Понятие и особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции).
Анализ действующего законодательства показывает, что органы внутренних дел (полиция) в системе юрисдикционных органов занимают ведущие позиции по объему административно-юрисдикционных полномочий, что обусловлено особым характером выполняемых задач, основной объем которых связан с исполнительно-распорядительной, государственно-властной деятельностью. Так, в 2014 году ОВД возбуждено 2888844 дел об административных правонарушениях, вынесено 1203953 определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении[44].
Административная юрисдикция – это административно-процессуальная деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности. Предметом рассмотрения и разрешения в рамках административной юрисдикции являются дела об административных проступках[45].
Одним из направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Таким образом, административную юрисдикцию можно отнести к числу функций, осуществляемых полицией. Будучи составной частью ее административной деятельности, она по своему характеру является правоприменительной, т.е. связана с применением норм административного права к лицам, совершившим административные проступки.
Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции):
1. Широкий круг видов дел об административных правонарушениях, по которым сотрудники полиции вправе возбуждать производство по делу и производить их рассмотрение.
2. Внутриведомственная специализация сотрудников по возбуждению дел, при осуществлении административного расследования и при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
3. Правовая регламентация КоАП РФ, законами субъектов Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.
4. Право сотрудников полиции, наряду с обычным производством по делу, осуществлять упрощенное производство, налагая административное наказание на месте, без составления протокола об административном правонарушении; либо выносить постановление без участия лица, в отношении которого возбуждено дело.
5. Единоличный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
6. Применение к виновным только двух видов административных наказаний – предупреждения и административного штрафа.
Частью 1 ст. 23.3 КоАП РФ установлены составы административных правонарушений, которые вправе рассматривать должностные лица ОВД (полиции). Это: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; эксплуатация (выпуск в эксплуатацию) механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; административные правонарушения на транспорте и в области дорожного движения; правонарушения в области предпринимательской деятельности; правонарушения, посягающие на установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность. Наибольшее количество составов, подведомственных полиции, заключено в главах 12 и 20 КоАП РФ.
В ряде случаев КоАП РФ устанавливает альтернативную подведомственность, когда дело об административном правонарушении может быть рассмотрено одновременно несколькими органами и должностными лицами. Так, например, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», может быть рассмотрено должностными лицами органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ), а может быть передано ими для рассмотрения мировому судье (ст. 23.1 КоАП РФ).
Частью 2 ст. 23.3 КоАП определена компетенция должностных лиц ОВД (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях (т.е. должностная подведомственность). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;
2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;
3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции;
4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил на транспорте;
5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;
6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание;
7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения;
8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора;
9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.
По итогам рассмотрения дел должностные лица ОВД выносят соответствующие постановления и определения.