Контроль и проверка исполнения

Под контролем в русском языке понимается постоянное наблюдение в целях проверки или надзора.23 Проверить - удостоверится в правильности чего либо, обследовать с целью надзора или контроля.24

Контроль в органах прокуратуры по формам и методам аналогичен внутриведомственному контролю в любой другой иерархичной государственной структуре.
Контроль – неотъемлемая часть организации работы органов прокуратуры для обеспечения реализации ее полномочий. По своему содержанию контроль есть совокупность действий, направленных на проверку качества и своевременности работы, выполнению служебных обязанностей и принятых решений, а также на установление причин неисполнения и выработку мер по устранению нарушений. Прокурор города (района) осуществляет контроль, как за надзорной и ненадзорной деятельностью подчиненных работников, так и за исполнением ими приказов Генерального прокурора РФ и прокурора субъекта федерации. Предметом контроля являются сроки, полнота и качество исполнения поручений, заданий, постановлений, решений, планов, организационно-распорядительных и иных документов разового и длительного действия. Контроль должен быть динамичным, всесторонним и оперативным.
Задачи контроля и проверки исполнения в прокуратуре города (района):

– достижение исполнительской дисциплины и ответственности при исполнении оперативными работниками прокуратуры служебных обязанностей;

– своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений и недостатков в организации прокурорского надзора; исполнение заданий, решений, поручений, организационно-распорядительных документов, касающихся деятельности городской (районной) прокуратуры;

– выяснение причин допущенных нарушений, подготовка предложений по их устранению или внесение изменений в ранее принятые решения, стоящие на контроле.
Для выполнения контрольных функций прокурор должен заблаговременно получать от подчиненных необходимые данные об исполнении приказов, указаний, поручений, заданий вышестоящих прокуроров и иных документов, находящихся на контроле, а также систематически напоминать исполнителям о сроках исполнения.

В случае выявления фактов нарушения исполнительской дисциплины, в том числе сроков исполнения, прокурор города (района) должен давать им принципиальную оценку, адекватно реагировать, ставить перед прокурором субъекта федерации вопрос об ответственности подчиненных.
На прокурора района (города) возлагается личная ответственность за организацию и состояние контроля и проверки исполнения.

Порядок прохождения документов и контроль за их исполнением устанавливаются приказом (распоряжением) прокурора в соответствии с Инструкцией по делопроизводству25. В ней указано, что прокурор должен контролировать как порядок поступления документов, так и их выход. Контроль осуществляется не только за документами, поступившими в городскую (районную) прокуратуру извне, но и за внутренними документами, в которых указан срок исполнения. На каждом поступившем в прокуратуру документе прокурор указывает, кому поручено его исполнение и срок. Порядок написания резолюции не установлен. На практике резолюция ставится в левом верхнем углу документа. Началом контроля исполнения считается дата регистрации документа в канцелярии прокуратуры.
Контроль и проверка исполнения направлены на определенные объекты. Применительно к органам прокуратуры объекты контроля и проверки исполнения подразделяются на два вида: 1) надзорную деятельность; 2) ненадзорную деятельность. Реализация конкретных мероприятий и выполнение решений – основные объекты контроля в городской (районной) прокуратуре. Таковыми являются: – мероприятия по реализации организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации (приказов, указаний, распоряжений), решений коллегий Генеральной прокуратуры РФ;

– мероприятия по реализации организационно-распорядительных документов прокуроров субъектов федерации (решения коллегий, постановлений координационных совещаний руководителей федеральных правоохранительных органов и субъектов федерации, в части, касающейся деятельности городских (районных) прокуратур);

– планы работы вышестоящих прокуратур по вопросам деятельности городских (районных) прокуратур, а также их поручений; – статистическая отчетность и итоговые доклады о работе городских (районных) прокуратур;

