоты, открытости, доверия. Через много лет отбывшие наказание обвиняемые пишут следователям, благодарят их за помощь. Чтобы составить представление о следователе, проверяющие из прокуратуры читают расследованные им дела»[45].

Проанализируйте психологические аспекты приведенного фрагмента.

Приведите положительный и отрицательный примеры психологического влияния личности следователя на позицию допрашиваемого.

Задача 4

Допрошенный в качестве свидетеля начальник ремонтного цеха депо характеризовал обвиняемого — слесаря Колопяна — как недисциплинированного человека, который совершает частые прогулы, появляется на работе в нетрезвом виде, грубит окружающим, часто не выполняет порученных заданий. Колопян, ознакомившись с этими показаниями, заявил, что его характеризуют необъективно, что начальник цеха сводит с ним счеты. При этом Колопян сообщил, что план работы он за последние несколько лет не только выполняет, но и перевыполняет. Более того, за хорошие показатели в работе Колопян, по его словам, имел благодарность. При этом он передал следователю грамоты, которыми был награжден. В то же время Колопян подтвердил, что за появление на работе в нетрезвом виде на него действительно было наложено дисциплинарное взыскание, но подобный случай имел место только один раз.

Впоследствии, когда следователь проверил все факты, изложенные в показаниях начальника цеха и сообщенные на допросе Колопяном, он пришел к выводу, что хотя Колопян был груб со служащими и администрацией депо, но к работе относился хорошо и был достаточно квалифицированным слесарем, в коллективе пользовался авторитетом и уважением[46].

Какое значение для установления коммуникативного контакта с допрашиваемым имеет предварительное изучение его личности?

Задача 5

При совершении квартирной кражи с поличным был задержан ранее неоднократно судимый Акмаров. Его показания и осмотр места происшествия позволили установить следующее. Задержанный пользовался специальным приспособлением (некое подобие удочки), которым открыл шпингалеты на окне. Затем он проник в квартиру и взял деньги и ценные вещи (золото, драгоценности, часы). Акмаров рассчитывал, что если его задержат сразу после совершения кражи поблизости от квартиры, подозрение на него не падет, так как все украденное он спрятал в карман. Для того, чтобы розыскная собака не могла быть использована, Акмаров вылил духи и одеколон, которые нашел в квартире, на пол, а запоры шкафов и ящики серванта открыв: с помощью туристского ножа.

Несмотря на то, что задержанный утверждал, будто это единственная кража, которую он совершил, следователь принял меры к тому, чтобы ему сообщили обо всех аналогичных случаях квартирных краж. На следующий день стало известно, что совершена кража в квартире И., который вместе с семьей уехал на курорт. При осмотре места происшествия следователь обратил внимание, прежде всего, на шпингалеты окон. На одном из них удалось обнаружить следы приспособления, похожего на то, которым пользовался Акмаров. Затем следователь осмотрел шкафы, ящики трюмо, и везде были выявлены характерные следы ножа Акмарова (это обстоятельство впоследствии подтвердила криминалистическая экспертиза). Наконец, следователь изъяли все флаконы из-под духов и одеколона, на которых были обнаружены следы пальцев рук. Криминалистическая экспертиза установила, что они оставлены правой рукой Акмарова. Собранные материалы использовались при допросе задержанного, и он полностью подтвердил факт своего участия в этом и ряде других эпизодов[47].

Проанализируйте психологию следователя, принявшего меры к получению информации обо всех аналогичных случаях квартирных краж.

Задача 6

В развалинах дома были обнаружены части расчлененного трупа. Внимание следователя и работников дознания привлек К.. Он наблюдал за поисками, живо интересовался ходом следствия, пытался выяснить, что известно работникам милиции о преступнике. Проверкой установлено, что К. — преступник, которого разыскивает милиция.

По делу об убийстве и ограблении кассира и водителя автомобиля, в котором перевозились полученные в банке деньги, проводилась проверка работников автопредприятия, в день преступления не вышедших на работу. Установлено, что водитель Б. на следующий день находился в необычном состоянии: бледный, взволнованный, он не находил себе места. Как оказалось, Б. имел судимость за кражу, по характеру скрытен, жаден к деньгам, использовал любые источники наживы (спекулировал семечками, убивал собак и из их шкур шил на продажу шапки и куртки). Впоследствии удалось доказать, что Б. —участник нападения.

