Вопрос 20. Законник Стефана Душана. Распад Сербии

Самым значительным памятником сербского права являлся Законник Стефана Душана, который был принят в 1349 г.

В данном случае необходимо отметить, что кодификация Душана служила делу закрепления феодальных отношении. Данный сборник норм старинного сербского права способствовал преодолению языческой старины. Этот сборник законов не являлся детально регламентирующим все стороны общественной и государственной жизни. Его дополняли некоторые византийские своды законов. Хотя следует отметить, что во многих отношениях Законник относится к византийскому праву критически (например, запрещая залоги), а старые обычаи стремится либо устранить, либо реформировать.

Законник претерпевал значительные изменения. Так, в 1354 г. в него были внесены дополнения:

1) запрещалось увеличение крестьянских повинностей;

2) допускалась судебная защита крестьян (включая крепостных);

3) усиливались наказания за сопротивление государству и помещикам.

Следует остановиться на регламентации Законником области уголовных правоотношений – около трети всех статей. Составители кодекса позаботились прежде всего о защите христианской религии против еще не изжитого язычества. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью. Среди государственных преступлений на первом месте измена и разбой. В борьбе с ними санкционируется наказание непричастных лиц, т. е. объективное вменение. В делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», т. е. все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества. Круговой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим преступлениям, например, к подделке монет. Широко применялись членовредительные наказания и штрафы, заимствованные из византийского права. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь. Членовредительством распространялось на свободных крестьян – если они соберутся почему-либо без разрешения властей. Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству. В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство воспринимает их при расследовании политических преступлений. Вместе с тем широко применяются старые формы ордалия. И вор, и разбойник должны «пройти через железо». Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внимание. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол, и судебное решение фиксировалось на бумаге.

Незадолго после смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили воспользоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сельджуки. В сражении на Коссовом поле в 1389 г. сербы после героического сопротивления были разбиты турками. Захваченные земли были поделены на служебные наделы и розданы турецкому воинству. Управление Сербией было отдано в руки фанатичных и жестоких чиновников-мусульман. Население, презрительно именуемое стадом, должно было нести гнет налогов, а помимо того каждые пять лет отдавать завоевателям определенное число мальчиков. Турки воспитывали из них отборную часть своей гвардии – янычар. С покорением Сербии и Болгарии прекратилось на длительное время их самостоятельное государственное существование.

Вопрос 21. Арабский халифат

Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв. (в преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории на большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни:

1) родовой связи членов общества;

2) кровной мести;

3) в общем владении землей и т. д.

В данном случае отмечается:

1) выделение и укрепление родовой знати;

2) распространение получают торговля и ростовщичество;

3) появление довольно крупных городов.

Крестьянское население, жившее сельскими общинами, как и основная масса скотоводческих племен, противилось переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. В данной обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, признавало равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и предрекало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны. Новая религия – ислам – привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом в размере одной сороковой части недвижимого имущества. Другой характерной чертой этой религии является ее проникновение, пронизывание практически всех сфер общественной и государственной жизни. Пророком ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Сформировавшиеся религиозные убеждения легли в основу мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются:

1) сунна (дополняющая Коран);

2) фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права);

3) указы халифов.

При необходимости разрешалось выносить вердикты на основе адата (обычаев), являющихся одним из источников существовавшего мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он ни находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям. Следует отметить, что с первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей – Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро переходить на феодальный лад, приобретая имения и крепостных. Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. Духовным и светским главой государства являлся халиф. Соединение в одном лице высшей светской и церковной власти представляет важную особенность халифата, придающую ему характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства первое место принадлежало визирю. Важное значение приобретают так называемые диваны – канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. Во главе селений и городов находились поставленные правительством шейхи.

Наши рекомендации