– разрешение обращений депутатов Федерального Собрания, законодательных органов субъектов федерации, руководителей федеральных органов власти субъектов федерации и иных лиц по вопросам, относящимся к деятельности прокуратуры;

– планы работы прокуратуры и планы основных мероприятий координационной деятельности правоохранительных органов города (района), решения оперативных совещаний и постановления координационных совещаний правоохранительных органов по борьбе с преступностью в городе (районе);

– документы прокурорского реагирования, имеющие сроки разрешения и рассмотрения (протесты, представления, предостережения и др.);

– материалы, содержащие сведения о преступлениях и других нарушениях законности, которые направлены в другие правоохранительные органы для разрешения в порядке ст. 145 УПК РФ;

– региональные программы борьбы с преступностью по вопросам, касающимся деятельности прокуратуры;

– процессуальные сроки следствия, предъявления обвинения, содержания задержанных в порядке ст. 91, 92 УПК РФ и арестованных, разрешение материалов о преступлениях, исполнения письменных указаний и отдельных поручений по уголовным делам;

– сроки устранения недостатков, выявленных проверкой работы прокуратуры, и представление информации вышестоящему прокурору;

– сроки разрешения жалоб, обращений, представления оперативной информации (спецдонесений) о совершенных преступлениях.

– сроки представления вышестоящим прокурорам документов по вопросам прохождения службы оперативными работниками прокуратуры, подготовки и воспитания кадров.
Вся надзорная работа и работа, связанная с участием в уголовном и гражданском судопроизводстве в прокуратуре города (района) осуществляется помощниками прокурора и его заместителями. Они готовят документы и непосредственно контролируют участие прокуроров в рассмотрении уголовных и гражданских дел, рассмотрение исков, протестов, других актов прокурорского реагирования; проводят надзорные проверки, разрешают жалобы и материалы. Все производство фактически находится у них до поступления информации о результатах рассмотрения прокурорских требований. Поэтому для городского (районного) прокурора важной является проверка законности ответов и своевременность их поступления в прокуратуру. После выполнения планового задания помощник прокурора обязан представить прокурору города (района) отчет. Как правило, в практике прокуратуры отчет оформляется в виде справки, к которой прилагаются проекты актов прокурорского реагирования либо иные документы. Эти документы позволяют прокурору контролировать глубину и качество проверки. Когда прокурор удостоверится в законности ответа и соблюдении сроков проверки либо разрешения производства, оно может быть «списано в наряд».

Порядок организации контроля и проверки исполнения в городской (районной) прокуратуре подробно регламентируется ведомственными правовыми актами, в том числе Инструкцией по делопроизводству и соответствующими методическими рекомендациями прокуратур субъектов федерации.
Контроль за исполнением документов в прокуратуре города (района) должен иметь первостепенное значение и обеспечивать не только соблюдение сроков, но также полноту и качество исполнения.

Наиболее распространенным методом контроля в городских (районных) прокуратурах является непосредственный контроль. Он предполагает ознакомление с состоянием работы на месте, а также получение от исполнителей документов прокурорского реагирования, докладных записок, справок и иной письменной информации о конечных результатах исполнения задания, поручения, планового (иного) мероприятия26.

Эффективная форма контроля – заслушивание на оперативных совещаниях отчетов заместителей или помощников прокурора о ходе выполнения ими служебных обязанностей на порученных участках работы и об исполнении контрольных заданий, поручений, плановых (иных) мероприятий. Как правило, на оперативных совещаниях прокурор ставит задачи по устранению недостатков в организации контроля исполнения и совершенствования деятельности прокуратуры.
Контроль исполнения организационно-распорядительных документов начинается с их поступления и регистрации в канцелярии прокуратуры. Зарегистрированные в установленном порядке документы и материалы должны незамедлительно передаваться прокурору, который определяет срок исполнения, исполнителей, порядок исполнения и накладывает резолюцию. Взятые на контроль документы должны храниться в отдельной папке с надписью «Контроль». На каждый документ заполняется карточка по установленной форме, которая находится в папке контроля.

