Вопрос 19. правовая информатика
На этом пути наша цивилизация преодолела несколько значительных преобразований, которые принято называть информационными революциями. Они сопровождались глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.
Первая информационная революция- изобретение письменности. Вторая информационная революция (середина XVI в.) - изобретение книгопечатания. Третья информационная революция (конец XIX в.) - изобретение электричества. Четвертая информационная революция(середина XX в.) - изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций. Пятая информационная революция (конец XX в.) – создание глобальных информационных компьютерных сетей.
Основными особенностями информационного общества являются:
- наличие информационной инфраструктуры, состоящей из глобальных компьютерных сетей и распределенных в них информационных ресурсов;
- применение персональных компьютеров, подключенных к глобальным сетям, в массовом порядке;
- готовность членов общества к использованию компьютерной техники и глобальных сетей (например, психологические препятствия);
- внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);
- возможность быстрого получения больших объемов информации;
- возможность общения с другими членами общества в реальном времени на любых расстояниях (чаты, форумы и др.);
- использование средствами массовой информации глобальных сетей для распространения информации без ограничений;
- создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме (средства мультимедиа позволяют человеку одновременно не только воспринимать изображение и звук, но и участвовать в этом процессе);
- создание международных информационных норм, законодательства.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. По-настоящему современный человек, который востребован обществом, должен уметь общаться как минимум на одном иностранном языке, свободно пользоваться достижениями науки и техники, быть мобильным, готовым к перемене места жительства, страны, профессии. Огромную роль в процессе формирования такого человека играет информационная культура, которая является основой для способности человека учиться всю свою сознательную жизнь.
Проблема формирования информационного общества имеет в настоящий момент не технический, а организационный и психологический характер. Дальнейший прогресс на пути развития информационного общества зависит от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, – телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации. Также большое значение имеет правовое регулирование финансовых потоков в Интернет, защита информации от неправомерного доступа, охрана авторских прав. Решение данных проблем позволит улучшить создаваемое информационное общество, сделать его подлинно демократичным.
До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.
Правовая информатика – междисциплинарная отрасль знаний о закономерностях природы и структуры правовой информации, а также информационных процессов (формирования и реализации правовой информации) в правовой системе.
Известный юрист А.Б.Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах). Более широко понимал правовую информацию С.С.Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков. В частности, О.А.Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».
Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и документы, имеющие правовой характер, а также неофициальные сообщения, непосредственно связанные с практикой нормотворчества и юридической деятельностью.
Таким образом, к правовой информации относятся:
- нормативные и ненормативные правовые акты (законы, подзаконные акты, акты правоприменения и др.);
- нормативные акты корпораций и других организаций;
- официальные акты и обобщения судебной практики;
- документы юридической деятельности правоохранительных органов;
- официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов;
- доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.
Принято считать, что к основным видам правовой информации относятся нормативная и ненормативная правовая информация.
Нормативная правовая информация. К наиболее распространенному виду правовой информации, то есть информации непосредственно относящейся к норма права, являются нормативные правовые акты разного уровня и разновидностей (международные правовые документы, федеральные нормативные акты, региональные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления).
К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций нормативного характера – приказы и распоряжения, инструкции и др.).
Ненормативная правовая информация - официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации.
К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.
К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики). Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени. К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.
Электронная правовая информация. Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.
Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и массового внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее - СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники. Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время.
Например в РФ к числу электронной правовой информации относятся известные СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС»
В ДНР во исполнение Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 года № 1-17 «Об утверждении порядка ведения Государственной информационной системы нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики и осуществления систематизации нормативных правовых актов, содержащихся в ней» запущена Государственная информационная система нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики (ГИС НПА ДНР), которая доступна по адресу http://gisnpa-dnr.ru.