Среди лиц, возможно причастных к преступлению, внимание следователя привлек Л., который проявлял в связи с расследованием заметное беспокойство, расспрашивал свидетелей, о чем с ними беседовали, кого подозревают, интересовался, зачем следователь и работники милиции осматривают у подозреваемых одежду. Именно Л. и оказался разыскиваемым преступником[48].

Какие действия получили названия «улик поведения»? Какие вы можете назвать виды «улик поведения» с учетом особенностей их проявления?

Какое значение имеет своевременное выявление «улик поведения» s тактике допроса?

Задача 7

В ходе расследования уголовного дела по фактам нарушения финансово-хозяйственной деятельности одного из автотранспортных предприятий к уголовной ответственности был привлечен старший маркшейдер карьероуправления К.. Он обвинялся в выдаче за взятку заведомо ложной справки о количестве вскрытого грунта в карьере. Грунт вывозился машинами автотранспортного предприятия. В процессе расследования было установлено, что К. совместно с другим маркшейдером карьероуправления наносил на планшеты неправильные данные о количестве вскрытого грунта.

В ходе предстоящего допроса К. в качестве подозреваемого планировалось, что он произведет по планшетам (изъятым у него в начале расследования) измерения. Так как следователь предполагал, что К. не будет давать правдивые показания и правильно производить измерения, к участию в допросе пригласили инженера отдела нерудных материалов окружного управления Госгортехнадзора СССР. На допросе К. было предложено в присутствии специалиста сделать необходимые измерения. В процессе производимых К. измерений специалист, внимательно наблюдавший за всеми операциями, заметил, что К. умышленно искажает объем работ и производит неверные измерения. Помощь специалиста оказалась весьма эффективной и способствовала получению от подозреваемого правдивых показаний[49].

Какое влияние на процесс познавательной деятельности следователя оказывает участие специалиста в допросе?

Задача 8

Г. завел в помещение для хранения овощей 12-летнюю дочь своей соседки и там ее изнасиловал. Чтобы скрыть следы преступления, он решил убить девочку, для чего запер ее в этом хранилище, где в ведре лежали недогоревшие угли, выделявшие в большом количестве угарный газ. В результате длительного пребывания в этом помещении девочка умерла.

На первоначальных допросах Г. не признал себя виновным.

В распоряжении следователя имелись: заключение эксперта о сходстве группы крови потерпевшей с кровью, обнаруженной на брюках Г.; заключение эксперта об обнаруженной на белье Г. сперме; показания

его жены о том, что половой жизнью в период совершения преступления она с мужем не жила; заключение эксперта о том, что целостность девственной плевы потерпевшей нарушена; записки Г. кжене, перехваченные работниками милиции, когда тот пытался их передать из КПЗ, и заключение эксперта о том, что записки написаны обвиняемым. В них Г. учил жену, какие показания ей следует давать. Используя эти доказательства, следователь так построил допрос, что он достиг кульминационного момента, когда Г. должен был признать себя виновным. Но он попросил следователя отложить допрос, пообещав на следующий день рассказать правду. И следователь, поддавшись на это, допустил непоправимую ошибку: прервал допрос. Утром Г. в собственноручных показаниях признался только в попытке совершить половой акт с несовершеннолетней и повреждении девственной плевы пальцем, но отрицал ее изнасилование и убийство. Ошибка следователя не могла быть исправлена ни в процессе дальнейшего следствия, ни в судебном разбирательстве[50].

Проанализируйте с психологической точки зрения ошибку, допущенную следователем.

Задача 9

В своей квартире была обнаружена висящей в петле Аня К.. Отчим Ани, проживавший отдельно, представил в прокуратуру получение по почте ее предсмертное письмо, отправленное в день смерти.

Расследование было проведено поверхностно, и проверялась лишь версия о самоубийстве. Впоследствии уголовное дело было возобновлено и расследование поручено другому следователю, которому удалось собрать ряд косвенных улик, подтверждающих версию о том, что Аня могла быть убита отчимом и затем с целью инсценировки самоубийства повешена. Письмо и конверт подвергли тщательному исследованию. Почтамт сообщил, что, судя по штампу на конверте, которым погашена марка, письмо опущено в ящик после 15 часов. По заключению же судебно-медицинской экспертизы смерть Ани наступила утром.

