Организация координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

1. Понятие и содержание деятельности прокуратуры

Организация работы в органах прокуратуры - система взаимосвязанных действий работников прокуратуры, основанных на иерархии и разделении труда, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы для реализации общих целей.

Виды организации: нормативно-правовой и административно-управленческий.

Нормативно-правовой – это вид организации работы, при котором орган прокуратуры наделяется компетенцией с помощью норм права.

Административно-управленческий – это организация работы самими прокурорами по реализации своих полномочий.

В административно-управленческом виде организации можно выделить три направления работы прокуратуры.

1. Организация работы каждого прокурорского органа (в том числе прокуратуры города, района).

2. Организация работы структурного подразделения.

3. Индивидуальная организация работы каждого работника.

Эффективностью организации работы прокуратуры является рациональное использование сил и времени ее сотрудников.

Организация работы в городской (районной) прокуратуре включает систему мероприятий:

1. основные мероприятия (подбор и расстановку кадров, распределение поручений; планирование работы; контроль и руководство; получение информации о состоянии законности и ее анализ и т.п.);

2. технические мероприятия (делопроизводство, регистрация входящей и исходящей корреспонденции, материально-техническое обеспечение, ведение кодификации, статистическая отчетность (два вида: отчетность о расследовании уголовных дел и отчетность о работе по надзору за соблюдением законности и другим направлениям деятельности прокуратуры);

3. мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства(оперативные совещания, стажировка в вышестоящих органах и учеба в специальных учебных заведениях, распространение передового опыта).


2. Прохождение службы и кадровое обеспечение

Группы прокурорских работников как государственных служащих:

- прокуроры (лица, занимающие прокурорские должности - заместители прокуроров, старшие помощники и помощники прокуроров);

- военные прокуроры;

- научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры.
В прокуратуру поступают на службу, занимаемые должности помощников прокуроров являются государственными должностями и лица, их занимающие, называются работниками прокуратуры, прохождение службы регулируется специальным законодательством о прокуратуре, о государственной службе, которое является приоритетным по отношению к иному законодательству.

После приема на службу в органы прокуратуры, работник прокуратуры проходит в пределах 6 месяцев предаттестационную подготовку по специальному плану, под руководством наставников, а после ее прохождении и успешной аттестации им присваивается первоначальный классный чин.

Классные чины:

    • младший юрист;
    • юрист 3 класса, 2 класса, 1 класса;
    • младший советник юстиции;
    • советник юстиции;
    • старший советник юстиции;
    • государственный советник юстиции 3 класса, 2 класса, 1 класса;
    • действительный государственный советник юстиции.


Запреты для прокурорских работников:

-на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

-быть членом общественных объединений, преследующих политические цели и участвовать в их деятельности и иные запреты.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами власти и органами местного самоуправления, обязаны ежегодно представлять сведения о себе и членах своей семьи, сведения о полученных доходах, собственном имуществе.

Аттестация прокурорских работников и их классные чины устанавливаются ст.41 ФЗ "О прокуратуре". Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины.

Виды аттестации:

1. Первичная (по истечении 6 месяцев после принятия на службу);

2. Итоговая (проводится 1 раз в 5 лет);

3. Досрочная (при выдвижении на вышестоящую должность; при наличии у работника существенных упущений в работе или совершении проступка, либо по просьбе самого работника).

Распределение поручений

Распределение поручений – это определение служебных обязанностей каждого работника, входящего в состав прокурорского органа.
Распределение поручений должно производиться так, чтобы предусмотреть все участки работы в соответствии с Законом о прокуратуре РФ, необходимо учитывать специфику деятельности прокуратуры, штат, характеристики данного города: уровень, структуру и динамику преступности, состояние исполнения законов и др.

Принципы распределения поручений:

1. Предметный принцип (распределение обязанностей по направлениям прокурорской деятельности).

2. Зональный принцип (вся территория города разделяется на определенные участки (зоны) с последующим закреплением их за конкретными работниками прокуратуры).

3. Принцип стабильности (специализация каждого работника по отдельным видам надзора в течение достаточно продолжительного времени).

4. Принцип определенности (каждый работник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей в полном объеме).

5. Принцип самостоятельности (каждый работник выполняет свои функции в строгом соответствии с порученным ему участком работы).

Распределение поручений работникам прокуратуры района (города) закрепляется в виде приказа (распоряжения).