Кроме СПС к правовой информации относится и правовая информация размещаемая и распространяемая по каналам глобальных телекоммуникационных сетей (например, ИНТЕРНЕТ). В последнее время, в связи с внедрением наиболее интеллектуальных и высокотехнологичных поисковых систем, в сетевом режиме юристы и другие специалисты используют полезную правовую информацию (нормативные правовые акты, информацию о судебной деятельности, аналитическую правовую информацию и т.д.).
В последнее время внедрение электронных форм ведения деловой жизни позволило использовать новые формы передачи правовой информации (в том числе электронных документов).
Народным Советом ДНР принят закон «Об информации и информационных технологиях» Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при:
- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- применении информационных технологий;
- обеспечении защиты информации.
Положения настоящего Закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- установление ограничений доступа к информации законодательством ДНР;
- открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных законодательством ДНР;
- обеспечение безопасности Донецкой Народной Республики при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
- достоверность информации и своевременность ее предоставления;
- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
- недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена законодательством Донецкой Народной Республики.
Вопрос 20. Требования к оформлению правовых документов
Разнообразные операции, осуществляемые юристом в процессе практической деятельности, всегда закрепляются в правовых документах.
Правовой документ- предусмотренная законом материальная форма получения, сохранения, использования и распространения информации путем фиксации его на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе.
Различают документ:
1. первичный - содержит исходную информацию;
2. вторичный - подготовлен в результате анализа и обработки информации, которая содержится в первичном документе и характеризует его содержание и др.;
3. исходящий - настоящий (аутентический) оригинал.
Правовой документ должен отвечать высоким эстетическим требованиям, что существенно облегчает их восприятие и свидетельствует о их повышенной значимости.
Повышению эстетических качеств документа способствует правильный выбор бумаги, шрифта, чернил. Так, к примеру, бумага для документов должна быть белого цвета. Не рекомендуется использовать тонкую и прозрачную бумагу. Чернила необходимо применять черного или другого темного цвета, что создает четкое, контрастное восприятие.
Правовые документы должны быть составлены без исправлений, подтирок, которые существенно ухудшают эстетическое восприятие.
Большое значение при составлении любого правового документа имеет точное указание всех реквизитов (составных элементов), а так же последовательный порядок их размещения, в связи с тем, что отсутствие даже одного из них может привести к потере юридической силы документа.
Для составления документов, как правило, применяются бланки. Государственным стандартом являются размеры бумаги (формат):
А3 (297´420); А4 (210´297); А5 (148´210); А6 (105´148).
Помимо того, что установлен перечень реквизитов, предусмотренных стандартами, в отдельных документах могут быть дополнительные реквизиты.
Каждый реквизит документа, кроме смысловой нагрузки, несет и определенную нагрузку эстетического свойства. Для тех документов, например, где имеется заголовок, в котором сжато и четко формулируется основное содержание правового документа, предусмотрено особое внешнее оформление данного реквизита.
Существуют два способа размещения реквизитов заголовка на бланках документов:
1. по центру - начало и конец каждой строки реквизита одинаково удалены от границы поля;
2. флаговый - каждая строка реквизита начинается от левой границы поля.
Некоторые документы в качестве обязательного реквизита имеют изображение Государственного герба ДНР. Изображение Государственного герба на бланках с угловым размещением реквизитов находится на верхнем поле бланка над срединой строк наименования организации, а на бланках с продольным размещением реквизитов – в центре верхнего поля. Диаметр изображения – 20 миллиметров.
В соответствии с требованиями Единой государственной системы делопроизводства в документе должно быть название органа, который его издал. Название органа определяется в соответствии с положением о нем. Сокращенное название может размещаться на бланке вместе с полным названием только в случаях, если оно официально зафиксировано в установленном порядке. Название органа, как правило, проставляется специальным штемпелем или имеется на самом бланке. Данный реквизит включает, кроме названия, должностное положение лица с указанием фамилии, инициалов, от которого исходит данный документ.