Контрольные карточки хранятся в канцелярии по срокам исполнения. Заведующий канцелярией своевременно отмечает на карточках движение документа, напоминает работникам о сроках и докладывает прокурору об их нарушении. Организационно-распорядительные и иные документы длительного срока действия (задания о проверках законности на нескольких предприятиях, обобщения следственной работы и т. д.) заносятся в контрольные папки, в которые подшиваются все материалы, относящиеся к исполнению документа. Контрольные поручения или задания должны быть исполнены не позднее указанной в них даты. При необходимости срок исполнения продлевается прокурором либо его заместителем, давшим поручение, если ими не установлен иной порядок. Если в документе не указан срок, документ подлежит исполнению в течение тридцати дней со дня его поступления в прокуратуру. Карточки должны заноситься в электронную базу данных городской (районной) прокуратуры. Ведение карточек, папок контроля и электронной базы возлагается на заведующего канцелярией в соответствии с приказом прокурора о распределении обязанностей. Сведения компьютерной базы данных, папки контроля и карточки должны систематически проверяться прокурором для выявления и устранения фактов нарушений исполнительской дисциплины. Некоторые прокуроры городов и районов для более действенного контроля хранят у себя папки контроля, что представляется целесообразным.
Мероприятия по исполнению заданий, поручений, решений коллегий, координационных совещаний, оперативных совещаний, организационно распорядительных и иных документов включаются в текущие планы работы городской (районной) прокуратуры в соответствии со сроками их исполнения. Отдельным направлением контроля, находящегося под непосредственным руководством прокурора, является исполнение планов прокуратуры. Выполнение текущего (полугодового) плана должно контролироваться постоянно прокурором города (района), который лично анализирует ход исполнения плановых мероприятий, причины их переноса или срыва. После выполнения планового задания документы, подтверждающие исполнение, подшиваются к контрольным экземплярам, а в планах ставятся соответствующие отметки об исполнении со ссылкой на наряд, в котором подшиты документы. Исполненные документы подшиваются в соответствующий номенклатурой наряд по Инструкции о делопроизводстве в органах прокуратуры.

Одной из важнейших задач прокуратуры района (города) является обеспечение контроля за исполнением приказов, указаний и других организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Личная ответственность за организацию этой работы возлагается на прокурора. Документы данной категории подлежат регистрации в прокуратуре района (города). Прокурор обязан незамедлительно организовать их изучение всеми оперативными работниками прокуратуры и определить порядок и конкретные сроки исполнения. Он также обязан назначить конкретных оперативных работников из своих заместителей, старших помощников или помощников прокурора, ответственных за организацию исполнения. Обычно для решения данных вопросов прокурор проводит оперативное совещание. Если в гор(рай)прокуратуру из Генеральной прокуратуры РФ поступают организационно-распорядительные документы постоянного действия, то прокурор должен организовать их исполнение (проведение проверки; составление обобщения, аналитической справки и т. д.). После анализа и выборки определенных пунктов прокурор определяет предметы контроля и закрепляет их за конкретными работниками прокуратуры.

В организации работы первичного звена прокурорской системы большое значение имеет контроль за исполнением служебных обязанностей помощниками, старшими помощниками, заместителями прокурора. Контроль за исполнением функциональных обязанностей данными сотрудниками осуществляется по основным как надзорным, так и ненадзорным направлениям деятельности прокуратуры отраслям надзора, закрепленного за ними приказом прокурора города (района) о распределении служебных обязанностей. Контролируется также исполнение перспективного и текущего плана работы прокуратуры, контрольных заданий, поручений, решений коллегий, координационных совещаний; исполнение указаний и поручений городского (районного) прокурора и его заместителей по вопросам деятельности прокуратуры. Данный контроль осуществляется в ходе повседневного руководства деятельностью перечисленных должностных лиц.

Наши рекомендации