Возбуждение дел об административных правонарушениях
Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства. Для возбуждения дела необходимы поводы и основания.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ):
1) непосредственное обнаружение должностными лицами ОВД (полиции), уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения[46];
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст.ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ.
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4, транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 8.37 КоАП РФ, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все перечисленные выше материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами ОВД (полиции), уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях.
Компетенция конкретных должностных лиц ОВД по составлению протоколов определена Приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию». «Универсальной» компетенцией по составлению протоколов наделены участковые уполномоченные полиции и должностные лица дежурных частей. Помимо сотрудников ГИБДД, правом контроля и надзора за соблюдением правил дорожного движения, и соответственно, правоприменения в указанной сфере, наделены участковые уполномоченные полиции.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ):
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
5) в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения;
6) в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, и протокол об административном правонарушении составляется в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Протокол составляется по каждому факту обнаруженного правонарушения. При одновременном совершении одним лицом нескольких правонарушений, дела о которых подведомственны разным органам (должностным лицам), необходимо составление протоколов по каждому факту правонарушения. При совершении проступков с участием нескольких лиц протоколы должны составляться на каждое лицо.
Если имеются данные о том, что административным правонарушением причинен имущественный ущерб, то к протоколу прилагается заявление потерпевшего об этом.
В случае если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на месте, протокол об административном правонарушении не составляется, а оформляется предупреждение, либо налагается и взимается административный штраф (ст. 28.6 КоАП РФ).
В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ), и производство по делу осуществляется в обычном порядке.
В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.
В случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. В его ходе осуществляется установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксация, юридическая квалификация и процессуальное оформление. Административное расследование может проводиться должностными лицами ОВД в случаях выявления нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области общественной нравственности, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области дорожного движения и на транспорте.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Решение о его проведении принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором – в виде постановления непосредственно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности[47]. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца; решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – на срок до 6 месяцев; решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр – на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На стадии возбуждения дела могут осуществляться следующие процессуальные действия:
· опрос лиц, совершивших правонарушение;
· опрос свидетелей, потерпевших, их законных представителей;
· освидетельствование потерпевших, лиц, совершивших правонарушение;
· досмотр транспортных средств;
· личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов;
· доставление, административное задержание;
· осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий, находящихся там вещей и документов;
· изучение вещественных доказательств;
· производство экспертиз (исследований);
· истребование справок, характеристик;
· получение иных документов (копий с них);
· проверки по АБД и др. учетам и т.д.
Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.
В соответствии с основным принципом дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность[48].
По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица[49].
Если по делу проведено административное расследование, то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. При получении такого дела судом его рассматривает районный суд.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном Главой 12 КоАП РФ, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, кроме случаев безбилетного проезда и нарушений ПДД.