Важнейшим реквизитом правовых документов является адресат. В соответствии с компетенцией документы могут адресоваться органам государственной власти и управления, министерствам, ведомствам и их структурным подразделениям, конкретному должностному лицу, а так же гражданам. Документ не должен иметь больше четырех адресов. Если их больше, то составляется список рассылки и на каждом экземпляре документа пишется один адрес.
Наименование организации, ее структурного подразделения должно быть указано в именительном падеже. При адресовании документа руководителю организации ее название входит в состав названия должности адресата. В случае направления документа нескольким организациям адресаты могут быть выражены обобщенно. При отсылке документа гражданам в начале пишется почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы.
При адресовании документов за границу в начале пишется имя и фамилия или инициалы и фамилия, затем должность, название организации и ее адрес в такой последовательности: номер почтового ящика, номер здания, название улицы, почтовый индекс, название города, название страны.
Важнейшим реквизитом правовых документов, от которого зависит его юридическая сила, является подпись. Она должна служить следующим целям:
1. указывать на автора, составителя документа;
2. свидетельствовать, заверять или утверждать содержание документа;
3. подтверждать ответственность того, кто составил документ за содержащуюся в нем информацию.
В состав реквизита «Подпись» входят: название должности, звание, личная подпись, инициалы и фамилия лица, подписавшего документ. Если документ напечатан на бланке, то название органа (структурного подразделения) в названии должности руководителя не указывается. Расшифровка подписи в реквизите «Подпись» должна быть напечатана на уровне последней строки названия должности, а в случае указания и звания, – то на его уровне.
Если документ подписывается несколькими должностными лицами, которые занимают различные должности, то их подписи размещаются одна под другой, в зависимости от того, кто из них выше по своему положению. Если же лица, подписывающие документ, занимают одинаковую должность, то их подписи размещаются на одном уровне.
Юридическую силу правовым документам придает печать. Гербовая печать (печать с изображением Государственного герба) ставится на тех документах, где это строго регламентировано нормативно-правовыми актами. Гербовая печать применяется: на документах для свидетельства прав граждан и юридических лиц; на уставах (положениях) учреждений; на договорахи т.д.
Печати других видов (с названием соответствующего органа, учреждения, без изображения Государственного герба или гербовая с надписью "Для хозяйственных и финансовых документов") проставляется на различных справках, выдаваемых органом или учреждением.
Оттиск печати должен ставиться с левой стороны документа таким образом, чтобы он охватывал часть названия должности лица, подписавшего документ. Особое значение необходимо уделять тому, чтобы оттиск был выполнен четко, так как смазанная печать во всех случаях придает документу неаккуратный вид, а иногда может вызвать сомнения в достоверности содержания документа.
В некоторых случаях после подписания правового документа требуется его утверждение вышестоящим должностным лицом. Именно с этого момента документ приобретает юридическую силу.
Утверждение документа осуществляется двумя способами: грифом утверждения или изданием соответствующего документа (приказа, указания). Эти способы утверждения имеют одинаковую силу. Элементами грифа утверждения являются: гриф «Утверждаю», название должности, личная подпись, инициалы и фамилия лица, утвердившего документ, а также дата утверждения.
При подписании или утверждении документа всегда ставится дата. Она оформляется арабскими цифрами, разделенными точкой. Допускается применение словесно-цифрового способа оформления дат. Дата включает в себя срок принятия правового документа и срок вступления его в законную силу.
В соответствии с Государственными стандартами регламентируется оформление текста правового документа, благодаря чему достигается, помимо всего прочего, и эстетическое совершенство актов. Так, к примеру, тексты всех документов, составленных на бланках формата А4 печатаются через полтора межстрочных интервала, а на бланках формата А5 – через один межстрочный интервал.
При составлении документов необходимо так же придерживаться специальных требований, имеющих технико-юридический характер:
-Некоторые документы должны быть составлен на специальных бланках (паспорт, диплом, определенные гражданско-правовые договоры), поскольку они отличаются особой важностью и имеют точные стандарты. Такие бланки изготовляются специальными государственными учреждениями на бумаге с водяными знаками.