Следователь также установил, что отчим после каждого скандала, который он учинял на почве ревности, заставлял Аню писать письма, в которых она обещала вести себя надлежащим образом. Возникло предположение, не использовал ли отчим одно из таких писем, не принудил ли он Аню в день убийства написать на конверте его адрес.

Отчим был вызван на допрос, который длился довольно долго и в процессе которого следователь не изобличал, а лишь выяснял взаимоотношения между отчимом и Аней. Когда он почувствовал, что настороженность у допрашиваемого прошла и тот решил, что его вызвали «просто так», что никаких доказательств против него нет, следователь неожиданно предъявил конверт, справку почтамта и заключение судебно-медицинского эксперта, из которых с неизбежностью вытекало, что письмо опустить в почтовый ящик Аня не могла. Отчим признался в убийстве[51].

Какие приемы психического воздействия были применены следователем?

Задача 10

Подозреваемые в совершении группового изнасилования пятеро молодых людей были задержаны и помещены в ИВС. Четверо их них имели ранее приводы, были судимы, крайне отрицательно характеризовались в быту. Пятый и в быту, и на работе характеризовался положительно. Знавшие его отмечали, что лишь последние недели перед задержанием он злоупотреблял алкоголем, поздно возвращался домой, связался с дурной компанией и т. д. До этого в течение последних лет у юноши была одна страсть: он увлекался спортом, имел первый разряд по легкой атлетике, надеялся выполнить норму мастера спорта. Из-за случайной встречи с прежним одноклассником, недавно освободившимся из мест заключения, юноша попал под влияние группы преступников, совершающих разбойные нападения и изнасилования.

В первые часы после задержания молодой человек был погружен в себя, в камере ни с кем не общался и на вопросы администрации ИВС не отвечал.

Готовясь к допросу, следователь установил, что имеет дело с цельной, малоспособной на компромиссы личностью. Успех получения информации от этого юноши зависел от психологического контакта на первом допросе, а вероятность его установления — от той позиции, которую допрашиваемый изберет для себя по отношению к следователю.

Начальная стадия допроса, казалось, не сулила следователю победы. Подозреваемый угрюмо и односложно отвечал на вопросы, всем своим видом показывая, что хотел бы, чтобы поскорее закончилась эта процедура. Он сидел, низко опустив голову, и старался не смотреть на следователя. Внезапно лицо его оживилось. Случайно брошенный взгляд допрашиваемого остановился на отвороте кителя следователя, где был прикреплен значок мастера спорта. Юноша спросил, каким видом спорта он занимается, следователь ответил, и вскоре между ними завязался разговор, в ходе которого оба употребляли профессиональные спортивные термины, беседовали о спортивных командах, делали прогнозы относительно их дальнейших побед и поражений. Между собеседниками возникла взаимная симпатия. Налицо был полный психологический контакт, механизм которого основывался на смене ролевых позиций подозреваемого: от «я — преступник» и «мы — преступники» к «я — спортсмен» и «мы — спортсмены». Через непродолжительное время допрашиваемый подробно рассказал о распределении ролей в преступной группе и о совершенных преступлениях. Позднее юноша говорил, что в эти минуты следователь-спортсмен стал ему дороже, нежели соучастники преступления[52].

Какова роль следователя в выборе подозреваемым из арсенала ролей той, которая определит его позицию на допросе и в процессе Расследования?

Что понимается под референтной группой? Может ли преступная группа выступать в качестве референтной?

Задача 11

Изучая личность обвиняемого, следователь узнал, что он увлекается Радиотехникой. Будучи сам страстным радиолюбителем, следователь достиг полного психологического контакта, заговорив с допрашиваемым на интересующую его тему.

По другому делу обвиняемый, отказывавшийся давать показания, стал разговаривать со следователем, после того как узнал, что в период Великой Отечественной войны они воевали на одном фронте.

Одна свидетельница, мать малолетних детей свой отказ давать показания мотивировала тем, что в связи с материнскими заботами ей « не когда ходить по судам». Психологический контакт с ней был установлен, когда узнала, что и следователь – женщина имеет детей примерно такого же возраста[53].

Какими психологическими закономерностями характеризуются способы, с помощью которых может быть достигнут коммуникативный контакт с допрашиваемым? Приведите примеры установления такого контакта.



Наши рекомендации