В городской (районной) прокуратуре все направления деятельности можно подразделить на криминалистические и цивилистские:

- к криминалистическим относятся надзор за дознанием и предварительным расследованием, за исполнением законов в изоляторах временного содержания, деятельность прокуратуры в уголовном судопроизводстве и т. д.;

- к цивилистским – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, деятельность прокуратуры в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Прокурор имеет два вида полномочий: передаваемые и непередаваемые.

Передаваемые полномочия прокурор вправе делегировать своим подчиненным. Это проведение конкретных проверок, разрешение жалоб, материалов, опротестование судебных решений в случаях, если оперативный работник является помощником либо заместителем прокурора.

Непередаваемые полномочия – наиболее существенные полномочия, требующие повышенной квалификации работников. Их может исполнять непосредственно прокурор города (района), либо его заместитель.

К оперативным работникам прокуратуры относятся все аттестованные работники прокуратуры, имеющие классные чины, а также работники, не имеющие классных чинов, но назначенные на оперативные должности приказом прокурора субъекта федерации. Полномочия оперативных сотрудников прокуратуры подразделяются на основные и дополнительные. Основные полномочия – это закрепление за работником конкретной функции. Дополнительные – это вся текущая работа, которую должен выполнять оперативный работник в ходе повседневной деятельности.


4. Планирование работы

Планирование – характерное как для деятельности прокуратуры, так и конкретного работника, целенаправленная деятельность по определению мероприятий, которые надлежит выполнить в определенный период (год, полугодие, квартал, месяц, день) с указанием последовательности и сроков выполнения, а также обозначением исполнителей.

План в органах прокуратуры - управленческий акт, содержащий систему мероприятий, реализация которых позволяет усилить борьбу с правонарушениями, улучшить состояние законности.

Принципы при подготовке плана работы прокуратуры города (района):

- целенаправленности и конкретности (план должен содержать юридически грамотное и полное определение мероприятий и объектов надзора),

- оптимальной достаточности (соответствие объема работы реальным возможностям, наличию сил и средств, времени для реализации мероприятий в установленные сроки),

- стабильности (неизменность плановых мероприятий. Однако не исключается возможность корректировки плана при изменении оперативной обстановки в городе (районе). Корректировка плана возможна по мотивированному ходатайству должностных лиц прокуратуры либо по инициативе прокурора. Внесение изменений в план оформляется распоряжением прокурора).

Виды планирования:

- перспективное (планы на год, затрагивают проблемы борьбы с преступностью и готовятся совместно с другими правоохранительными органами),

- текущее (план полугодовой, является основным, используется прокурорами для планирования конкретных мероприятий по определенному направлению работы),

- оперативное (план сроком до 1 месяца),

- комплексное,

- индивидуальное (план по повышению проф.подготовки, личное календарное планирование (участие в работе с ОМС, проведение оперативных совещаний, прием посетителей подготовка отчетных, надзорных данных и.т.д.)),

- координационное (план на год, составляется с учетом решений коллегий, оперативных совещаний, учитываются общие программы борьбы с преступностью, укрепление законности).

Контроль - совокупность действий, направленных на проверку качества и своевременности работы, выполнению служебных обязанностей и принятых решений, а также на установление причин неисполнения и выработку мер по устранению нарушений. Прокурор города (района) осуществляет контроль, как за надзорной и ненадзорной деятельностью подчиненных работников, так и за исполнением ими приказов Генерального прокурора РФ и прокурора субъекта федерации.

Задачи контроля и проверки исполнения:

– достижение исполнительской дисциплины и ответственности при исполнении оперативными работниками прокуратуры служебных обязанностей;

– своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений и недостатков в организации прокурорского надзора; исполнение заданий, решений, поручений;

– выяснение причин допущенных нарушений, подготовка предложений по их устранению.

Основные объекты контроля в городской (районной) прокуратуре - реализация конкретных мероприятий и выполнение решений:

– мероприятия по реализации организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации (приказов, указаний, распоряжений), решений коллегий Генеральной прокуратуры РФ; прокуроров субъектов федерации;

– планы работы вышестоящих прокуратур, их поручений;

– статистическая отчетность и итоговые доклады о работе;

– планы работы прокуратуры и планы основных мероприятий координационной деятельности правоохранительных органов города, решения оперативных совещаний и постановления координационных совещаний правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

– документы прокурорского реагирования, имеющие сроки разрешения и рассмотрения (протесты, представления, предостережения и др.);

– сроки разрешения жалоб, обращений и т.д.

Контроль осуществляет аналитический отдел.

Наши рекомендации