- Некоторые правовые документы (пропуск, справка), в которых нет такой точности, составляются на бланке, чтобы удобнее было ими пользоваться.
-Для отдельных документов невозможно подготовить бланк. Это касается документов (характеристика, протокол), для которых определена соответствующая форма построения и общие принципы составления. Что касается языковых средств и их компоновок в тексте, то их автор-составитель избирает сам. Именно при составлении таких документов у юриста часто возникают противоречия, ошибки. Здесь особо проявляется языковая, эстетическая и общая культура (или бескультурье) юриста.
Уровень эстетической культуры юриста-практика, составляющего правовой документ, во многом зависит от правильности выбора формы, стиля и языка.
Основные формы изложения содержания правовых документов:
1. вводная - указание наименования акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;
2. описательная - изложение фактов, явлений, событий в той хронологической последовательности, в которой они имели место в действительности;
3. мотивировочная - размещение явлений, событий и поступков субъектов права в зависимости от их значимости; рассмотрение их важнейших признаков, обоснование принятого решения;
4. результативная - установление логически-последовательных суждений, выводов, основанных на причинных связях между явлениями и фактами, изложение содержания решения.
Для эстетического восприятия правового документа важен язык и стиль изложения. При составлении документа необходимо использовать официально-деловой стиль, для которого характерны: сжатость и унифицированность (единообразие); точность формулировок и четкость высказываемой мысли; логичность и аргументированность изложения; отсутствие эмоциональности, экспрессивности, образности; отсутствие индивидуальных черт стиля.
Существует ряд нормативно-правовых документов Донецкой Народной Республики регулирующих оформление юридических документов.
Закон ДНР «»О нормативно-правовых актах»определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Донецкой Народной Республике, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой. Кроме того, он определяет общий порядок подготовки нормативных правовых актов, их оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации, а также, основы реализации и мониторинга их правоприменения. (Ст.21 Составление текса нормативно-правового документа, глава 6 Оформление нормативных правовых актов.)
Статья 25. Требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного правового акта. Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. В тексте нормативного правового акта не допускается употребление: 1) просторечий и экспрессивных форм разговорной речи; 2) в одном и том же смысле разных понятий (терминов); 3) иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в русском или украинском языке; 4) нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор; 5) аббревиатур, кроме общеизвестных; 6) ненормативной лексики.
В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» и направлены на реализацию положений в части унификации юридико-технических требований к составлению и оформлению законопроектов разработаны правила юридико-технического оформления законопроектов. Правила рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при осуществлении законопроектной работы. Целью настоящих Правил является обеспечение высокого качества законопроектов путем установления требований к их оформлению и унификации подходов в применении средств, правил и приемов законодательной техники. Правила разработаны сотрудниками Управления правового обеспечения Аппарата Народного Совета на основе сложившейся многолетней практики законотворческой деятельности в РФ. На рабочей площадке Временной комиссии Народного Совета по налаживанию взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти было проведено согласование Правил с представителями Аппарата Совета Министров Донецкой Народной Республики. Правила являются унифицированными и обязательны к исполнению субъектами права законодательной инициативы. Законодательный орган Донецкой Народной Республики в случае несоблюдения Правил оставляет за собой право настаивать на приведении законопроектов в соответствие с указанными Правилами.
Одним из документов регламентирующих оформление документов в ДНР является Типовая инструкция по делопроизводству в органах государственной власти, органах местного самоуправления Донецкой Народной Республики.Документ принят сцелью усовершенствования делопроизводства, установления единых требований к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственной власти. Инструкция устанавливает общие положения функционирования структурных подразделений по делопроизводству в органах государственной власти и местного самоуправления, требования к документированию управленческой информации и организации работы с документами, регулирует порядок организации электронного документооборота. Документ определяет требования к созданию документа, бланкам, оформлению реквизитов, составлению отдельных видов документов, их регистрации, организации передачи и их исполнения, систематизации документов и их хранения.