Понятие, основные черты и принципы административной деятельности ОВД
В органах внутренних дел и полиции значительное место по объему, важности и многообразию конкретных форм проявления занимает административная деятельность.
Административная деятельность органов внутренних дел представляет целенаправленную, организующую исполнительно-распорядительную деятельность специальных государственных органов, состоящую в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций в сфере внутренних дел государства.
Уголовно-процессуальная деятельность заключается в расследовании уголовных дел в форме дознания; пресечении преступлений независимо от степени их общественной опасности; задержании подозреваемых в совершении преступлений на основаниях и в порядке, предусмотренных УПК РФ.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) заключается в проведении органами и подразделениями полиции оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она также предполагает предотвращение[1], выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью. ОРД может осуществляться как гласными, так и негласными методами с привлечением граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе.
Указанные виды деятельности органов внутренних дел тесно взаимосвязаны с административной деятельностью. К примеру, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудники полиции могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными охранно-конвойными подразделениями полиции.
Следует также отметить, что полиция, кроме пресечения правонарушений, привлечения виновных к ответственности, применения мер государственного принуждения в рамках административной деятельности осуществляет управленческие, организационные и воспитательные функции.
Содержанием административной деятельности ОВД являются административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся:
– во-первых, в рамках внутриорганизационной деятельности ОВД в процессе организации обеспечения общественного порядка и безопасности;
– во-вторых, в ходе непосредственного обеспечения соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение правонарушений и привлечение виновных к ответственности, т.е. в рамках внешневластной деятельности.
Можно выделить следующие черты административной деятельности ОВД:
1. Государственно-властный характер – находит свое выражение в осуществлении ОВД полномочий от имени государства.
2. Организационный характер – выражается в том, что в процессе осуществления административной деятельности организуется совместная целенаправленная деятельность людей по решению задач в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка.
3. Подчиненность и подконтрольность соответствующим федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации повышает роль ОВД в организации борьбы с правонарушениями, усиливает ответственность за выполнение возложенных на них задач.
4. Сочетание централизованного руководства с оперативным управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объектом управления.
5. Подзаконность административной деятельности ОВД означает, что законом определены ее направление и главные средства достижения целей. Любое отступление от требований закона может причинить существенный ущерб правам и законным интересам участников административно-правовых отношений.
6. Широкий объем дискреционных полномочий. В рамках административной деятельности органы внутренних праве действовать по своему усмотрению, в пределах, предоставленных законом.
7. Профилактическая направленность административной деятельности ОВД обеспечивается такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил и средств ОВД (полиции), которая создавала бы благоприятные условия для развития цивилизованных отношений в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, для строгого соблюдения установленного в этих сферах законодательства, для предупреждения его нарушений.
Правовая характеристика административной деятельности ОВД складывается из административно-правового регулирования и административно-правовых отношений, в которые вступают органы внутренних дел с гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.
Решение однородных задач административно-правовыми средствами осуществляется путем совершения однотипных действий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений. Совокупность такого рода действий составляет вид административной деятельности. Различают следующие виды административно-правовой деятельности органов внутренних дел:
1) охрана общественного порядка и собственности;
2) обеспечение общественной безопасности;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;
4) производство по делам об административных правонарушениях;
5) административно-правовая профилактика правонарушений;
6) осуществление лицензионно-разрешительной системы;
7) охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
8) обеспечение безопасности дорожного движения;
9) контроль за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Под принципами административной деятельности ОВД понимаются общеобязательные идеи, руководящие начала, которыми ОВД руководствуются в своей деятельности. Принципы административной деятельности органов внутренних дел образуют целостную систему, в которой содержание и значение каждого из них обусловлено функционированием всей системы в целом. В системе принципов выделяются социально-правовые и организационные принципы (то есть те, на основе которых строится, организуется административная деятельность ОВД).
К социально-правовым принципам относятся
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина – является приоритетным в системе принципов административной деятельности ОВД. Это обусловлено тем, что в Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Законность. Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми без исключения сотрудниками полиции. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Открытость и публичность. Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) является гласной, открытой для граждан, общественности и средств массовой информации. Вместе с тем не подлежат разглашению данные, составляющие государственную и служебную тайну, а также сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, полученные в процессе служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пределы действия и конкретные формы проявления принципа гласности установлены Законами «О полиции», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами.
Гуманизм. По своей сути деятельность органов внутренних дел (полиции) и ее сотрудников направлена на защиту человека от преступных и иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на обеспечение благоприятных условий для труда, отдыха и спокойствия людей.
Реализация данного принципа в деятельности полиции предполагает, прежде всего, гуманное, человечное отношение ко всем гражданам, вовлеченным, так или иначе, в сферу ее функционирования. Совершение сотрудником оскорбительных, унижающих человеческое достоинство, причиняющих гражданам физические страдания действий – недопустимо.
Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Взаимодействие может выражаться в обмене информацией, совместном планировании и осуществлении каких-либо мероприятий и в иных формах.
Система организационных принципов включает в себя 2 их группы:
– принципы построения аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность;
– специальные принципы их деятельности.
К первой группе относятся принципы:
– отраслевой (для реализации того или иного вида административной деятельности образуются соответствующие аппараты, службы и подразделения);
– территориальный (при формировании административных аппаратов и служб различного направления важно учитывать особенности административно-территориальных образований, где эти службы расположены и функционируют;
– линейный (каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления, то есть каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного);
– функциональный (образование и деятельность служб и подразделений, реализующих координационные и обеспечивающие функции – кадровую, финансовую, материально-техническую и др.);
– двойное подчинение (ОВД подчиняются, с одной стороны, – по вертикали, т.е. непосредственно вышестоящему органу внутренних дел, а с другой – по горизонтали, подотчетность по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органу исполнительной власти соответствующего субъекта РФ).
Во вторую группу организационных принципов входят:
1. Рациональное распределение полномочий – предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений.
2. Ответственность за результаты работы способствует повышению качества и эффективности работы, воспитывает добросовестное отношение к служебным обязанностям, требовательность начальников к подчиненным – чуткое и внимательное отношение к людям.
3. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Деятельность ОВД строится на основе единоначалия. Оно обеспечивает необходимую дисциплину, организованность, оперативность в работе, личную ответственность работника за порученное дело. Вместе с тем единоначалие не исключает коллегиального обсуждения наиболее важных и сложных вопросов.
4. Сочетание убеждения и принуждения. Убеждение представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий осуществляемых в целях добросовестного соблюдения гражданами правовых норм. Принуждение применяется тогда, когда применение убеждения не принесло желаемых результатов, либо невозможно в сложившейся ситуации.
5. Профилактическая направленность административной деятельности. Конечной целью административной деятельности органов внутренних дел является предупреждение правонарушений. В ее процессе также проводятся многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и правовой природе профилактические меры, которые можно подразделить на меры общей и индивидуальной профилактики.
Общепрофилактические мероприятия адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений. К числу таких мер относятся, например, предупреждение и пресечение нарушений правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; правовое обучение; контроль за соблюдением правил паспортно-регистрационной и лицензионно-разрешительной систем, и т. д.
Ко второй группе относятся мероприятия по выявлению конкретных лиц, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о возможности совершения ими преступлений и других правонарушений, и принятию мер по их предотвращению.К таким мерам относятся: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; отказ в выдачеили аннулирование лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, а также разрешений на право его хранения и ношения; воспитательная работа с подростками-правонарушителями и безнадзорными, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, и другие.